воскресенье, 25 января 2015 г.

БУКВА ЕСТЬ ТВОЁ ЗЕРКАЛО предисловие к книге Маргариты Прошиной МЕЧТА (2013)


 


 


Юрий Кувалдин


  
БУКВА ЕСТЬ ТВОЁ ЗЕРКАЛО
  
предисловие к книге Маргариты Прошиной МЕЧТА (2013)
  
  
  В мелодике "женских рассказов" Маргариты Прошиной (а вся книга пронизана неумолкаемо звучащей женской нотой), во всех образах, в их движении, в переживаниях, в любви есть грустная элегантность. И понятно, почему в процессии чтения этой книги в душе возникает задумчивая грусть. Поучающие, "правильные" люди растворяются в дымке безвестности, а любящие, мыслящие западают в память навсегда.
  Элегическая сосредоточенность, умное сердце и безупречная деликатность отличают героинь Маргариты Прошиной среди говорливой, вечно спешащей, и никуда не успевающей толпы.
  В "Уроках деревни" молодую учительницу после вуза распределяют в сельскую школу. Перед ней раскрывается мир, ей совершенно незнакомый, с прекрасной природой, но с первобытным существованием жителей, в которых, однако, она пытается разглядеть "прекрасные черты". В финале дана очень точная метафора всей этой жизни "в природе" - героине Зое становится плохо в бане, о которой она мечтала, топящейся по-чёрному. Зоя едва успевает выскочить на улицу и сесть на огромный камень, дабы совсем не угореть, и сквозь пелену услышать голос хозяйки, у которой она остановилась: " Девка-то у меня отходит, угорела". Хозяйка "стала обливать Зою холодной водой. Два ведра вылила, и увела Зою в полотенце в избу. И сутки потом Зоя пролежала больная".
  В "Её волшебном озере" научная работница, привлекательная и свободолюбивая, не желает себя связывать с кем-либо из мужчин семейными узами, предпочитая мимолётные и частые сближения, за что постоянно подвергается внушениям своей непосредственной начальницы, засохшей в семейном болоте, ибо после рождения сына почти двадцать лет они с мужем бок о бок прозябали, как брат и сестра, считая, что эрос нужен только для размножения.
  Рассказ "Ледяйкина" построен на мрачной конвейерной жизни этой самой Ледяйкиной (фамилия сама по себе леденит). Но Ледяйкина не понимает, что она лишь приспособление для поточного производства прозрачных диодов, в которые она вставляет металлические усики. Изо дня в день, из года в год. Интересы сводятся к покупке босоножек или сумочки. В итоге комната её в "покосившемся в сторону грязной речки огромном двухэтажном бараке, со стенами из дранки", в один прекрасный день предстаёт перед Ледяйкиной огромным стеклянным диодом, затягивающим усиками Ледяйкину в себя. Она превращается в человеческий эмбрион, запаянный в стекло.
  Есть женщины, живущие в мире искусства, но при этом сами ничего не создают. Вся их жизнь заключена в перевоплощении в чужие произведения. Они любят живопись, серьезную музыку, классическую литературу. Но им постоянно чего-то не хватает. Такова героиня рассказа "Огни Москвы". Да она ещё и со странностями. Я бы не назвал это состояние аутизмом, но близкое к этому в ней ощущается. Поэтому не удивительно, что она представляет себя птицей и летит в открытое окно с высокого этажа к огням Москвы. Чего же ей недоставало? Собственной созидательной работы души, собственного творчества.
  В жёстком рассказе "Одноглазая" Маргарита Прошина показывает нам некрасивую, с увечьем (глаз она потеряла на заводе, где всю жизнь работала токарем), но добрейшей души женщину, одинокую, ждущую какого-то призрачного счастья. И вот она, казалось бы, находит его в виде лежащего в снегу под ёлкой пьяного, которого она спасает от "мёрзлой" смерти, выхаживает его, полагая, что таким образом к ней пришло женское счастье. Но не тут-то было. Она же и оказывается виноватой, оскорблённой, когда является жена пьяницы и забирает своего "хорошего" домой.
  Длинноногие провинциалочки быстро осваиваются в столице, находят себе мужей-миллионеров, порывая навсегда с провинциальным городом, с мебельной фабрикой. Москва набита провинциалами. У них - горячая кровь, невиданная энергия, позволяющая идти прямо, не сворачивая, к цели: деньги, квартира, дача, машина. Так и читается в рассказе "Провинциалочка" ироничная мысль - сама физиология продвигает их. Поскольку миллионерам нужны красивые, стройные, не испорченные цивилизацией подружки. Интеллигентные москвички рядом с такими увядают без любви.
