пятница, 17 февраля 2017 г.

Юрий Кувалдин и Лев Разгон (1996)




РАЗГОН (1908-1999)



На снимке: Юрий Кувалдин и Лев Разгон (1996, в шляпе спиной Кирилл Ковальджи).



Высокий, худощавый, седовласый, как Станиславский, Лев Эммануилович Разгон улыбался мне с порога и широким жестом приглашал войти в его маленькую квартирку. Я вручил хозяину конфеты и чай. Мы сели в кресла среди книг. Разгон, словно ему было лет тридцать, сиял радостью в идеально выглаженных брюках со стрелкой, в светло-коричневых мокасинах из эластичной замши, с декоративной пряжкой, строчкой и кожаной отделкой. Я видел перед собой человека, который родился в 1908 году! Страшно подумать, до революции. Трудно было в это поверить. Старше меня на без малого сорок лет! Но передо мной был именно Лев Разгон, мгновенно воссиявший в конце восьмидесятых годов на литературном небосклоне. Разгон был в обращении со всеми так естественно приветлив, так внимателен, что у человека, встретившегося с ним в первый раз и беседовавшего полчаса, могла возникнуть иллюзия, будто наладились отношения прочные и действительно дружеские. Я знаю такие примеры и знаю, что Лев Эммануилович бывал в этих случаях сам слегка удивлен. Он, по-видимому, не отдавал себе отчета в том, насколько его доброжелательность редка и как она располагает к нему людей. Да, это был редкий человек, и даже больше, чем редкий: это был человек в своем роде единственный. За всю свою жизнь я не могу вспомнить никого, кто в памяти моей оставил бы след светлый и ровный, без вспышек, то есть воспоминание о человеке, которому хотелось бы крепко пожать руку, поблагодарить за встречу с ним. Я ничего не преувеличиваю, не впадаю в стиль и склад "похвального надгробного слова", да и слишком уж много времени прошло со смерти Льва Эммануиловича, чтобы стиль этот был теперь еще нужен. Пишу я то, что думаю и чувствую. Для меня знакомство с Разгоном было и остается одной из радостей, в жизни испытанных, и я убежден в обоснованности, в правоте этой радости.



Лев Эммануилович Разгон родился 1 апреля 1908 года в Горках Могилёвской губернии. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Два года проработал в спецотделе НКВД, которым руководил его тесть Г. И. Бокий. В должности редактора издательства «Молодая гвардия» (когда ему приходилось редактировать Аркадия Гайдара) был арестован в апреле 1938 года. Отсидел 17 лет, с 1938 по 1955 год, в ГУЛАГе. Освобожден в 1955 году. Реабилитирован. Принят в Союз писателей СССР. То, что Лев Разгон пережил в ГУЛАГе, стало темой его книг, одну из которых, «Плен в своём отечестве», издал Юрий Кувалдин в 1994 году.

Лев Разгон умер 8 сентября1999 года на 92-м году жизни.



Юрий КУВАЛДИН