ТЕРНЯВСКИЙ (1933-2021)
В конце февраля 1994 года я взял знакомого
оператора с «Центрнаучфильма» с профессиональной камерой «Бетакам», усадил его
в свою машину и помчался к Искандеру на Красноармейскую. Накануне я позвонил
ему и сказал, что хочу экспромтом снять фильм о нём. Фазиль, как обычно
помедлив, прибавил:
- Приезжай…
Приехали. Фазиль влажной расческой зачесал волосы назад. И начали съёмку. Все
были приподняты. Я снимал так, как шло. Потом поехали на Божедомку к
Достоевскому. Фёдор Михайлович был радушен и гостеприимен.
Я не случайно объединил в этом фильме Искандера с Достоевским, поскольку, по
словам самого Искандера, чтение Достоевского в юности производило на него
потрясающее впечатление, и он до сих пор уверен, что человек, прочитавший
"Преступление и наказание", гораздо менее способен убить другого
человека, чем человек, не читавший этого романа, и дело не в том, что
Достоевский говорит о справедливой наказуемости преступления, а в том, что
Достоевский в этом романе разворачивает перед нашими глазами грандиозную
психическую сложность человека и, чем отчетливее мы понимаем психическую
сложность живого существа, тем трудней его уничтожить.
Ночью я смонтировал телефильм "Капля жизни в чаше вечеости" на Ямском
поле у знакомых ребят. На другой день я, уже один, поехал на Шаболовку в
объединение «Лад». Без всякого предупреждения. Пришёл в кабинет к Валентину
Тернявскому. Он при мне вставил кассету в видеомагнитофон. Фильм я сделал
25-минутным.
- Великолепный фильм! - сказал интеллигентнейший Тернявский. - Когда ставить в
эфир?
- 6 марта в День 65-летия Фазиля Абдуловича, - сказал я.
Фильм пошёл в эфир именно 6 марта 1994 года в самое «смотрибельное» время,
часов в 19, после чего я не успевал отвечать на раскалённые телефонные звонки.
Фильм заканчивается басовым чтением Искандера своих стихов:
Не материнским молоком,
Не разумом, не слухом,
Я вызван русским языком
Для встречи с Божьим духом.
Чтоб, выйдя из любых горнил
И не сгорев от жажды,
Я с Ним по-русски говорил,
Он захотел однажды.
Юрий КУВАЛДИН
28 июня 2021 ушел из жизни пианист, композитор, музыковед, журналист, деятель советского и российского радио и телевидения Валентин Григорьевич Тернявский. Как сообщает информагентство World Podium, причиной смерти музыканта стал Covid-19.
29 июня в 20.30 на телеканале «Россия-Культура» – документальный фильм «На волне моей памяти», посвященный памяти Валентина Тернявского.
Отпевание Валентина Григорьевича Тернявского состоится в среду, 30 июня, в 11.00, в Храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» по адресу: Москва, улица Маршала Рыбалко, дом 8, корпус 2.
Валентин Тернявский родился 16 декабря 1933 в Москве. Окончил фортепианное отделение ЦМШ и Московскую консерваторию по двум факультетам – как пианист и музыковед. С 1957 начал работать в системе Гостелерадио: в Иновещании (Центральное радиовещание на зарубежные страны), журнале «Кругозор», на радиостанции «Юность», в Главной редакции музыкального радиовещания.
На радио сложился творческий и семейный союз Валентина Тернявского с известной журналисткой, музыковедом, комментатором Главной редакции музыкального вещания Людмилой Дубовцевой.
С 1976 Тернявский работал на Центральном телевидении: зам. главного редактора редакции музыкального вещания, комментатором в редакциях литературного вещания и научно-популярных программ.
В 1988-1990 был ведущим, автором и редактором художественного видеоканала «Слово» на ЦТ.
В 1991 перешел на только что созданное Российское телевидение - в качестве заместителя, а с 1992 - директора творческого объединения «Лад». В конце февраля 1994 года при личной встрече с писателем Юрием Кувалдиным на Шаболовке просмотрел телефильм «Капля жизни в чаше вечности», снятом Юрием Кувалдиным, восторженно одобрил его и пустил в эфир в день 65-летия Фазиля Искандера 6 марта в 19 часов.
В 1993 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РФ.
В 1997 Валентин Тернявский был одним из создателей телеканала «Культура» и первым руководителем Студии музыкальных программ.
Автор, сценарист, режиссер более 100 телефильмов и крупных телепрограмм, среди которых циклы «Россия. Век. Музыка», «Великие пианисты ХХ-го…», трилогия к 60-летию Победы – «Музыка мира и войны», телефильмы «Неукротимый Гилельс», «Мой Шостакович» и «Уроки мастера» (Сергей Доренский и его ученики), «Королевский гамбит Николая Луганского», «Жизнь и смерть Чайковского», «Светланов. Воспоминание», «Страсти по Щедрину», «Услышать голос ангела своего… Родион Щедрин», «Концерт с ноты Re» (о Рахманинове), «Круговорот жизни – Эдуард Грач», «Александра Пахмутова. Избранное» и др. Со многими героями фильмов Валентин Григорьевич был связан десятилетиями личной дружбы. Например, с Эдуардом Грачом он дружил с середины 40-х годов, когда они оба учились в ЦМШ. А начиная с середины 90-х, Эдуард Грач не раз приглашал Тернявского в качестве пианиста в концерты камерного оркестра «Московия».
В. Г. Тернявский выступал как солист с «Вивальди-оркестром» под руководством Светланы Безродной, Госоркестром России (дирижер – Евгений Светланов), оркестром под управлением Вероники Дударовой. Был создателем цикла филармонических концертных программ: «Музыка на все времена», «Весна, музыка и фантазия», «Музыка и поэзия старого Арбата», «1001-й концерт «Вивальди-оркестра», «Шлягеры уходящего века» и др.
Преподавал на кафедре журналистики и массовых коммуникаций Института современного искусства.
Неоднократно входил в жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».
В 2007 Валентин Тернявский был избран членом Академии Российского телевидения.