  Казуистике нововведений в школьном образовании посвящен рассказ "ЕГЭ". Он написан в блестящем сюрреалистическом ключе со всей бестолковщиной выправления начальниками истории и литературы. Саркастическим плачем Ярославны заканчивается этот вызывающий улыбку сквозь слёзы рассказ: "Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: "И аще что реченно просто: бланк ответов ? 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом. Поля для ответов на задания располагаются на титульной и обратной стороне бланка. В верхней части бланка ответов ? 2 расположены вертикальный и горизонтальный штрихкоды, поля для рукописного занесения информации участником ЕГЭ, при этом вносимые, код региона, код и название предмета, должны соответствовать информации, внесенной в бланк регистрации и бланк ответов ? 1. Как умрем, так он почтет, да помянет пред Богом нас. А мы за чтущих и послушающих станем Бога молить; наши оне люди будут там у Христа, а мы их во веки веком. Аминь".
  Чудесный рассказ "Поня" воспринимается как отходная староверчеству, в арсенале которого: не знать, не видеть, не читать, быть растением природным. И постоянно всем и вся делать замечания, приказывать и наказывать. Судьба Аполлинарии (отсюда - Поня) грустна и безысходна. Сбежала до войны из дома в Москву, любовь кончилась, осталась дочка. И ездит Поня кондуктором в трамвае. А когда её функцию заменили железным ящиком кассы, вышла на пенсию, сидит на скамейке у подъезда, "разглаживая своими грубыми пальцами морщинистое лицо", и осуждает каждого встречного-поперечного, всем делая замечания.
  "Лаврушенский переулок" - рассказ творческий, в котором возникает образ замечательного писателя Юрия Олеши. И имя у героини влекущее - Видана. Как будто она многое видела и многое знает. Да, она интеллигентная девушка, только что окончившая институт иностранных языков, свободно владеет немецким языком. Но помимо этого - она истинная москвичка, свободолюбивая, современная (хотя действие происходит в 50-х годах), дитя оттепели. Вся ткань рассказа говорит о том, что сама Видана будет писать художественное, ибо она подмечает вокруг нечто такое, чего не видят обычные люди.
  "- Река изрекает, - прошептала Видана.
  - Вы слышите прекрасно слова, - сказал Юрий".
  И действительно, слово рождает другое слово, "река - речь", как человек рождает другого человека в бесконечном таинстве любви.
  В рассказе "Дневник библиотекарши" прослеживается путь героини от нечтения и неписания к погружению в классические книги и переходу к страстному желанию самой писать. Смысл жизни заключён в Слове. Я неустанно везде и всюду повторяю: то, что не было записано, того не существовало. Из простых регулярных записей складывается истинная жизнь человека. Человек есть лишь звено в цепочке бессмертного человечества. Но понимают это далеко не все. Библиотекарша это поняла, столкнувшись однажды с эпиграфом Ивана Тургенева к воспоминаниям Петра Боборыкина: "Кто знает: сколько каждый живущий на земле оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти". Стремление к идеалу присуще творческим людям. И пусть пока этот идеал пестуется только в мечтах, но раз мечта по прекрасному зародилась, то путь к ней неминуем.
  Маргарита Прошина не пишет сюжет, она мыслит нелинейно, ассоциативно, рецептуально, то есть, следуя рецептам строгой лексической дозировки, как завещал доктор Чехов, и смело ставя встык разнородные материи, что часто делал Осип Мандельштам, говоря, что там, где обнаружена связь вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия не ночевала. И у Маргариты Прошиной нет никаких разъяснений и прямо идущих на предмет мыслей, поскольку всё выражается через рисуемый образ.
  Она мастер коротких эссе, от которых веет чувственной поэтичностью. Её произведения насыщены изображением, той самой художественностью, чем настоящая проза резко отличается от разговорной речи. Она любит слова, лелеет буквы, сплетая из них, как из полевых ромашек, свои этюды. И нужно очень внимательно посмотреть на букву. Буква есть твоё зеркало. Тебя не будет - зеркало покажет. Её речи как цветы на берегах волшебного озера: цветы юные, не стареющие, и солнечный аромат их - неугасимое обновление.
  
   В книге: Маргарита Прошина "Мечта", М., Издательство "Книжный сад", 2013, 416 с.