вторник, 20 марта 2012 г.

Анжела Ударцева НА МАГАДАНСКОЙ СВАЛКЕ

Анжела Ударцева

НА МАГАДАНСКОЙ СВАЛКЕ

рассказ

Дойдя по дороге до таблички "Полигон твердых бытовых отходов" (так официально называется городская свалка на 9-ом километре федеральной дороги "Магадан- Якутск"), я увидела человек двадцать, копошащихся в мусоре. Сам полигон представлял собой огромную пеструю плантацию, которая у меня кроме брезгливости, ничего, не вызывала.

Оделась я попроще: старая вязаная шапчонка, потертый пуховичок и облезлые ботинки. Сразу оценила, что здесь намного холоднее, чем в городе. Обратила внимание, что многие тут ходят в дубленках и меховых шапках, а не только оборванцами, как я думала.

Люди, сгорбленные и увлеченные работой, были похожи на муравьев. Я тоже влилась в этот "муравейник", а мои ботинки утонули в мусорной каше из всевозможной дряни, которую ежедневно тоннами "выплевывает" наш город Магадан.

Эти "плевки" из городских дворов, с баз, магазинов и предприятий доставляются сюда десятками грузовиков. В день на полигон приезжает до тридцати машин. Чтобы "цветущая" плантация не сильно разрасталась, весь доставляемый мусор прессуется и сдавливается все время работающим здесь бульдозером.

Поначалу я опасалась приближаться к копошащимся в отходах людям: Магадан года два назад всколыхнуло известие об убийстве на свалке человека - так что люди гибнут не только за металл.

Коробочка,

многодетная мать

Меня резко за руку дернула полная женщина лет пятидесяти. Она уже набила свою сумку "трофеями", среди которых - коробочки, тряпки, сухари и даже дощечки. Женщина была внешне похожа на Коробочку из гоголевских "Мертвых душ": полные щечки, смешная шапочка, похожая на чепчик, и развевающаяся черная дубленка.

А дернула она меня, чтобы посоветоваться. Из кучки мусора она извлекла примерно килограммовый пакет какой-то замороженной пищи светло-красного цвета.

Моя личность ее, как и других здешних обитателей, не интересовала. Все решили, что я одна из тех, кто также, как и они, оказался в безвыходной ситуации, и поэтому вели со мной лишь "предметные" разговоры. Никому не было дела, откуда я пришла и что со мной случилось.

- Слышь, что это такое, в пакете? - спросила магаданская Коробочка.

Я уставилась на пакет, почувствовав, что меня подташнивает, будто мне предложили съесть эту гадость. А женщина, продолжая внимательно обследовать пакет, предложила мне его понюхать. Я отпрянула и поспешила предположить:

- Может, это помидоры замороженные?

- Да нет, не похоже. Это икра красная. Вот люди жируют, даже икру выбрасывают. А тут с голоду подыхаешь, - грязной рукой женщина вытерла слезу, покатившуюся по щеке.

Позже, от давнего "ходока" на свалку (а ходит он сюда уже 14 лет и всех, как облупленных, знает) по кличке Философ, я узнала, что эта женщина - многодетная мать. Дети ее часто пропускают уроки, вместе с ней ходят побираться на свалку. Живет эта семья неподалеку - на "Аммоналке" (на улице Аммональной), в частном доме.

Примерно через полчаса к этой женщине подошла дочь (наверное, самая старшая из детей, поскольку ей было лет двадцать). Она уже сделала одну ходку с "добычей" домой и снова вернулась помогать матери.

Заслышав рев "зилка", который вез в кузове-контейнере тонны "свежего товара" - только что собранные с городских бачков отходы, - люди оживились, стали собираться возле машины, окружая ее плотным полукольцом.

Все торопились, держа наготове свое главное орудие - "клюшки" (железные длинные трубки с изогнутыми концами). Вскочили со своих мест и те, кто сидел возле разведенных здесь в разных местах костров. В руках люди держали не только "клюшки", устремляясь к мусорному "стадиону", но и большие мешки - из-под муки, сахара...

Водитель неторопливо нажал на рычаг, и началась выгрузка отходов. "Хоккеисты" стали активно помогать извлекать "клюшками" отходы из кузова, не дожидаясь, пока все содержимое контейнера на колесах вывалится на землю. Все очень торопились, и только потом я поняла, почему.

