пятница, 26 июня 2020 г.

СЕРГАЧЁВ НА НАШЕЙ УЛИЦЕ



СЕРГАЧЁВ НА НАШЕЙ УЛИЦЕ


Виктор Сергачёв ПРОЧНЕЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ - СЛОВО



Знаете, что на свете прочнее всего? Прочнее всего на свете - слово.
Сказано: не хлебом единым жив человек. Найдутся юмористы, которые продолжат эту истину: конечно, не хлебом, а ещё машиной и дачей, или чем-нибудь в этом роде. Жизнь так далеко ушла от красоты и правды, что современный человек готов иронизировать над чем угодно. Но люди так устроены, что они всегда будут стремиться к правдивому, одухотворённому слову, человеческая природа - структура, склонная к самоочищению. Вот как говорит об этом Шекспир:



Замшелый мрамор царственных могил
Исчезнет раньше этих веских слов,
В которых я твой образ сохранил.
К ним не пристанет пыль и грязь веков.
Пусть опрокинет статуи война,
Мятеж развеет каменщиков труд,
Но врезанные в память письмена
Грядущие столетья не сотрут...



Во времена смутные, во времена падения нравов, великие произведения искусства становятся ориентирами для заблудшей человеческой души. Они смущают, мешают празднику падения, их не придашь забвению, не исключишь из духовного наследия человечества. Их можно скомпрометировать, стушевать, придать им другой смысл, согласный духу времени. Но пыль и грязь веков не пристает к ним, она исчезает вместе с заблудшим веком, и великие образцы искусства снова и снова предстают перед людьми в их первозданном совершенстве.
Театральное и киноискусство в силу своей специфики всегда находится в центре хаоса текущих дней, но и они же хранят и воплощают “веские слова” великих авторов.
Потребность человека в животворящем слове, может быть даже больше, чем в хлебе.
Вспомните, с каким благодарным чувством вы встречаете правдивое, душевное слово, печатное или сказанное по телевидению и радио, и как отвергается слово фальшивое, или преследующее чьи-то корыстные интересы.
У театра всегда остаётся возможность противостоять господствующим вкусам времени. Как писал Д. Дидро, миссия театра, драматурга, актёра “клеймить всеми почитаемый порок”. Есть немало писателей, критиков, философов, наших и зарубежных, которые восторженно писали о театре, а профессию актёра считали высшей. Видите, что такое профессия актёра, какой она может быть.
Приведу для вас выдержку из письма К.С.Станиславского гимназисту, мечтавшему стать актёром.
“Знаете, почему я бросил свои дела и занялся театром? Потому что театр - это самая могущественная кафедра, ещё более сильная по своему влиянию, чем книга и пресса. Моя задача, по мере моих сил, прояснить современному поколению, что актёр - проводник красоты и правды. Актёр для этого должен стать выше толпы, талантом ли, образованием ли, другими ли достоинствами. Актёр прежде всего должен быть культурным, понимать и уметь дотягиваться до гениальной литературы.”
Вы можете подумать, так ли уж нужна актёру образованность и культура, до гениальной литературы можно дотянуться и при помощи таланта, что называется, нутром. Можно, но в роли, в которой преобладают сильные чувства, в роли, где требуется интеллект, у вас ничего не получится. Знаете, как немного актёров, умеющих думать на сцене и на экране. И второе, главное, вы с успехом сыграете одну или несколько ролей и окажетесь на распутье: то ли вам заняться вашим культурным багажом, чтобы дотянуться до новой роли, то ли продолжить то, что вам принесло успех. Это беда современных актёров, после сыгранных с большим успехом ролей, став известными, они останавливаются в своём творчестве, как бы найдя оптимальный рецепт для всех ролей. К. С. Станиславский сравнивал творчество театра и актёра с ездой на велосипеде: остановился - значит упал. Ну известный-то актёр скажет, что он не только не упал, а стал значительно выше, нашёл свой имидж, ему не докажешь, что он просто слез с велосипеда и никуда не едет. Беда очень талантливых современных актёров в том, что, найдя свой имидж, они становятся самодостаточными. Тому всячески способствует антреприза, подхватившая механизм звёздного критерия актёров.
Я слышал, как один из менеджеров на коммерческих гастролях, зайдя в гримуборную к известным артистам, вполне серьёзно попросил их: “Вы особенно-то не гримируйтесь, а то вас не узнают”. Просьба его была лишней, особенно-то давно уже никто не гримируется.
Лет 10-15 тому назад мы перешли к тому, что титры кинофильма начинаются с фамилии звезды; такой-то или такая-то в таком-то фильме, - прежде перед фамилией наших замечательных артистов стояло название роли, которую он или она исполняли. Эта незаметная перестановка с ног на голову переворачивает смысл актёрского искусства.
Школа МХАТ не только школа переживания. Конечной целью системы Станиславского является внутренне перевоплощение, создание сценического художественного образа.
Много лет назад мне довелось видеть фильм о гениальном русском актёре М.М.Тарханове. Кажется, он назывался “Искусство актёра”, и состоял из съёмок нескольких ролей М. М. Тарханова в спектаклях МХАТ. Половина сюжета из спектакля “Горячее сердце”, где Тарханов играл Градобоева, была снята о том, как он искал грим. Это актёр, который ради поучительной шутки показывал молодому актёру экземпляр новой роли и спрашивал: “Ну, говори, после какой реплики ты хочешь, чтобы были аплодисменты?” И, получив у стесняющегося коллеги ответ, записывал после указанной реплики: (апл.). На спектакле именно после этой реплики были аплодисменты. Вот уж кому можно было играть и без грима.
Если вы хотите стать настоящим актёром, постарайтесь, вопреки общему настрою, как можно меньше говорить себе “можно” - можно без этого, можно без того, нет - нельзя, не позволяйте себе художественной капитуляции.
Актерская жизнь долгая, если вы не разочаруетесь и не откажетесь от актерской профессии, бывают и такие случаи, в молодости немаловажно зафиксировать содержательное направление вашей дальнейшей творческой работы.
Вы входите на сцену к людям, сидящим в зале. Так что желательно, чтобы вы играли для людей и про людей, про то, чем жив человек, чем живо человеческое сообщество испокон веков.
На первый взгляд это азбучно просто, но далеко не для всех зрителей театр является местом душевного общения, для некоторых душевные проблемы как бы и не существуют, для других так все давно ясно, как жить и зачем жить. Так что зритель неминуемо разный и актерский успех разный, а ему подвержена актерская профессия. Л. М. Леонидов написал в своем дневнике: ”Актер играет для успеха. Но для какого?! и у кого?!”
Проверяйте в будущем успехи и содержание вашей работы тем первоначальным творческим настроем души, который формируется в молодости.
В заключение, чтобы мобилизовать ваш талант на трудную подвижническую жизнь в театре, приведу короткую цитату из вступления к неоконченной К. С. Станиславским книги под условным названием “Театр”:
“Чему чаще служит современный театр - добру или злу? Увы...”



"НАША УЛИЦА", № 8-2000