вторник, 24 мая 2011 г.

Звенят печальные шаги



На снимке (слева направо): поэт-песенник Виктор Крамаренко. писатель Юрий Кувалдин, поэт Виктор Боков.

Виктор Боков родился в 1914 году в Сергиевом Посаде Московской области, в деревне Язвицы. В 1938 году окончил Литературный институт им. Горького. Автор более сорока книг стихов и прозы и множества известных и популярных в народе песен - “На побывку едет молодой моряк”, “Оренбургский пуховый платок”, “Я назову тебя зоренькой” и др. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, “Знак Почета”, премиями им. Твардовского и Фета. Лауреат Всемирного Фестиваля молодежи и студентов 1957 года и Всесоюзного конкурса на лучшую песню. Член Союза писателей СССР с 1941 года. В №1-2000 “Нашей улицы” опубликованы его рассказы.


Виктор Боков

ЗА ПРЕДЕЛАМИ

стихи



ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ЯШИНА

Растягивался! Был, как хлыст.
И терпелив, как шахматная пешка.
Бледнел, как предосенний лист,
И что-то думал неутешно.

- А я тебе сварил уху.
Сварил картошку.
- Эка невидаль! -
С тревогой лез в карман.
- А где ключи? -
Ловил слова своим рыбачьим неводом.

- Ты труженик! Ты не ленивец! -
Мне говорил, одновременно миру. -
Давно у нас в стране вожди сменились,
А жизнь никак не набирает силу! -

Он был аскет. Он блюл посты,
Он придавал всему значенье.
Просил: - А ты меня прости!
- За что? - За все без исключенья! -
Не умер он, ушел в скиты,
За дальние пределы пашен, -
От ежедневной суеты,
От незначительности нашей!

17 марта 1999 года



ДУША

Душа моя покаянная,
Характером непостоянная,
То плачешь, а то ликуешь,
Сама на себя взыскуешь!

Судишь себя судом,
Не ищешь причины в другом,
Сама виновата - не кто-то!
Потому и залезла в болото.

Душа моя, ты не дремлешь,
Ты, как мельница, мелешь!
Крутишь свои жернова,
Своею мукою жива!

Душа моя - чистая девушка,
Обуться, одеться ей не во что!
Но бедность - еще не порок,
Прими ее мудрый урок!

25 июня 1997 года



* * *

Самый дорогой коньяк
Не любит с кем ни попадя встречаться.
- А в честь кого опущен флаг?
- Наверно, кто-то умер из начальства.
- А кто? - Веревкин. - Чем он знаменит?
Он консультант Г. Селезнева из Госдумы.
- Так это очень просто заменить,
На очереди ждет советник умный.

Я Собинова, помню, хоронил,
Сверкали скакуны подковами.
И музыка ползла в Москве со вдовами!
Я шел и плакал. Я любил певцов,
Я слезы вытирал ладонью.
Я сам пою, в конце концов,
Играю в балалайку и гармонью.
Рыдал оркестр. Во мне рождалась форма,
Я был поэтом несколько минут.
Я понимал, печаль была огромна,
Не зря бабахал траурный салют!

12 марта 2001 года,
вечером


* * *

Живу все проще, все скромней.
Задумаюсь - чешу затылок.
Я вспомнил детство без ремней
И без родительских придирок.

Отец был вспыльчив, как огонь.
Мать добротой к сынку лучилась,
Отец шагнул одной ногой,
Другая в поле очутилась!

Он пашет, подымает пласт,
Коня к работе понукает.
Он над землей имеет власть,
Что делать с ней, отлично знает.

А рожь растет. И я расту!
А лен зацвел, он синеглазый.
- Давай мешки! - И я несу,
Роса на листьях, как алмазы.

За плугом ходит хитрый грач,
Ходьба его не угнетает.
Червей, земля, ты как ни прячь,
Грач их находит и глотает!

- Сынок! Принес бы мне попить.
Обедать будем чуть попозже.
И снова просьба: - Слушай, Вить,
Принес бы мне другие вожжи!

А жаворонок песни вьет,
Пахать под песню нам повадней.
А жизнь сама собой идет,
И опыт жизни все громадней!

12 марта 2001 года,
утром, на даче


* * *

Ведра порожние любят болтать,
Ведра с водою любят молчать.
Если какое дужкою звякнет,
Утка сейчас же на озере крякнет!
Два ведерка, налитые всклень, -
Хватит сегодня воды на весь день.
А не хватит - пива выставим.
Пива не хватит - поставим “Игристое”!

Тут ввязалась жена в разговор:
- Теща припрятала где-то кагор! -
Так вот и тянется винная цепь,
Тост за тостом, и хочется петь!

4 марта 2001 года,
утром, на даче


ПЛАЧУЩАЯ СИРЕНЬ

Нине Красновой

Сирень моя! Ты вся в слезах.
Кого оплакиваешь, милая?
Какая благодать в садах.
Бог добрый! Он тебя помилует.

Лиловая печаль - поверь -
Уляжется, ты возликуешь.
Кукушка кличет сыновей,
Она и для тебя кукует.

Я знаю, что твои года
Она заносит в долгий список.
В свою свирель свистит вода,
И ей загадывает птица!

Брависсимо! Ты обрела
Другой настрой, ты засияла,
Печаль, как кофточку, сняла,
От этого всем легче стало.

15 марта 2001 года,
утром, на даче


* * *

- Россию любишь? -
Я молчу.
Я не люблю трепаться в клубе.
- Ты завтра будешь?
- Не хочу
Толочь слова пустые в ступе!

