воскресенье, 11 марта 2012 г.

Мы живем в большой тюрьме - Вы, я, он и ты.

Александр Павлович Тимофеевский родился 13 ноября 1933 года в Москве. Окончил сценарный факультет ВГИКа. Постоянный автор “Нашей улицы”. Первые поэтические публикации в журналах “Юность”, “Новый мир”, “Стрелец”, “Континент”. Автор слов знаменитой застольной песни “Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...” В Издательстве “Книжный сада в 1998 году вышла книга Александра Тимофеевского “Песня скорбных душой” с послесловием Юрия Кувалдина. В 2003 году в издательстве “Новое литературное обозрение” издана книга “Опоздавший стрелок” с напутствием Евгения Рейна.


Александр Тимофеевский

РАССЫПАННЫЙ НАБОР

(Стихи 1949 - 2007)

ГИМН СМЕРТНИКОВ

Мы живем в большой тюрьме -

Вы, я, он и ты.

Наш грозный стражник смерть

Охраняет все посты.

Час, день, сутки, год -

Одиночных камер ряд,

Ровно три шага вперед

И три - назад.

Едва лишь тьма

Подкрадется из-за туч,

Вся огромная тюрьма

Запирается на ключ.

Опустилась ночи темь,

Клонит узников ко сну.

Лишь я целый день

Головой долблю стену.

Ах, зачем в этой тьме

Вечно камни я долблю -

Ведь на воле и в тюрьме

Нету той, что так люблю.

Но нельзя сутки, год,

Может сотни лет подряд -

Ровно три шага вперед

И три назад.

Бей лбом, лома нет.

За решеткою - ни зги,

Бей лбом по стене,

Чтоб прочистились мозги.

Лишь раз за всю жизнь

Выпускают нас во двор.

За моей спиной (РАЗ)

Глухо щелкает затвор.

В полукруг - взвод. (ДВА)

Я, взятый на прицел,

Дулам заглянул в глаза,

Песню гордую запел,

"Мы живем в большой тюрьме -

Вы, я, он и ты.

Наш грозный стражник - смерть

Охраняет все посты..."

И в ответ - залп (ТРИ)

Мне - вечной ночи жуть.

Сквозь решетку не смотри,

Как я, скорчившись, лежу.

Кто там подпоет:

"Одиночных камер ряд

Ровно три шага вперед

И три назад..."

Кто, прокляв тюрьму,

Камни будет век долбить,

Если даже ему.

Больше нечего любить.

Пусть бьет, хоть нет

За решеткою ни зги,

Бьет лбом по стене,

Чтоб прочистились мозги.

Потому что нельзя:

Годы, сотни лет подряд -

Ровно три шага вперед,

И три назад.

1952

***

Знаешь, что такое старость -

Старость, когда в сердце лед,

Водка с праздников осталась,

Но ее никто не пьет.

2006

***

Был вечер звездами прострочен.

Богатый силой нерастраченной,

Казалось, он набросок ночи,

Ночь нарисованная начерно.

Ветра капризничали, дулись,

И облака в платочки комкали.

Дома на спинах сонных улиц

Болтались душными котомками,

В них с лицами осоловелыми

И затуманенными взорами

Из окон выглянуть не смели мы,

Обмануты своими шторами.

1949

***

Поможем зимующим птицам,

Раз в жизни послжим добру,

Сведем их к веселым девицам,

Дадим им коньяк и икру.

Зимующим птицам поможем,

Устроим им лето зимой,

Охотника съездим по роже,

И всех их отправим домой.

Пускай им не лепят измену,

Пускай им срока не дают,

Пусть едут в австрийскую Вену,

Еврейские песни поют.

1986

***

Не люби меня за то, что

Взгляд, мой полный жадной власти,

Заблестит порою точно

В нем жива тоска по счастью.

Словно слов не надо лишних,

Словно я зову к такому,

Что не вычитаешь в жизни,

Не узнаешь у знакомых,

Словно спрашиваю взглядом,

Словно требую ответа,

Я прошу тебя - не надо,

Не люби меня за это,

Просто я вскочил со стула,

Сделал резкое движенье,

И в глазах моих мелькнуло

Яркой лампы отраженье.

1972

***

Я все кого-то искушаю,

Кирпич за пазухой таю,

Чужое счастье разрушаю,

А своего - не создаю.

Я все стучусь в чужие двери,

И на чужой огонь бегу,

Чтоб кто-то так в меня поверил,

Как сам я верить не могу.

Поверил жертвенно и строго,

Ну, хоть на час, на полчаса,

Поверил бы в меня как в бога,

Чтоб стал я делать чудеса.

И мучусь нощно я денно

Тщеславной праздною мечтой,

И все надеюсь, что одену

Сухую жердь живой листвой.

1961

СЕКС

Дышало море ласково как телка,

Пылал звездами черный небосвод,

В гирляндах как рождественская елка

Куда-то плыл какой-то теплоход.

А женщина спиной ко мне стояла,

Открывши зад без всякого стыда,

И мимо проезжающим кричала. -

Эй, вы! А вас никто так никогда!

1975

ДОНОС

Климу Ворошилову

Письмо я написал -

Товарищ Ворошилов,

Народный комиссар!

Слышал я, соседи

Затеяли войну,

Хотят они разрушить

Нам дверь или стену.

Товарищ Ворошилов!

Соседей проучи,

Они в душе евреи

И тайные врачи.

1952

МОСКВА В 1961 ГОДУ

А город мой в буржуи лезет,

Он зол и моложав на вид,

Он на задворках куролесит,

А на проспектах деловит.

