Григорий Александрович Сухман родился в 1950 году в Астрахани в семье интеллигентов, там окончил с отличием школу и мединститут। Работал в Белгороде, Харькове, последние 20 лет - в Иерусалиме, специалист-анестезиолог, 3 детей и 4 внуков. Опубликованы 2 книги из трилогии "Охламон" (закончены ещё в 20 веке), стихи с прозой "Зоопарк", путевые заметки в израильских русских СМИ, критика - в ИЖ ("Иерусалимский журнал" №30) и др.
Григорий Сухман
ЗНАКОМ ВОПРОСА В БЕССОННИЦЕ НОЧЬ ИЗМОЧАЛИЛ
стихи с рецензиями
Иосифу Бродскому
По гордой лире Альбиона плектр
кириллицы ударил. Звонкий голос -
колосс российский, к небу взвился колос,
став европейским, заполняя спектр.
Подвинув весь англоязычный век,
не веря за и против дифирамбам,
пророс вдогонку плодоносным ямбом
славянский, молодой ещё побег.
В седобородом небе, где-то там,
проверят русским азбуку галактик,
звезде Шекспира не придётся плакать -
Набоков рядом, Бродский, Мандельштам...
..Изгоем "нерабочий" элемент
улиткой жил в провинции, у моря,
в работе мысли власть узрела горе,
Томаса Мора для эксперимент.
Грей Томас, Чосер, Браунинг, Голдсмит
усыновлёны рыцарем с востока.
Кто изгнан? Ждали чёрти знает сколько,
чтоб высказался русского наймит.
Век страха, издевательств, злых затей
вбил гвозди в гроб свой. Лавры грязи с кровью
генсеков крыли - дай нам бог здоровья! -
им дал бессмертье строчек Прометей.
В изгнаньи языка не утонув,
в ритмичный панцирь слов - простых моллюсков! -
загнал он, сохранив родимый русский,
как негры охраняют белый Лувр.
Закутан в шёлке кокона услуг,
лил мысли в буквы, как велел создатель,
гремя стираньем белых жизни пятен,
семит по крови, русской лиры друг.
Отель Земля, где зависть, шум и гам,
поэт оставил на виду Венеций.
Харону завещал в гондоле детства
свезти к Невы похожим берегам...
Рецензия
Читая, не покидает чувство сопричастности к какой-то величественной триумфальной оде, гимну, в честь великих народов, имен, великого языка. Текст, как обычно, у этого автора зашифрован, смысл - не на поверхности, заставляет размышлять, причем не всегда и все разгадываешь. Очень понравилось.
Леонид Словин
***
Вид на восток, декабрь
Гора напротив, ватные штаны
сняв облаков, аквамарин небесный
размазала по склонам тишины -
на продолженье утра. Солнца песни
всё разбудили.Полудрёмный час
хотел остановиться, растерявшись
от красоты. Тумана белый вальс
стекал во тьмы невидимые чаши.
Лягушки зеленеющих кустов,
попрятавшись под стельками ватина,
десант-парашютистами из снов
пленили явь. Неровная равнина
и паутина серебристых троп,
опутывая мили зоопарка,
поймали дичь, показывая, что
так радует: всю шкуру леопарда.
Гудит, пары пуская, теплоход
пугающими хрипами Ла Манша.
Три тыщи километров на восток
разделись горы Иудеи. Наше…
Рецензия
Очень понравилось это стихотворение. Пытаюсь подитожить свое впечатление о творчестве после прочтения нескольких стихотворений. Мне кажется, что Вы поэт, которому больше удаются малые формы. Здесь Вы более сосредоточены, внимательны к деталям и не "растекаетесь по древу".Авторская энергетика, ограниченная размером, мне кажется дает более желательные резудьтаты. Могу, конечно, и ошибаться.
Леонид Словин
Коты дождя
Стегая мерно по бокам весны,
дождь набивал подстилку жирным лужам,
что с воплем, как голодные коты,
стекались в низкие места на ужин.
Насытившись голодными, земля
набухла от воды и от восторга,
что избежала ледяного морга
под носом осовевшим февраля.
И,продолжая водяной концерт,
коты и кошки на земле фигуры
меняли.Бегали, как дураки и дуры,
не ведая о собственном конце.
Снимали шапки пыли черепа
камней, дождём честь отдавая лету,
что за весною притаилось где-то.
Рецензия
Очень понравились Ваши стихи. Я прочитал немало Ваших стихотворений и вижу, что мне нравятся такие вот - где нет скачки имен, идей, событий, тем, короткие и осмысленные.
Леонид Словин
Отчалил кораблик утрат
Взлохмаченный сон пригласил судьбу чудом на вальс.
Узнав, не поверил: два года ждал знак майский шанс!
Кружащихся пристально небо следило в окно:
из горечи жизни Там делают сладким вино.
Усталое сердце, на ощупь рубец на рубцах,
сидит тихо жизнь на цепи под названием"страх",
вдруг радость прибоем улыбки, и кровь горяча.
пульсирует возраст, очки сняв и тяжесть с плеча.
Кружится упряжка сплетением кардиограмм,
что мненье прохожих, где царствуют шум или гам?
Впряглась в пару радость, мчит тройка, не зная кнута,
дорога указана с неба, в ней главное - ТА!
Слова, седины нити - пусть, говорят, серебро.
