На снимке: Людмила Сараскина в редакции журнала "Наша улица". Январь 2004.
ИНТЕРЕСНАЯ
ЖИЗНЬ САРАСКИНОЙ
...Людмила
Сараскина в свое время приехала в Москву "с Украины, из города
Кировограда, бывшего Елисаветграда, с кафедры русской литературы местного
пединститута", в Московский пединститут, на межвузовскую конференцию,
"с докладом об Иване Карамазове и его двойниках". И выступила со
своим докладом на этой конференции. И ей выпал шанс перебраться в Москву, куда
она давно мечтала перебраться. Ей предложили поступить в аспирантуру. И она
воспользовалась этим шансом. Но для этого она должна была пройти испытания,
приложить усилия (как в сказке, когда героиня хочет чего-то добиться, она
проходит испытания). Сараскина должна была подготовить для экзаменов четыре
вопроса: "Достоевский и Пушкин. Достоевский и Лермонтов. Достоевский и Гоголь.
Достоевский и натуральная школа". И она подготовила их и сдала экзамен на
"пять с плюсом". И осталась в Москве. И стала известным
достоевсковедом. И посвятила Достоевскому всю свою жизнь. Написала много книг о
нем. Кувалдин задал ей вопрос, почему она не стала, как многие женщины,
например, "учительницей или ткачихой, а стала заниматься логосом...
литературой, в широком смысле слова", и сама стала "писать, в узком
смысле"? Она ответила, что с четырех лет любила читать и писать. И ничего
другого не умела и не хотела делать. В двенадцать лет она прочитала Руссо, в
пятнадцать - всего Шекспира. В школе она писала сочинения за всех мальчишек в
классе, а они делали за нее лабораторные работы по физике... Сараскина окончила
школу с золотой медалью. Из русской классики она любила "Бедную Лизу"
Карамзина, "Повести Белкина" Пушкина и повести Тургенева (его
"Асю" и так далее). Потом полюбила Достоевского, и так полюбила, что
у нее не хватило смелости после него писать что-то свое, свои рассказы,
повести, романы. Она внушила себе, что не сможет написать лучше, чем он. И
поэтому стала писать о нем. Он подавил ее своим авторитетом и подмял ее под
себя. И она села на него, как "на иглу". И кроме него вообще никого
больше не видит в литературе.
О
литературоведах, которые пишут о классиках, читатели у нас мало что знают. Да
их это и мало волнует. Им это кажется неинтересным. И сами литературоведы
ничего не пишут о себе. А из беседы Кувалдина с Сараскиной читатели узнают о
ней и как о литературоведе, и как о человеке, узнают о ее жизни, которая,
оказывается, так же интересна, как жизнь классиков и жизнь их персонажей...
Нина
КРАСНОВА