пятница, 5 июня 2020 г.

ШАХМАТЫ



ШАХМАТЫ

Художник Александр Трифонов "Шахматы". Холст, масло, 100 х 80 см. 2020

Саша начал играть в шахматы с полутора лет, как и читать «Преступление и наказание», и то же самое делает его дочь, и моя внучка, Лиза: играет в шахматы и читает Достоевского, с того же возраста. Шахматы - вечная игра. Я смотрю на картину «Шахматы» Трифонова и слышу голос Бачурина:

В шахматы играют на балконе
В довоенной южной стороне
Смуглый мальчик в новенькой матроске
И курсант при кожаном ремне.

У перил, где листья винограда,
Мать смеётся и отец грустит.
Брат приехал - он военный летчик.
За балконом бабочка парит.

Мы сидим за столиком прозрачным,
А над нами летняя пора,
На доске расставлены фигуры -
В шахматы последняя игра.

Мир затих, не двигается время,
Замер тополь, голову склоня,
Тонет солнце в безмятежном море,
До войны еще четыре дня...

Прошлое уходит без оглядки,
Но остался голос с высоты:
- Спи, мой мальчик, спи, мой, сладко-сладко, -
Ведь в живых остался только ты.

Играю с внучкой Лизой, с сыном Сашей в шахматы, как играли в шахматы на балконе, море спокойно, ничто не предвещает того, что завтра мир перевернётся, завтра - война, и только этот мальчик останется в живых ...
Искусство Бачурина возвышает наши души, в нём чувствуется невероятная энергия автора, внешне такого сдержанного, даже закрытого. В памяти моей он остался многоликой и во многом потаенной фигурой.

Юрий КУВАЛДИН