Ваграм Кеворков
СЛОВО И ДЕЙСТВИЕ
эссе
После премьеры телеспектакля позвонил композитор Антонио Спадавеккиа.
- Слушайте, на съемках я ничего не понял, а вчера посмотрел, - вы здорово поставили, всё на действии!
Да, действие в зрелищном искусстве – основа, главное, необходимое.
Потому что и в жизни главное – деятельность, поступок.
Но плох тот артист, который играет результат, минуя важнейшее: переживание и – через него – рождение мысли.
То, как мыслит, подчас куда интереснее результата.
Когда-то, во времена Бальзака, в моде были пространные описания, на страницу и более.
Но пришел в литературу Антон Чехов и оказалось, что для картины лунной ночи достаточно сверкания осколка разбитой бутылки.
А уже у Фолкнера вроде бы описание, но в то же время и напряженная работа мысли, и оказывается, что это форма развития сюжета, то есть опять же действия.
Старое театральное правило: главное совершается в паузе. То есть сказал – сделал – сказал. При этом в первом «сказал» уже заложено действие, а в последнем «сказал» итог содеянного и – почти всегда – начало нового действия.
Именно это вызвало к жизни крупный план в кино и – особенно часто употребляемый из-за малого экрана – в телевидении.
Слово само по себе есть сильнейшее действие.
“Наша улица” №146 (1) январь 2012