Правят балом

"металлисты"

Оказывается, после того, как очередная машина выгрузится, ей на смену сразу подъезжает бульдозер и начинает "свежий товар" прессовать со старым, и тогда труднее извлекать "свежести" в общем море мусора. Поэтому надо успеть плодотворно поработать до прессования.

Самое ценное на "Поле чудес" - провода, которые очень тяжело находить среди всякой другой дряни: из-за невзрачности они не так бросаются в глаза, как пестрые банки из-под пива и колы. Таких банок тут миллионы, но интереса для здешних работяг они не представляют.

Вообще, здесь у каждого своя специализация: кто хлеб собирает, кто стеклотару, но правят балом тут "металлисты", они и задают тон сбору всякой всячины.

"Металлисты" - сборщики металла: меди, латуни, алюминия. Самая большая охота идет за медью как самым дорогостоящим металлом. В пункте сбора металлолома медь принимают по цене от 60 до 100 рублей за килограмм.

Между теми, кто специализируется на сборе металла, существует жесткая конкуренция, могут и подраться за "территорию отходов". Тут должен быть глаз-алмаз: надо шустро находить между всякими отходами провода

от чайников, телевизоров, трансформаторов, фенов, магнитофонов и прочей бытовой техники. Труд этот очень тяжелый, если учесть, что мешок, наполняющийся металлом, становится все тяжелее. Но люди тут привыкли к тяжестям - что мужчины, что женщины...

- Деточка, у тебя кошечка дома есть? - спросила меня женщина лет шестидесяти, показав в улыбке полный рот сгнивших зубов. Я кивнула, и она куда-то исчезла.

Я продолжала наблюдать, как "хоккеисты" орудуют своими "клюшками", разгребая мусор и что-то выискивая. Один из них нашел большой пакет с вещами. Среди них был почти новый платок. Мужчина накинул его на молоденькую тридцатилетнюю девушку, поверх ее зимней "чебурашковой" шапки одел голубую панамку, также извлеченную из пакета, а из ветхой тюли сделал ей фату и стал смеяться.

Из другой коробки извлекли милицейскую шапку со значком МВД и пустили по кругу, с гордостью примеряя. Это была минутная передышка для всех. Потом снова все зашустрили "клюшками".

Один "хоккеист", парень лет двадцати пяти, нашел в мусоре пивную бутылку, которая была на четверть наполнена мутной жидкостью. Он тут же ее взболтнул и залпом выпил.

Еще чуть-чуть - и свою работу начнет бульдозер, прессуя отходы.

Спросившая у меня про кошечку женщина снова ко мне подошла и, уже ни о чем не спрашивая, вручила мне небольшой пакетик с замороженными рыбьими головами. Головы наваги были аккуратно срезаны ножичком какой-то магаданской хозяйкой и завернуты в целлофановый пакет.

- Покормишь дома кошечку, - сказала она и, взвалив на плечо, как вязанку дров, мешок с собранным металлоломом, устремилась в другой конец свалки.

Там подъехала машина, чтобы забрать металлолом, который насобирали "металлисты". Кто-то из них сам таскает железо в пункт сбора металлолома на своем горбу или на тележках, кто-то договаривается с водителями частных машин.

Тетя Рая

и голубая норка

Я навязалась в помощницы к тете Рае - так звали эту женщину. Она шла быстрым шагом, но когда увидела, что загруженная металлоломом машина стала выезжать со свалки, пошла медленнее.

- Года четыре на свалку хожу, - рассказывала тетя Рая. - Пенсия есть, но маленькая, по "социалке" - официального стажа работы мало. Раньше работала на нефтебазе заправщицей. А когда нефтебазу закрыли, так никуда толком и не устроилась. Сама, конечно, виновата - крутиться надо. Работала на разных предприятиях, но везде обманывают, зарплату недодают, так и решила податься на свалку. Сегодня утром мне повезло - такое красивое пальто для дочки нашла! С воротником из голубой норки, представляешь! И зачем такую красоту выбросили, ведь только в одном месте там расплавилась ткань - как от утюга.

Тетя Рая рассказала, что когда она еще на нефтебазе работала, ее почему-то прозвали "Раиса Горбачева". Но я увидела ее сходство с первой леди СССР лишь в имени. А так - земля и небо. Разве что еще обаятельная улыбка, но и она омрачается черными зубами.

