четверг, 29 января 2015 г.

ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ САРАСКИНОЙ




На снимке: Людмила Сараскина в редакции журнала "Наша улица". Январь 2004.

ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ САРАСКИНОЙ

...Людмила Сараскина в свое время приехала в Москву "с Украины, из города Кировограда, бывшего Елисаветграда, с кафедры русской литературы местного пединститута", в Московский пединститут, на межвузовскую конференцию, "с докладом об Иване Карамазове и его двойниках". И выступила со своим докладом на этой конференции. И ей выпал шанс перебраться в Москву, куда она давно мечтала перебраться. Ей предложили поступить в аспирантуру. И она воспользовалась этим шансом. Но для этого она должна была пройти испытания, приложить усилия (как в сказке, когда героиня хочет чего-то добиться, она проходит испытания). Сараскина должна была подготовить для экзаменов четыре вопроса: "Достоевский и Пушкин. Достоевский и Лермонтов. Достоевский и Гоголь. Достоевский и натуральная школа". И она подготовила их и сдала экзамен на "пять с плюсом". И осталась в Москве. И стала известным достоевсковедом. И посвятила Достоевскому всю свою жизнь. Написала много книг о нем. Кувалдин задал ей вопрос, почему она не стала, как многие женщины, например, "учительницей или ткачихой, а стала заниматься логосом... литературой, в широком смысле слова", и сама стала "писать, в узком смысле"? Она ответила, что с четырех лет любила читать и писать. И ничего другого не умела и не хотела делать. В двенадцать лет она прочитала Руссо, в пятнадцать - всего Шекспира. В школе она писала сочинения за всех мальчишек в классе, а они делали за нее лабораторные работы по физике... Сараскина окончила школу с золотой медалью. Из русской классики она любила "Бедную Лизу" Карамзина, "Повести Белкина" Пушкина и повести Тургенева (его "Асю" и так далее). Потом полюбила Достоевского, и так полюбила, что у нее не хватило смелости после него писать что-то свое, свои рассказы, повести, романы. Она внушила себе, что не сможет написать лучше, чем он. И поэтому стала писать о нем. Он подавил ее своим авторитетом и подмял ее под себя. И она села на него, как "на иглу". И кроме него вообще никого больше не видит в литературе.
О литературоведах, которые пишут о классиках, читатели у нас мало что знают. Да их это и мало волнует. Им это кажется неинтересным. И сами литературоведы ничего не пишут о себе. А из беседы Кувалдина с Сараскиной читатели узнают о ней и как о литературоведе, и как о человеке, узнают о ее жизни, которая, оказывается, так же интересна, как жизнь классиков и жизнь их персонажей...

Нина КРАСНОВА