Антон Яковлев
Александр Трифонов у разработанного им логотипа театра им. Н.В.Гоголя
"Гроза" Сцена из спектакля
РОЗА УГРОЗА ГРОЗА
Островский пришел в театр Гоголя пешком из своего Николо-Воробьинского переулка, в котором прожил почти сорок лет в доме отца, которому принадлежала вся левая сторона с фабрикой, если смотреть от Воронцова поля, да и с Тессиными были в родстве, где Тессинский переулок выскакивает на берег Яузы. С Воронцова поля он свернул в Подсосенский переулок, там перешёл в Лялин, из него в Малый Казённый и через Садовое кольцо - прямо на улицу Гороховое поле, ныне Казакова. Он смотрел мотивы по своей «Грозе», которую написал в Воробьине.
Против него раскачивались качели с Катериной, и Островский подумал, что она сейчас взлетит и упадёт к нему на колени. А сначала в речном тумане появилась виолончель, и запела так пронзительно, что зазвучали все струны души.
Но, прежде чем входить в зал. Александр Николаевич застыл в огромном современном фойе, в котором по стенам и колоннам были развешены картины, исполненные в необычных фигуративных и цветовых формах.
- Нужны новые формы! - из-за спины сказал Антон Павлович.
- Новые формы просто жизненно необходимы! - согласился Александр Николаевич.
Островский оглянулся, но никого за спиной не обнаружил. В глубине фойе его ярко приветствовал огромный триптих «Гроза» с подзаголовком «Искушение» по мотивам пьесы А.Н.Островского в постановке Антона Яковлева. Триптих создал Александр Трифонов, чьей персональной выставкой, предваряющей премьеру, столь глубоко заинтересовался драматург.
Виолончель, велосипед, фотоаппарат…
«- Так, - отозвался Иван Васильевич и опять обратился к Патрикееву: - А вы подумали о том, что такое пламенная любовь?
В ответ Патрикеев что-то просипел со сцены, но что именно - разобрать было невозможно.
- Пламенная любовь, - продолжал Иван Васильевич, - выражается в том, что мужчина на все готов для любимой, - и приказал: - Подать сюда велосипед!»
Я бы не удивился, если бы в зал въехал под всеми парами паровоз. Это ж бывшее депо. Оттого и столь внушительные размеры театра.
Антон Чехов с восторгом поглядывал из амфитеатра огромного зала на изумительное творение Антона Яковлева, возвышающего прозу жизни до симфонической поэзии рецептуализма, основанного Венедиктом Ерофеевым, Славой Лёном и Юрием Кувалдиным, где интеллектуальная дозировка изобразительных средств достигает трансцендентного накала, когда из зала слышны возгласы одобрения, страха и надежды.
«Гроза», написана в 1859 году в Воробьине. И Антон Яковлев с невероятной уверенностью прослеживает своим творением движение пьесы во времени, за более чем стопятидесятилетний срок
Юрий КУВАЛДИН