Мы подошли к мужикам, которые собирали в кучу найденный металлолом - весь он не вошел в кузов приезжавшей машины, поэтому они ждали нового приезда транспорта. Один из мужчин вычищал кастрюлю - с остатками пищи металлолом не принимают. Другой мужчина отдирал от школьного стула деревянное сиденье, для чего он бил стулом о крышку ржавого советского холодильника.

Чтобы отдохнуть, все вместе они пошли к костру. На огне была кастрюля с чаем. Зачерпывали жидкость и пили из обрезанных в виде стаканчиков пластмассовых бутылок. Конечно, бутылки эти тоже были найдены на помойке.

Возле костра на хромоногом стульчике стояла кастрюля с едой - макароны с рыбой. Пища имела серый налет - может, из-за того, что покрылась копотью, а может, потому, что продукты были не- свежие. К счастью, мне никто не предлагал поесть или попить чайку.

Тетя Рая и мужчины снова пошли в отвал - заниматься подчисткой металлолома, а я отправилась обратно на мусорный "стадион". Там уже во всю хозяйничал бульдозер, люди с "клюшками" ходили очень близко от него, но когда необходимо было отпрыгнуть от "железного коня" или извернуться - делали это мастерски.

Возвращение Будулая

Навстречу мне шел с пакетом объедков "старожил" свалки - старик Будулай. Кличут его так, наверное, потому, что похож он на цыгана, и борода у него такая же, как у героя известного фильма.

Пятнадцать лет он не просто ходит на свалку, как другие, но и живет совсем рядом с полигоном бытовых отходов - на сопке, в маленьком домишке, больше напоминающим шалаш. Другого жилья у него нет.

Ему - шестьдесят лет, но выглядит он старше. Как-то он познакомился на свалке с одной женщиной. Она жила в общежитии и предложила ему сойтись с ней. Но потом отношения не сложились, и Будулай снова вернулся на свалку, и эта женщина также продолжает сюда ходить. Пути вроде и разошлись, а вроде и нет.

У всех "ходоков" на свалку лица обветренные, кожа очень грубая. У Будулая лицо и вовсе шоколадное. Ноги он передвигал тяжело, взгляд совсем отрешенный. Как сказал мне потом опять-таки Философ, Будулай редко и мало разговаривает с людьми, больше общается с собаками, из своего домика выходит на свалку, чтобы какую-то пищу раздобыть.

Будулай - в прямом смысле человек свалки. Она не только его кормит и поит, но и стала смыслом всей его жизни: кроме полигона ничего для него в жизни больше не существует. Дальше привычной территории он никуда не ходит - ни на почту, ни в магазин, ни в больницу (хотя видно, что он болен) ни обивает пороги чиновников, чтобы выпросить комнату в общежитии. На все он махнул рукой, не веря ни во что и никому. Говорят, что когда-то Будулай был хорошим водителем, но после лишения прав на вождение жизнь пошла по наклонной. А точка отсчета - перестроечное время, когда во всей стране была неразбериха.

Беспокойное

хозяйство

моряка Гоши

Ко мне подбежали две собаки и стали лаять. Пенсионер Гоша окликнул их и продолжил искать что-то в отходах. Его интересовало съестное.

- У меня на содержании семь собак и десять кошек, - говорил Гоша, - а одной пенсии не хватает, чтобы их прокормить.

- Зачем же тогда столько животных завели?

- Они сами завелись. Жалко их было всех потопить, когда родились, а вот теперь хожу, как многодетная мамаша.

Я отдала ему мешочек с наважьими головами, и его собаки тут же их подхватили.

Дед Гоша стал перечислять клички своих четвероногих. Я запомнила только Рекса, Пампушку, Кнопку и Пианино (назвали так кошку, потому, что она все время мяукает). Он так живо и с любовью о них говорил, что я заслушалась. Немного рассказал и о себе. Говорил, что раньше ходил в море, занимался добычей рыбы. Был и в Японии, и в Корее. Но по состоянию здоровья его списали на берег. А дальше - "мусорное море".

- Позвал на свалку мой закадычный друг, он сюда ходил лет десять, - рассказывал моряк Гоша, - а год назад он уехал на материк. Считаю, что ему несказанно повезло. Так получилось, что ему предложили "баш на баш" - поменять свою магаданскую квартиру на квартиру в Челябинске. И все было по-честному.

