Елизавета
Трифонова с "Независимой газетой" от 22 марта сего, 2018, года.
"Кафка" художник Александр Трифонов, холст, масло. 2017.
В
гостях у абсурда, который и есть реальная жизнь, Евгений Лесин пишет о книге
Шенкмана (Ян Шенкман. Ничего страшного. - СПб.: Красный матрос, 2017. - 44 с.):
«Ян продолжает фиксировать тишину и одиночество. Хотя и не без усмешки
постмодерна:
Справедливости
нет. Само это слово звучит абсурдно.
Любой
абсурд, любая дрянь претендуют на правоту.
Я
люблю смотреть, как умирают дети и тонет судно
С
пожилыми придурками на борту.
Что до
рассказа, завершающего книжку, то начинается он почти так же, как и «Проза из
журнала «Вече» Венедикта Ерофеева. «Я вышел из дома, прихватив с собой три
пистолета, один пистолет я сунул за пазуху, второй - тоже за пазуху, третий -
не помню куда», - пишет Ерофеев, которого вместе с Яном Кафкой (Францем
Шехтманом и Венедиктом Лесиным) припечатывает к холсту художник Александр
Трифонов, читая громко для всех: «Грегор медленно продвинулся со стулом к
двери, отпустил его, навалился на дверь, припал к ней стоймя - на подушечках его
лапок было какое-то клейкое вещество - и немного передохнул, натрудившись. А
затем принялся поворачивать ртом ключ в замке. Увы, у него, кажется, не было
настоящих зубов - чем же схватить теперь ключ? - но зато челюсти оказались
очень сильными; с их помощью он и в самом деле задвигал ключом, не обращая
внимания на то, что, несомненно, причинил себе вред, ибо какая-то бурая
жидкость выступила у него изо рта, потекла по ключу и закапала на пол…»
В этом
месте из Юрия Кафки на глазах у испуганного Яна Лесина вырос писатель Франц
Кувалдин и запросто обронил: «Я думаю, "Превращение" есть трансцендентное
видение, которое срывает маску с жизни, с которой не может сравниться никакой
фантазм, переходящий в маразм. В этом абсурд физической жизни - и могущество
метафизической литературы.
Юрий
КУВАЛДИН