понедельник, 20 февраля 2017 г.

Юрий Кувалдин и Фазиль Искандер (1988).




ИСКАНДЕР (1929-2016)



На снимке: Юрий Кувалдин и Фазиль Искандер (1988).

Надо сказать, что Фазиль Искандер был читателем всех моих главных произведений, он давал мне рекомендацию в Союз писателей, он написал предисловие к моей первой книге «Улица Мандельштама», и самолично в середине 80-х годов отнес в издательство «Советский писатель» рукопись моей книги «Избушка на елке» со своей «пробивной» рецензией.
Во второй половине 80-х годов страна забурлила. Куда там 60-м годам - там была слабенькая оттепель. А тут разлилось море буйное свободы. Потоком пошли запрещенные рукописи, многие из которых при появлении на свет сразу же потеряли свою силу, а их авторы стали меркнуть на глазах. Не буду перечислять, но лучше бы они сидели в углах, и продолжали кричать, что их не печатают. С настоящими писателями такого произойти не могло. К их числу я отношу великого писателя Фазиля Искандера. В 1990-м году я издал фолиант - весь роман Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» в одном томе 100-тысячным тиражом. В 1994 году издал сборник его рассказов «Детство Чика». С Фазилем Абдуловичем я был знаком с начала 70-х годов. Познакомились мы в Коктебеле.
Коктебель! Море подкатывает свои нежно шуршащие волны к порогу моей кельи, беленой известкой. Вместо двери колышется в слабом морском ветерке занавеска. Кажется, что я плыву на корабле. В тенистом писательском парке с кипарисами, туей и высокими акациями мы бродим с Фазилем Искандером в бесконечных разговорах о литературе. Неумолкаемо трещат цикады.
Думая о сущности писателя, я проговорил:
- Писатель на меньшее, чем спасти мир, не согласен. Отсюда категоричное высказывание Достоевского о том, что красота спасёт мир.
Фазиль Искандер, после продолжительной, как обычно, паузы, сказал:
- Мы чувствуем, что красота вечна, что душа бессмертна, и наша собственная душа радуется такому шансу. Художник нас утешает правдой своего искусства. У искусства две темы: призыв и утешение. Но в конечном счете и призыв есть форма утешения...

Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми. Окончил Литературный институт им. Максима Горького. Написал предисловие к первой книге Юрия Кувалдина «Улица Мандельштама» (1989). Классик мировой литературы. Умер 31 июля 2016 года.

Юрий КУВАЛДИН