Мы друг другу пишем письма, иногда созваниваемся. Я как-то тут, на свалке, мобильник нашел - рабочий, да еще и с деньгами на счете. Позвонил другу, говорю, что с помойки звоню. А он, знаешь, как скучает по свалке? И в письме мне пишет, что не столько по Магадану скучает, сколько по свалке, ведь сюда он столько лет ходил. Спрашивает, какая жизнь сейчас на свалке, больше людей ходит или меньше. Я ему говорю, что сейчас поменьше - раньше ведь до шестидесяти человек в день ходило, а теперь около тридцати. Двадцать человек - это постоянный контингент.

Самое страшное, что сюда и дети ходят. Сегодня что-то не пришли, а так их тоже валом. И что у них за детство? Особенно когда каникулы у ребят, так они здесь днями напролет время проводят. Не дай Бог, они привыкнут к этому ремеслу. Свалка притягивает, как магнит.

Дед Гоша на меня внимательно посмотрел и сказал:

- Ты сегодня первый день, смотрю, тоже чего-то в жизни не получилось. Но ничего, молодая, все образуется. Ты ходи сюда на свалку, раз нигде не можешь устроиться. И главное, "клюшку" надо иметь. Без нее тут делать нечего. У меня запасная есть, давай подарю.

Я засмеялась и покачала головой.

- Ну, гляди. А за "клюшкой" надо тут смотреть в оба. Оставлять ее здесь нельзя - другие заберут. "Клюшка" тут на вес золота.

Мобильный

и денежный звон

"Поля чудес"

Я перевела разговор на другую тему и спросила у моряка Гоши:

- Кроме мобильника, найденного тут, были еще интересные находки?

- Два с половиной года назад, летом, я нашел тут две тысячи рублей. Среди газет, и мокрые. Кто-то, видать, случайно вместе с газетками в помойное ведро выбросил Потом сушил долго купюры. Найти деньги на свалке - большая удача!

К нам подошел еще один мужчина (тот самый Философ, который все про всех знает):

- А я вообще пятьдесят тысяч находил!

Я решила, что он обманывает, а Философ продолжил:

- Только неденоминированных рублей. А я, между прочим, вас знаю: вы в газете работаете. Смотрю, неплохо вы в роль вжились, вас тут все за свою приняли. А то нередко бывает как - если забредают сюда журналисты, то начинают в доверие втираться, даже бутылку водки с собой приносят, дескать, тогда больше информации можно заполучить.

Что ты на меня с удивлением смотришь? Думаешь, что если мы - люди свалки, то телевизор не смотрим, газеты не читаем? Один раз я по объявлению пошел телевизор "Самсунг" покупать, дверь открывается, а передо мной девушка миниатюрная стоит - известная тележурналистка области. Я, когда ее вживую, а не на экране увидел, дар речи потерял. Как мальчик застеснялся.

Философ - деловой человек. Он ходит на свалку с твердой уверенностью, что здесь можно гораздо больше заработать, нежели у нерадивого работодателя.

- Тут народ, сама видишь, разный: и по возрасту - от подростков до глубоких стариков, равно как и по своим понятиям, и по профессиям, с разным прошлым. Кто-то рад тому, что съестное тут нашел, таких на свалке большая часть. Это люди, которым деваться некуда, - голодные и без гроша за душой. Есть тут и бывшие заключенные, и алкоголики до мозга костей: нашел металлолом, сбегал в пункт, сдал, бутылку купил - и жизнь у него на время прекрасна. А потом все по новому кругу. Я стараюсь изо всех сил зарабатывать, чтобы семью кормить, и от пятисот рублей до тысячи в день имею.

Как я ела мандарин

И Философ позвал Андрюху - парня лет тридцати пяти, с которым он работает в паре. Пока Андрюха шел, со стороны города с громким сигналом на свалку заехал грузовик. И что тут началось!

Оказывается, привезли мандарины, прямо из магазина. Партия товара была заморожена, вот ее и отправили на свалку. Но и замороженному товару не дали пропасть: коробки с мандаринами тут же были разобраны.

Я к тому времени сильно замерзла и хотелось погреться, меня уже не пугал черный дым, который вскоре взвился над костром - это Философ с Андрюхой кинули в огонь провода, которые начали плавиться. Потом оголенные провода и катушки, с которых сошло все пластмассовое покрытие, бросали в стоящее рядом ведром с водой. И начиналось страшное шипение, как будто рядом лежал клубок змей. Воду, кстати, здесь топят из снега, в том числе и для того, чтобы чай пить.

