РАЗМЫШЛЕНИЯ
О КУЛЬТУРЕ
Моя
страна несёт высокую литературную культуру. А государство навязывает «культуру»
взрыва. Всё время вспоминаю строчки
Александра Тимофеевского:
***
Быть может не во сне, а наяву
Я с поезда сойду напропалую,
И в чистом поле упаду в траву,
И зареву и землю поцелую.
Конечно же, ты прав, хоть на луну,
Хоть к черту на кулички, но не ближе...
Чем я сильней люблю свою страну,
Тем больше государство ненавижу.
Быть может не во сне, а наяву
Я с поезда сойду напропалую,
И в чистом поле упаду в траву,
И зареву и землю поцелую.
Конечно же, ты прав, хоть на луну,
Хоть к черту на кулички, но не ближе...
Чем я сильней люблю свою страну,
Тем больше государство ненавижу.
И
перекликается это с Максимилианом Волошиным:
У
нас в душе некошенные степи.
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльем да своевольем.
Размахом мысли, дерзостью ума,
Паденьями и взлетами - Бакунин
Наш истый лик отобразил вполне.
В анархии всё творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы в себе несем культуру взрыва.
Огню нужны - машины, города,
И фабрики, и доменные печи,
А взрыву, чтоб не распылить себя, -
Стальной нарез и маточник орудий.
Отсюда - тяж советских обручей
И тугоплавкость колб самодержавья.
Бакунину потребен Николай,
Как Петр - стрельцу, как Аввакуму - Никон.
Поэтому так непомерна Русь
И в своевольи, и в самодержавьи.
И нет истории темней, страшней,
Безумней, чем история России.
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльем да своевольем.
Размахом мысли, дерзостью ума,
Паденьями и взлетами - Бакунин
Наш истый лик отобразил вполне.
В анархии всё творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы в себе несем культуру взрыва.
Огню нужны - машины, города,
И фабрики, и доменные печи,
А взрыву, чтоб не распылить себя, -
Стальной нарез и маточник орудий.
Отсюда - тяж советских обручей
И тугоплавкость колб самодержавья.
Бакунину потребен Николай,
Как Петр - стрельцу, как Аввакуму - Никон.
Поэтому так непомерна Русь
И в своевольи, и в самодержавьи.
И нет истории темней, страшней,
Безумней, чем история России.
Правление
в государстве всегда усреднённое, как скорость толпы, хочешь идти быстро, но
толпа тебе не даст этого сделать. Остается всегда верен принцип Чехова и Толстого
- строить школы, и учить народ. Культура есть длительный и непрерывный процесс. Чем меньше будет государства, тем больше
будет образованных людей. А если таковых мало (как было в 1917 и в 1991), то
следствием революций является бандитизм. В этом смысле я согласен с Кантом, что
государство выполняет некую моральную функцию, или усмиряет стадо. Хоть, если
хорошенько подумать, в своё время государства возникли по принципу банды с
иерархией банды: полное подчинение пахану. Исходя из этого - и это происходит
на наших глазах - государство есть равновесие между интеллигенцией и бандитами.
Юрий
КУВАЛДИН