среда, 14 декабря 2011 г.

СЕРГЕЙ СОБЯНИН СПАСЁТ ИСКУССТВО

Власти Москвы то ли по недоразумению, то ли специально настраивают против себя еще одну очень большую группу деятелей искусства и культурную общественность Москвы и России. Дело в том, что тайно, закулисно, без уведомления руководства фактически ликвидируется лучшая галерея России, известная в США, Китае, Франции, Японии, Италии, Германии и других странах – выставочный зал «Галерея А3» (А-три). Это не просто галерея, это яркий брэнд (я слово «брэнд» всегда пишу через «э», чтобы не слышался «бред» - Ю.К.), это лицо новой России, ибо здесь проходили самые яркие выставки современного искусства. Не буду перечислить имена, достаточно упомянуть лишь о коллекции всемирно известного коллекционера Александра Глезера (США) художников андеграунда – Лианозовской школы (ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА – условное название сложившегося к концу 1950-х круга российских поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, и куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, а также художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, художник и поэт Лев Кропивницкий, сын Е.Л.Кропивницкого. Круг этот складывался постепенно и спонтанно, в творчестве выступали на первый план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой: Для «лианозовцев» был характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка. Решающую роль в становлении «школы», по крайней мере, на начальном этапе, сыграл Е.Кропивницкий, который стал духовным учителем для Холина и Сапгира. Он был своеобразной личностью, органично соединявшей лиризм и скепсис, прирожденным наставником, пробуждавший дремлющий талант, помогавший понять человеку его собственную натуру. Влияние оказывала и сама жизнь учителя.)

Более 20 лет Галерею А-3 (А-три) возглавляет выдающийся художник Виталий Копачёв. Именно благодаря его исключительному вкусу и неустанной деятельности по объединению современного русского авангарда Галерея А-3 (А-три) стала истинным бриллиантом на художественной карте России. У Галереи А-3 своё яркое лицо, своя эстетика, свой мир, свой стиль, который ни с кем нельзя объединять.

Объединять А-3 с «Галереей на Солянке», это всё равно что знаменитый, единственный в своем великом эстетическом значении Театр на Таганке объединить с дворцом культуры «Южный» (ЗИЛ). «Галерея на Солянке» - это безликое, разношерстное явление, недоваренный самодеятельный компот, где выставляется всё, что под руку попадется, от мультипликаторов до соцреалистических пейзажистов с избушками и березками. О галерее «Творчество» вообще умалчиваю, поскольку там нет ни стиля, ни направления, ни вкуса.

Я категорически протестую против этого абсурдного, дилетантского, поспешного решения.

В защиту Галереи А-3 в адрес мэра столицы Собянина С.С. направлено коллективное открытое письмо, в котором говорится, что в ноябре этого года новый руководитель московского комитета культуры Сергей Капков подписал приказ о ликвидации юридического лица "Галереи АЗ". Авторы письма отмечают, что вместе с юридическим статусом исчезнет и название галереи, которая имеет долгую историю и является популярной площадкой.
Из письма следует, что власти ЦАО, которые и инициировали данный приказ, решили объединить все выставочные площадки округа. По их мнению, это позволит добиться более эффективной работы выставочных залов ЦАО. Также сообщается, что новость о ликвидации галереи, которая является "единственным некоммерческим учреждением культуры, расположенным в районе Старого Арбата", стала полной неожиданностью для ее руководства.
"Галерея АЗ" была основана в 1986 году как районный выставочный зал. За это время галерея превратилась в государственное учреждение культуры, а в ней прошло около 600 выставок более 3 тысяч российских и иностранных авторов. Галерея известна тем, что дает возможность выставляться молодым художникам. У галереи также есть своя коллекция произведений искусства современных авторов, которая насчитывает около 350 работ.

Более 400 художников, искусствоведов, критиков и журналистов обратились к столичному мэру Сергею Собянину с просьбой не реорганизовывать московский выставочный зал "Галерея АЗ". На официальном сайте галереи опубликовано открытое письмо к градоначальнику, которое на данный момент подписали более 500 человек.

Ошибочный некомпетентный приказ должен быть немедленно отменен.