Он моден и вполне вульгарен,

Как Евтушенко и Гагарин,

Лишь я в него вхожу как в терем,

Не замечая перемен,

И даже толком не уверен,

Что, в общем, я абориген.

1961

***

По дорогам ветрами и солнцем спаленным

Спотыкаясь и падая и сбиваясь с пути

Вечно буду искать я свое, ненайденное,

То, которое мне никогда не найти.

1952

***

Я исчерпал свой срок,

Иссяк - и стоп машина.

Моих земных дорог

Осталось три аршина.

В Астапово. Тайком.

Все бросив. Третьим классом.

Простыть под сквозняком,

Отведав хлебца с квасом,

И, уходя во тьму

И смертную истому,

Успеть шепнуть Ему,

Ну, все... теперь я дома.

1990

***

Молитва должна быть безмолвной.

Безмолвно молитесь в тиши.

Иначе он будет неполным -

Момент возвышенья души.

Такая случается штука,

Вдруг мокро щеке и тепло.

Не надо ни слова, ни звука,

Чтоб сердце в любви истекло.

1980

***

Я сижу в доме один

В красоте свих седин.

Вдруг приходят два мента,

Вынимают два винта

И мине стреляют в грудь,

Чтоб я закончил свой жизненный путь.

Тут приходят Кеп и Боб

И мине все ложат в гроб,

Чтоб я в ем лежал один

В красоте своих седин.

2005

***

Я так устал всю жизнь калечить слово,

Я так устал от вечных распрь с судьбой.

От неба беспросветно голубого,

От беспросветной глупости людской.

Вот говорят, что мой талант зачах,

А был ли смысл в отделке и отточке.

Когда я лгу во всех своих стихах

И даже в этой, самой честной строчке.

Давным-давно за тысячу морей,

За море губ и ласковых отметин

Остался я у хлопнувших дверей

Влюбленный в самую хорошую на свете.

Но мне не грустно, я, пожалуй, рад,

Что не построены еще у нас в Союзе

Машины, уводящие назад,

В далекий мир мечтаний и иллюзий,

В стране, какую в век не исходить,

Как к материнской кофточке поношенной

Хотел я лоб горячий приложить

И в громком крике сердце растворить

Для всех людей - пустых, дрянных, хороших.

Но что им я - они услышат звук...

А мысль! Ведь мысль острее, тоньше, выше!

За сотни верст, за тыщи верст вокруг

Нет никого, кто мог бы мысль услышать.

1952

***

Ю.Н.

Цивилизация кончается.

Землетрясения, цунами,

Несчастный шарик наш качается,

И, видимо, Господь не с нами.

Не так пробил в яичке дырочку,

Не ту включил, должно быть, музыку -

Крутнет штатив, возьмет пробирочку,

И вместе со всем миром - в мусорку.

Потом очистит стол от копоти,

Протрет его сухою тряпочкой,

Досье о неудачном опыте

Допишет и уложит в папочку.

Закончены дебаты-прения,

Прощайте, девочки и мальчики,

Останется лишь слава гения,

Как бабочки пыльца на пальчике.

2005

ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОЛОГА

Я сегодня всем доволен,

Просто праздник у меня,

Если спросят, чем ты болен? -

Я отвечу, - так, хуйня.

2006

***

Непрочитанные поэты -

Все мы пасынки злой судьбы,

Перед нами склеп интернета,

Блогов сумрачные гробы.

В них лежат стихов наших тени -

Отшумевших страстей итог -

Ждут, что, может быть, их заденет

Мышки остренький коготок.

2007

***

Из киоска жирною улиткой,

Яростным фламандским натюрмортом

Вылезла старуха одесситка,

Руки в боки упирая гордо.

Но какой Ван Дейк, какою кистью

Описал бы рук ее небрежность,

Камбалы коричневые листья

И креветок розовую нежность.

Мир, где бабы в фартуках засаленных

О бычках кричат на все лады,

Где лазурной скумбрией завалены

Долгие рыбацкие ряды.

1953

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I

Я наблюдал движение светил

На нашем низком зыбком небосклоне

И грозный их парад не пропустил,

Знамений в небесах не проворонил.

Твои стихи несут какую весть,

О чем они? - друзья меня спросили.

Я отвечал - пишу о том, что есть,

Мои стихи как небо над Россией.

II

Я рассказал, я не умел таиться

Про то, как мир сводил меня с ума.

В моих стихах мелодия таится

И, может быть, поэзия сама.

Но заняты другим казненных внуки

И внуки стукачей и палачей,

Им не нужны и на фиг эти звуки,

И не понятен смысл моих речей.

2006

***

Меня за что, я сам не знал,

За нрав, должно быть, мой

Судил небесный трибунал

По "пятьдесят восьмой".

За то, что лишнее сболтнул

В гостях навеселе

Отбыть я должен жизнь одну

На каторжной земле.

Я здесь, друзья, в последний раз,

К концу идет мой срок.

А вот на сколько жизней вас

Сослал на землю Бог?

1957

ЧТО Я УВИДЕЛ, КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ УШЛИ В ТЕАТР

Глянь на небо - птички летят,

колокольчики звенят

(Из свадебного обряда)

Горизонта просто нету -

Даль настолько далека.

По всему пространству неба

Разметались облака.

Облака с землей согласны

И плывут белым-белы.

Словно ангелы прекрасны

И как дети веселы.

Вы - в театре, я - в театре,

То, что видим, делим на три –

Поле, лес и небосвод.

В небе птички-невелички,

Колокольчики и птички,

Глянь, и никаких забот.

В новом небе небывалом

Ходят тучки нагишом.

Вы - в театре очень малом,

Ну, а я - в большом, большом.

2007

"НАША УЛИЦА" № 100 (3) март 2008