понедельник, 8 мая 2023 г.

НИ СТРАНЫ, НИ ПОГОСТА


 

Художник Александр Трифонов на открытии выставки "Артвизит. Москва-Петербург" в выставочном центре IFA (Невский, 60) на фоне своей картины "Бродский" («На Васильевский остров я приду умирать…»).
Холст, масло, 75 х 105 см. 2021
.
1 февраля 2023. Фото Владимира Михайлуци.

 

Иосиф Бродский

  

  Стансы

  

  Е.В., А.Д.

  

  Ни страны, ни погоста

  не хочу выбирать.

  На Васильевский остров

  я приду умирать.

  Твой фасад темно-синий

  я впотьмах не найду.

  между выцветших линий

  на асфальт упаду.

  И душа, неустанно

  поспешая во тьму,

  промелькнет над мостами

  в петроградском дыму,

  и апрельская морось,

  над затылком снежок,

  и услышу я голос:

  - До свиданья, дружок.

  И увижу две жизни

  далеко за рекой,

  к равнодушной отчизне

  прижимаясь щекой.

  - словно девочки-сестры

  из непрожитых лет,

  выбегая на остров,

  машут мальчику вслед.

  

  1962

 

 

Осип Мандельштам

  

  ***

  Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

  До прожилок, до детских припухлых желез.

  

  Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей

  Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

  

  Узнавай же скорее декабрьский денек,

  Где к зловещему дегтю подмешан желток.

  

  Петербург, я еще не хочу умирать:

  У тебя телефонов моих номера.

  

  Петербург, у меня еще есть адреса,

  По которым найду мертвецов голоса.

  

  Я на лестнице черной живу, и в висок

  Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

  

  И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

  Шевеля кандалами цепочек дверных.

  

  1930