Юрий КУВАЛДИН


Открытое письмо

мэру города Москвы Собянину Сергею Семеновичу

«Культурные» власти города закрывают знаменитый Московский выставочный зал «Галерея А3»

Мы, представители культурной общественности столицы, обращаемся к Вам, уважаемый Сергей Семенович, с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг знаменитого Московского выставочного зала «Галерея А3» и предотвратить его уничтожение.

Как стало известно, новый руководитель Департамента культуры города Москвы С.А. Капков с подачи Начальника Управления культуры Центрального административного округа Р.Р. Крылова-Иодко в ноябре 2011 года подписал Приказ о ликвидации одного из самых известных выставочных залов Москвы – «Галерея А3».

«Галерея А3» выделяется среди других выставочных залов столицы своей, без преувеличения, уникальной историей. Основанный в 1986 году, этот культурный центр прошел путь от районного выставочного зала «Арбат» до Государственного учреждения культуры «Московский выставочный зал «Галерея А3»».

За 25 лет в залах «Галерея А3» было проведено более 600 выставок российских и зарубежных авторов. В проектах галереи участвовало около трех тысяч художников – как московских, так и представителей регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

«Галерея А3» известна широкому кругу искусствоведов и зрителей, прежде всего, как творческая лаборатория, дающая путевку в большое искусство многим молодым художникам.

При галерее сформировался коллектив опытных кураторов, искусствоведов, которые занимаются научно-просветительской деятельностью в области современного искусства и пользуются заслуженным авторитетом и уважением среди своих коллег, как в России, так и за рубежом.

Следует отметить, что руководство, сотрудники и члены научно-художественного совета галереи на протяжении многих лет работали за мизерную зарплату или на общественных началах.

За последние два десятилетия на базе галереи сформировалась музейная коллекция картин современных художников «Открытые фонды». В настоящее время коллекция насчитывает более 350 единиц хранения и постоянно пополняется новыми именами. Значение собрания такого масштаба для культурной жизни столицы трудно переоценить. Все это время художники безвозмездно дарили свои произведения именно Государственной Галерее А3. Однако сегодня они шокированы – одним росчерком пера их произведения оказываются неизвестно в чьих руках. Вынуждены с сожалением констатировать, что в результате ликвидации юридического статуса выставочного зала обманутыми оказываются сотни известных художников.

Самое трагичное, что приказ С. А. Капкова ликвидирует не только юридическое лицо, но и ставшее привычным для художественной общественности столицы название галереи, тем самым перечёркивая всю её историю, вырывая из истории Москвы мощный культурный пласт.

Начальник Управления культуры ЦАО Р.Р. Крылов-Иодко объясняет такое решение необходимостью объединить выставочные залы Центрального округа столицы для более эффективной работы. Мы же видим, что за этими объяснениями скрывается неблаговидная цель. Галерея работает очень эффективно, это очевидно, подтверждение тому выставочные и культурологические проекты в Москве и за рубежом, работа с молодёжью. Работа галереи всегда получала высокую оценку специалистов, вызывала интерес у широкого круга зрителей. Ноябрьский приказ С. А. Капкова не даёт выставочному залу «Галерея А3» утвердить разработанный Департаментом типовой Устав выставочного зала и фактически ликвидирует популярную культурную площадку столицы.

Департамент культуры Москвы и Управление культуры ЦАО до последнего времени держали в тайне подготовку, прохождение и подписание в ноябре 2011 года по сути ликвидационного Приказа. Поэтому его подписание стало для руководства галереи и художественной общественности неожиданным и тяжёлым ударом. Г-н Крылов-Иодко до сих пор не проинформировал руководство галереи, культурную общественность столицы о целях и задачах «объединения» выставочных залов Центрального Округа, которое на деле оказывается уничтожением Государственного выставочного «Галерея А3». В настоящее время «Галерея А3» является единственным некоммерческим учреждением культуры, расположенным в районе Старого Арбата, возможно именно этот факт не дает покоя чиновникам от культуры.

Культурная общественность Москвы не может оставаться равнодушной к творимому вандализму, беззаконию и надеется, что Вы, Мэр Москвы, сделаете всё возможное, чтобы сохранить легендарную галерею.

История Галереи А3
http://www.a3gallery.ru/index/istorija_galerei/0-22


О ситуации вокруг Галереи А3
Комментарии, мнения, письма

Читать далее