вторник, 10 мая 2011 г.

Первый раз я сознательно применил черный квадрат в картине "Квадратный портвейн Казимира Малевича"


Художник Александр Юрьевич Трифонов родился 8 сентября 1975 года в Москве। Сын писателя Юрия Кувалдина. Окончил Московский полиграфический институт. Проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил России в качестве художника-постановщика Центрального Академического Театра Российской Армии (ЦАТРА) у старшего прапорщика Анатолия Двойникова. Стажировался в ГИТИСе (РАТИ). Художник журналов «Наша улица», «Архидом», «Элитдом». Художник Московского художественного театра им. А.П.Чехова. Оформил несколько десятков книг. Постоянно выставляется в Галерее А-3 (А-три). В 2005 году состоялась Персональная выставка "Художник Александр Трифонов на сцене вечности" в Российской академии художеств на Пречистенке.

Александр Трифонов

Я и Малевич

рецепт

Малевич со своим "Черным квадратом" не дает мне покоя. Я использовал его в своих картинах много раз. И никогда в последствии не жалел об этом, с присутствием черного квадрата картина наполнялась смыслом и обретала более звонкое графическое звучание, поэтому использовать его как символ я не перестаю снова и снова. Он служит и символом протеста и знаком "кирпич" для непосвященных в тайны творчества людей.

Первый раз я сознательно применил черный квадрат в картине "Квадратный портвейн Казимира Малевича", по совету своего отца писателя Юрия Кувалдина. В той работе эта замечательная картина - знак-манифест, расположена на мольберте рядом со столом на котором стоит бутылка портвейна с этикеткой "Алушта". Все это происходит на театральной сцене. Картина получилась гармонично-динамичной, квадратный холст дополняет округлую бутылку, а черный квадрат в картине хорошо перекликается с черными кулисами.

Вдохновившись новой темой, я сделал несколько других композиций с использованием черного квадрата, и назвал их "Конец реализма". Теперь с картиной соседствовали красный шар или более изогнутая бутылка. Здесь черный квадрат был не просто картиной, а знаком, противопоставляемым реальному миру с его классически-реалистическим пониманием действительности.

В 2006 году в своей уже более новой интерпретации черного квадрата в картине "Путями черного квадрата" я использовал его иначе - более свободно. Большой "Черный квадрат" стоит на мольберте в центре картины, а маленькие квадраты, словно птицы, летают вокруг опираясь на провода, создают динамику. В этой картине можно находить разные философские смыслы, но один из главных - это принцип повторения, вечного возвращения к оригиналу и бесконечная множественность реальностей.

Последняя на данный момент картина на эту тему - "Мой друг Малевич" 2007 года, написана уже в новой манере. Здесь вся картина обрамлена нарисованной рамой, а черный квадрат, как знак, находится в центре и скрепляет всю композицию из разноцветных и разнофактурных плоскостей.

Некоторые непонимающие искусство люди часто любят приводить в пример Малевича, что и мы бы так смогли нарисовать, что "Черный квадрат" это обман и глупость. Но для начала надо стать Малевичем, потом нарисовать квадрат, потом провозгласить его символом нового искусства, где нет места копированию действительности не художником созданной, и трудом всей своей жизни прославить свой квадрат. Это примерно, как забить пенальти в финале чемпионата мира по футболу, забить просто пенальти могут миллионы, а дойти до финала и забить его в самый ответственный момент смогут только единицы. И про них тоже можно сказать: я бы так смог.

Своим квадратом Казимир Малевич ставит окончательную точку в реалистическом искусстве, в копировке действительности, копировать уже может фотоаппарат, художнику не нужно тратить на это время, он движется дальше по пути создания своего искусства. И мне очень приятно, что таким переломным художником, повернувшим развитие всего мирового искусства, является русский художник.

Всем смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную энергию он привнес в свое творчество. Его эволюция живописца похожа на серию взрывов и катастроф. Разоблачая академические художественные стереотипы, Малевич проявил яркий темперамент критика-полемиста. Исследователи говорили, что это был ""испытательный полигон", на котором искусство живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности". Биография Малевича необычна и запутана. Художник сам менял ее как хотел, специально изменяя годы и события, она кажется нам необычайно насыщенной, полной контрастов, взлетов и падений. Малевич мечтал посетить Париж, но ему так и не удалось это сделать. Ему не удалось испытать множество эстетических и житейских радостей, доступных его более обеспеченным и образованным коллегам. Он самостоятельно прошел трудный путь от скромного самоучки до известного художника, принимал участие в двух революциях, сочинял футуристические стихи, реформировал театр, увлекался теософией и астрономией, преподавал, писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором института и безработным...

Пунин писал, что Малевич принадлежал к тем людям, которые были "заряжены динамитом". Не каждый из знаменитых художников мог так поляризовать общественное мнение. Малевич всегда был окружен преданными друзьями и страстными соперниками, у критиков он вызывал самую грубую брань, "ученики его боготворили, как Наполеона армия". Даже в наше время есть много людей, имеющих резко противоположное отношение и к наследию Малевича, и к его личным качествам.

В детстве я со своей мамой бывал на месте, предполагаемой могилы Казимира Малевича, мы доезжали от станции "Рабочий поселок" до "Ромашково" на электричке и шли через село по полям к маленькому памятнику на опушке леса. Я не совсем понимал, что это, но тот памятник очень четко запомнился мне - красный квадрат в центре белого большого квадрата. Позднее я узнал, что это только предполагаемое место могилы великого художника. Настоящую недалеко от деревни Немчиновка разрушили в 41 году во время боевых действий. Получилось, что и после смерти, как в жизни, с Малевичем происходили мистификации. Физический он исчез с Земли бесследно, но оставил после себя "Черный квадрат" и новое слово в искусстве.

Малевич был выдающимся художником, которые внес огромный вклад в развитие всего мирового искусства и моего тоже.

Литературный альманах Юрия Кувалдина "Ре-цепт", Издательство "Книжный сад", Москва, 2008, 52 авторских листа, 832 стр., переплет 7цб, оформление художника Александра Трифонова, тираж 1.000 экз., стр. 149.