Раскрытая возле костра коробка мандаринов была привлекательной. Фрукты лежали в ряд, как в магазине. Философ отобрал себе с десяток и завернул в белоснежную тряпочку, которую он предусмотрительно взял из дома.

Я с утра специально ничего не ела - решила, что от свалочной вони меня стошнит, поэтому и побоялась наполнить желудок. И теперь эти мандарины всей своей красотой манили к себе. Среди них были не только подмороженные, но и вполне хорошие фруктики, какие я покупаю по 55 рублей за кило на рынке. Видимо, кому-то лень было в магазине перебирать. Я лишь поначалу морщилась, а потом все же один мандарин съела. Но удовольствия мне эта трапеза не принесла: как только я подумала, что ем то, что выброшено на свалку, аппетит пропал. Мне предложили взять целый пакет мандаринов, но я отказалась.

- Зря ты. Тут, знаешь, бывает, и колбасу неплохую выбрасывают, и окорочка, правда редко. А вот летом целую машину красной рыбы привезли. Конечно, вся икра из нее выпотрошена, но сама по себе рыба хорошая. Может, кто-то следы заметал? А вот воняет сильно на свалке весной, когда продуктовые базы начинают вывозить сгнившие фрукты и овощи. Скоро это начнется. Вот тогда хоть противогаз надевай.

Когда контролирующие органы проводят проверки, то люди свалки становятся главными "дегустаторами" всякого забракованного добра. А когда с продажи снимается алкогольный товар, свалка гуляет. В первую очередь этому рады алкоголики со стажем, которых среди представителей полигона не меньше четверти.

Когда я на следующий день приехала сюда с фотографом, мне уже предлагали у костра попить не только чайку, но и пива: где-то опять или испортился товар, или его забраковали в ходе проверок.

Из арбитражного суда пожаловали

Немного отогревшись, я спрашиваю у Философа:

- Как можно 14 лет подряд ходить на свалку? Это же немыслимо!

- Я об этом никогда не задумывался. Но у меня в жизни все в порядке. Живу нормально, есть квартира, машина - приличная иномарка. У меня жена хорошая. Завтра, кстати, у меня будет вынужденный прогул. Жена возвращается из аэропорта, поеду ее встречать. Я ее очень люблю, на праздники дарю цветы.

В прошлом году на 8 Марта подарил ей большой букет роз - больше тысячи рублей стоил. И в этот раз тоже подарю цветы, и на день рождения тоже. Не каждый может такое себе позволить, так ведь? Даже из тех, кто себя считает чистенькими и работу свою называет непыльной.

Но все же я да еще Андрюха, у которого тоже в доме все есть - и бытовая техника, и компьютер, и Интернет, - являемся исключением из правил, если учитывать образ жизни всех других людей свалки. На нас мало кто здесь равняется. В основном все нищенствуют или пьянствуют.

В счет я, конечно, не беру многодетных матерей. Если у нее куча ребятишек, разве она может себе что-то в жизни позволить? Или вот, посмотри в ту сторону, мужик у костра сидит. Юркой зовут. У него ни кола, ни двора, даже паспорта нет. Работал в одном крестьянско-фермерском хозяйстве, так его там за раба держали. Ушел оттуда. Сейчас тоже у одних за миску супа живет, таскает им со свалки для скота картофельные очистки да хлеб.

Хлеба тут много. Выбрасывают его горожане тоннами. За полчаса тут и ленивый может большой мешок хлеба собрать. Выбрасывают не только в виде сухарей и объедков, но и целыми булками, батонами. Вот такие парадоксы жизни - с одной стороны нищета, а с другой...

Андрей все время улыбался, слушая Философа. Как и у напарника, у него все руки были в саже, царапинах и болячках от ожогов. И что эти люди, выделяющиеся из общей массы "свалочников", тут забыли? Философ в прошлом был бригадиром на птицефабрике, имеет образование зоотехника. Или вот Андрей - тоже окончил техникум, хорошо разбирается в компьютерах, умеет составлять программы, а сам ходит ежедневно, как на работу, на свалку. Хотя Андрея можно понять. Когда я его спрашивала об этом, он говорил, что у него группа инвалидности.

- Сколько я ходил по предприятиям! Никто не хочет брать на работу, потому что я инвалид - у меня заболевание легких. Или предлагают три-четыре тысячи рублей в месяц. Как на такие деньги нам с женой прожить? Может, в будущем удастся устроиться на достойную работу, а пока...