- Ты что-нибудь принес?
- Карман мой пуст! -
Молчало глухо производство.
Я жил весь день не для искусств,
Болтал чего-то, с кем придется!
- Тебе бы где-то отдохнуть,
У озера, среди природы,
Маршрут наметить, выбрать путь,
Согласовать с бюро погоды... -

Как громко чавкают кругом
Отцы семейств и иждивенцы.
Эх! Разогнать бы матюгом
Аквариум приспособленцев!

13 марта 2001 года,
Переделкино



У САМОГО СИНЕГО МОРЯ
(Сказка)

У самого синего моря,
У самого дальнего поля,
У самого мудрого леса
Сторожка лесная стояла,
Старушка в сторожке ютилась,
По лесу ходила с клюкою,
Грибы собирала рукою,
Сушила целебные травы,
Лечила людские недуги,
Журавль приходил к ней с болота,
Сова прилетала из чащи,
Заглядывал путник с котомкой,
Тужил со слезами о ком-то.
Старушка его утешала,
Она никому не мешала,
Поила, кормила, лечила,
Ремеслам различным учила...
Чего она только не знала!
Крышу перекрывала,
Трубу кирпичную выложила,
Болела три дня, но выдюжила.
Вкруг хаты алела брусника,
Красавица клюква пылала,
Целительница земляника
Просила кого-то: - Зайди-ка!
Сестра милосердья, малина:
- Пожалуйста, в гости! - манила.
Вы скажете мне: - Это сказка!
А я вам скажу: - Это правда!
Вы слышите? Скрипнула дверка.
Вы видите? Вышла бабуля,
С ней груздь поздоровался тихо,
Покланялись лось и лосиха,
Поздравствовалась сорока:
- Куда ты, бабуля? - Далеко!
За самое синее море,
За самое дальнее поле,
За самую быструю речку,
За самую добрую душу!

10 марта 2001 года,
утром, на даче


В КАРЕЛИИ
(Зарисовка с натуры)

Старый добрый Венемейнен,
Он на кантеле играет.
Из Калевалы

Три тысячи озер -
Три тысячи окон.
Какой большой ледник
Работал батраком!

Стояли бы теперь
Деревни, города...
Но как поставишь их,
Когда кругом вода?!

Весь день она молчит
Невозмутимым ртом.
А чайка закричит,
Так это не о том,

Что холод накрывал
Всех вечной мерзлотой.
Он мамонта сковал
И спрятал под землей.

Над синевой озер
Зевающих болот,
Нет! не потупил взор
Страдающий народ.

В пестерике, на дне,
Улегся боровик,
А муж кричит жене:
- Дура! Не реви!

И высохла слеза,
Но дура знай свое:
- Так, что же, мне нельзя
Оплакивать житье?!

Не скоро журавлям
Сбираться в дальний путь.
Не угрожает нам
На градуснике ртуть.
Прислушайся! Опять
Токуют глухари.
Валун ложится спать
На краешек зари.

Рыбак закинул сеть
В морской залив, в зарю.
И захотелось петь
Седому рыбарю!

4 февраля 1985 года



* * *

А будущее где-то тут!
Остановитесь, гляньте, други!
Вот две березоньки растут,
Родные сестры из Калуги.

Им развиваться, жить, расти...
Рассматриваю их подробно.
Березонька! Ты мне прости,
Я так соскучился, что обнял.

Мне нравится твоя краса,
Доволен я твоею кроной.
Решительно под небеса
Забрался твой шатер зеленый.

Ты будущее! Верю я
В твои зеленые побеги.
Все сбудется! Готовь себя
Не к пораженью, а к победе!

26 июля 1998 года



* * *

Колеблемая тишина,
Благословенное затишье.
“Любимый мой, тебе верна!..” -
Из зала мне летит записка.

Божественная! Ты пришла,
Одумалась, мне все простила.
С какой готовностью душа
Прощения вчера просила.

Стою на сцене весь в слезах!
Пугаюсь выйти за кулисы.
Витаю словно в облаках
От добрых слов одной актрисы.
- Вы плачете? - Возможно, да!
- Кто вас обидел? - Я не помню!
Я помню прошлые года,
Сибирь, свою каменоломню,

Свой номер - 323!
Еще размер своих ботинок.
Еще романс - гори, гори...
Еще пальтишко из ратина.

- Очнитесь! Выходите в зал,
Партер вас просит и галерка. -
Я не пойду! Я все сказал!
Забыл, как стригли под нолевку!

Любимая! Прости! Я скрыл
Свои сибирские страданья.
Живучестью вчерашних крыл
Рассчитываю на свиданье.

Я вылетел. Дома. Сарай.
Мотор запущен, бьется в днище.
Вот наш стожок и тихий рай,
Где дружба наша счастья ищет!

11 марта 2001 года,
утром, на даче



ЗА ПРЕДЕЛАМИ

Юрию Кувалдину

Ни разу я не умирал!
Хотя умерших обнимал,
Когда их провожал в свой путь последний,
Как родственник и как наследник.

Я заходил на мавзолей,
Я жалился земному богу:
- Оставь меня! И пожалей,
Мне рано в дальнюю дорогу!

Я слышал голос: - Поживи
Годок-другой, а затоскуешь,
Жить на земле запротестуешь,
Бери ковчег, греби, плыви,
И похоронщиков зови!

Звенят печальные шаги,
Передо мной пустыня Гоби,
Вчера я отдал все долги,
Как хорошо-то мне во гробе!
Я умер! Я - земля, я - труп,
Я не трублю и не бряцаю,
Оделся я теперь в тулуп,
Мой мавзолей непроницаем!

Растет великий мой погост,
Мир мертвых тоже очень тесен,
Никто не носит сапогов
И не поет бывалых песен!

Грачи кричат, вороны каркают,
А рядом высится Москва.
И воцаряется над парками
Международная тоска!


14 марта 2001 года,
утром, на даче


"Наша улица", № 5-2001