Не зря в сон пришла тайна всех тайн - Адама ребро,
Кто знает путь катящих вод на земле, кем он дан?
Теплеет река Селенга, рядом с ней Иордан.
Сплели сон с мечтой под кружение кОсу в канат,
от пристани "Радость" отчалил кораблик утрат...
Замочек улыбки союзом навеки чреват -
пускай же лоза принесёт, расцветя, виноград...
Рецензия
Волшебно! И в тоже время - с философским уклоном.
Это замечательно, когда "кораблик утрат" уплывает прочь.
Вдохновения Вам и весеннего настроения. С улыбкой.
Ирина Ергер
Иерусалимская радуга
Средь серости угрюмой выходных
подмигивали молнии белесо,
искал себя я, получал под дых
от разных особей, чужих мне. Местом,
где мне дышалось влажно, но легко,
был перелесок (для пустыни - чаща!),
со всех сторон потоков молоко
из разной дряни плыло ежечасно.
Сомкнулись веки тучек загодя,
зрачок прикрыл заснувшей пихты зонтик
от поцелуя нежного дождя,
что влагою 3адумчивость испортил.
Цветная бровь внезапно поднялась.
И улыбнулась, ей синоним, радость,
сменила настроение на власть
объятий крепких полноцветных радуг.
Рецензия
Очень красиво и реально видится картина дождя, сменяющаяся появлением радуги Вдохновения Вам для новых строчек.
Ирина Ергер
Две старушки и бессмертье
В Елисейских полях непрозрачны ни свет, ни вода,
в государстве теней нет молекул и атомов - пусто,
там гудят вещих мыслей невидимые провода,
драгоценности эти кто в солнечный мир наш пропустит?
Доброволец Пегас на Парнас достоянье снесёт!
Удивляйтесь ка, сущие, прошлого внемля красотам,
гениальность родил с божьей искрою мастера пот,
все красоты рождаются с кровью, слезами и потом.
Пусть столетья проверят резьбу микельанджела строк,
весь резец его - буквы, в бумагу сошедшие с пальцев,
его профиль - не мрамор каррарский, известен и строг,
чрез него познаётся читателем вымысла царство.
Благосклонна старушка Поэзия, к музам манИт,
скалит зубы старушка с косой, о тщете намекая.
ЖИЗНИ выяснить трудно, кто более всех знаменит,
завершится ристалище лишь за воротами рая.
Скачет в царство теней Аполлону послушный Пегас,
поздравленье доставить с печатью "Парнас" на конверте,
сыщет лауреата по адресу - не в первый раз! -
его тень даёт славу, до самого края бессмертья.
Рецензия
Всё-таки бабушку от поэзии нужно отсоединить,это не ухудшит смысл.
Стих пока что очень рыхлый. Работу над срихом можно сравнить с работой ювелира,который доводит изделие до совершенства. Великие, такие как Мандельштам, подают пример. И лучше тянуться за ними, даже если не совсем получится. Это требует времени, работы и многократного возвращения к одним и тем же строчкам. Современные поэты часто этого не делают, и получается хорошее вперемежку с плохим. А это не вкусно. Поэзия не суета, ибо диктуется свыше. Она - каторга, поэт - галерный раб, прикованный к слову. Понимание этого - ступеньки на Парнас, а взберётся тот, у кого сил хватит выжить на каторге. Это не шутка - оглянитесь на поэтов прошлого.
Л.Левитан
Скрягою Ревность скрипит
Пару слезинок увидел - что рёв Ниагары.
Молнии Зевса бледнее, чем копья молчанья.
Полдня минуло… Была восхитительной пара?
Знаком вопроса в бессоннице ночь измочалил.
Помню отлично любви состоявшейся запах.
Возраст морщин неизвестность опять углубляет.
Солнце взошло. А что завтра со мной? Послезавтра?
Скрягою Ревность, скрипит от закрученных гаек.
Порожняком монотонно грохочет на стыках.
Чувство потери - банальной "под ложечкой" болью.
С рельсов упасть - плюнуть раз, не удержишь поди ка.
Груз драгоценный состава - молчком отфутболен.
Рецензия
Очень хорошо! Особенные удачи: первая, вторая и четвертая строчки.
Восьмая и девятая строчки тоже отличные, но, мне кажется, знаки препинания лучше расставить так:
Скрягою Ревность скрипит от закрученных гаек,
Порожняком постоянно грохочет на стыках.
И концовка - отлично. Короче, придраться (а это моё хобби) не к чему.
Еще раз:
"Пару слезинок увидел - что рёв Ниагары.
Молнии Зевса бледнее,чем копья молчанья".
Это замечательные находки.За ЭТО вас примут на Парнас без очереди,предоставят отдельный кабинет,кофе в постель по утрам и воскурение фимиама.И простят тот мусор,который вы пишите в промежутках и жлобитесь выбрасывать,обзывая его дневником переживаний.
У вас уже накопилось достаточно ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА, на фоне которых дневник переживаний стал тенью, а ОНИ стали маяками вашей жизни.
Тени бледнеют и исчезают, а маяки разгоняют тьму обыденности и освещают ПРЕКРАСНОЕ,без которого наша жизнь становится просто бытом.
Л.Левитан
Иерусалим
“Наша улица” №139 (6) июнь 2011