Пока мы сидели, на свалку заехала шикарная, последней модели "Волга".

- Ты думаешь, сюда только грузовики заезжают? - сказал Философ. - Нет, тут и шикарные машины бывают - из мэрии, областной администрации и тому подобное. Водители этих машин - важные, вышагивают, как птицы-секретари.

И действительно, как в доказательство, из подъехавшей "Волги" вышел водитель и прошелся взад-вперед, оглядывая с нескрываемой брезгливостью и все "угодья" свалки, и копошащихся здесь людей. Потом нехотя открыл багажник и стал доставать набитые бумагами мешки. Разумеется, никто из "хоккеистов" туда не побежал и не стал разгребать "клюшками" доставленное. Такие машины тут спросом не пользуются. Они разгружаются в одиночестве. Только я, как белая ворона, пошла в сторону "Волги" и спросила у водителя:

- Откуда приехали?

Он вяло ответил:

- Из арбитражного суда. Для вашего брата тут ничего интересного нет.

А я про себя рассуждала, будто "свалочник" со стажем: "Да уж, скудненький завоз. Ни сухарей, ни стеклотары, ни, тем более, металлолома - не разживешься". Но бумаги все равно потом пригодятся - для разведения костров. Стопки бумаг в папках "Дело №..." были еще беленькими, аккуратненькими. Взяла в руки одну из бумаг - речь шла о взыскании задолженности МУП "Горсвет" с РЭУ №1. Но читать больше не хотелось. Весь этот архив, выброшенный по истечении срока хранения, так и сгниет здесь.

- Ну что, нашла компромат? - пошутил Философ, когда я снова вернулась к костру.

Ребеночек

из "немытой России"

Философ сказал, что один раз он вызывал милицию на свалку из-за одной находки.

- Это был маленький ребеночек. Ладно, бывает выкидыши находишь, и то сердце болит, а тут мне показалось, что это был не выкидыш, а уже новорожденный. Сюда приезжал начальник уголовного розыска. Разбирались, всех опрашивали. Нашли ли потом нерадивую мамашу, не знаю. Но лучше бы она ребенка в роддоме оставила, чем вот так выбрасывать на помойку.

Говорят, на свалке можно найти немало ртути, которая содержится в специальных лампах, применяемых в производстве - эти лампы сюда выбрасывают. Поговаривают, что и свалка сама "фонит" из-за радиации, поэтому вблизи свалки хорошо растут грибы и ягоды...

Философа, конечно, не переслушаешь. Но как красиво он читает стихи! Его любимый поэт - Лермонтов. И Философ, прочитав над костром четверостишие: "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ...", неожиданно заключил:

- Ты думаешь, что-то в стране изменилось со времен царской России? Я считаю, что ровным счетом ничего. Та же страна рабов и господ. И сама решай, почему некоторые из нас идут на свалку. Только не напиши в своей статье, что по убеждению. Не смеши народ.

Свалка - это государство в государстве. Тут своя система, где также выживает сильнейший. Но больше всего меня тревожит, что наравне со стариками тут, на свалке, занимается сбором всякой всячины и молодежь. Да и старость - такая, как у Будулая или моряка Гоши, или у тети Раи - разве счастливая? Каждый день они видят отходы, грязь. Хотя, как заметила мне тетя Рая, здесь у людей душа чище, не то, что у некоторых начальников и бизнесменов, разъезжающих на дорогих иномарках и обманывающих простых работяг.

...Возвращаясь домой, я еще раз взглянула на эту свалку, уже как на картину не только отходов, но и изломанных судеб. Жизнь, как будьдозер на полигоне, "прессует" не умеющих постоять за себя людей. Таких нередко называют "отходами общества". Но так ли это на самом деле?

Громко и надрывно каркали вороны, кружась над свалкой, - их снова потревожил рычащий бульдозер, и они взлетели с насиженных мест. Мне подумалось: не дай бог прийти сюда не по зову своей профессии, а от безысходности, когда однозначно решаешь для себя, что кроме свалки тебе некуда больше идти. А еще, как говорил Философ, "от сумы, от тюрьмы, от чумы и Мумы - не зарекайся". От "Мумы" - это имеется в виду, от несчастного случая, который приключился с бедной тургеневской собачкой.

Свалка, какой бы она ни была, - это ведь тоже часть нашей страны. Так что прощай, немытая Россия, - и здравствуй.

Магадан

"НАША УЛИЦА" № 100 (3) март 2008