вторник, 27 июля 2010 г.

Юрий КУВАЛДИН "ЧАЙКА ЛАРИСА КОСАРЕВА"


Моим гидом по Кузьминкам стала певица Лариса Косарева. Влахернское-Кузьминки - уникальный по красоте замысла архитектурно-парковый ансамбль. Он создавался на протяжении более полутора столетий и окончательно оформился к середине 19 века. До нас дошли мемуары современников, бывавших в Кузьминках в период наивысшего расцвета усадьбы: камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, священника усадебной церкви Н. А. Порецкого, писателей С. М. Загоскина, Е. П. Яньковой, П. И. Шаликова. Красота Влахернского восхищала современников, не остался равнодушным к ней и журналист Н. Руднев, описавший в 1850 г. усадьбу в газете "Московские ведомости". Усадьба Кузьминки была впервые описана в русском путеводителе Андрея Раевского "Окрестности Москвы" (журнал "Сын Отечества", № 40, 1815 г.) и по настоящее время неизменно включается во все издания по примечательным местам Москвы и Подмосковья. Даже эта небольшая часть обширной библиографии усадьбы показывает, что "Версаль князей Голициных" - настоящая жемчужина русской усадебной архитектуры.
Как будто Пастернак подыгрывает Ларисе Косаревой:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть...
Концерты Ларисы Косаревой проходят под эгидой "Музейного объединения "Музей истории Москвы" под общим названием "Секреты вдохновения". Среди них в 2008-2009 годах обязательно следует отметить такие программы, как "Ветка сирени" (любимые романсы, песни, стихи, где Лариса использовала некоторые мотивы из первоклассного рассказа Юрия Нагибина "Сирень"), "Праздник в русской усадьбе" (Влахернский праздник), "Романсы князей Голицыных" (к 600-летнему юбилею служения представителей рода князей Голицыных Отечеству), "Под чарующей лаской твоею" (Из истории русского романса), "Мелодии Серебряного века" (романсы современных композиторов на стихи Марины Цветаевой), "Души моей тревога" (Михаил Юрьевич Лермонтов и музыка), "Маленькие шедевры большой музыки" (музыка немецких композиторов), "Мой голос для тебя и ласковый и томный" (Александр Сергеевич Пушкин и музыка), "Живая душа" (Николай Васильевич Гоголь и музыка - к 200-летнему юбилею писателя) и другие.
Волшебная певица Лариса Косарева - явление словно из Серебряного века нашей культуры. Безбрежная голубая даль моря и парящая белокрылая чайка в отблесках рассвета. Журнал "Золотое руно", "Русские сезоны" Дягилева, Макс Волошин, московский модерн и Федор Шехтель, Осип Мандельштам с "Камнем", Константин Станиславский и Антон Чехов, "Чайка" в Художественном театре... Вот-вот, я нащупал сравнение: Лариса Косарева - это Нина Заречная: "Я - чайка!" Изящная, хрупкая, даже утонченная Лариса Косарева воплощает на сцене страстный артистизм, обладая несравненной по красоте внешностью как актриса. И такой сильный голос. Такое величественное, торжественное драматическое сопрано с чарующим тембром. Ее божественный голос позволяет еще глубже проникать в непостижимые глубины русской поэзии. Голос певицы Ларисы Косаревой - сильный, глубокий и несколько грустный - звучит властно и драматично.
Я вижу временно сколоченную сцену у реки, я вижу дворянскую усадьбу. Так я писал свою повесть "Ворона". А Маша виделась мне тогда такой, какой я увидел певицу Ларису Косареву. Совпадение потрясающее. Требующее нового взгляда на творчество:
"Ильинская вышла к рампе. Она сказала:
- Маша, вы только начинаете череду ошибок, которые я заканчиваю. Я это понимаю так. Мы рождаемся бессознательно. Входим медленно в жизнь и думаем, что до нас ничего не было. А если и было, то враждебно нам. Человек жесток. Он хочет бороться с тем, что создано до него и не им. Даже не пытаясь понять то, что создано не им. Понимание приходит к тридцати - сорока годам. Не нужно новых форм и новых содержаний! Нужно просто понять, что ты сама стара как мир, что ты - и Мария Магдалина, и я, и он, и она. Ты - старая форма и старое содержание. Не обижайся, но ты, как и я, как и все люди, всего лишь экземпляр немыслимого тиража человечества, а оригинал - Бог! Вот и все.
Ильинская села рядом с Александром Сергеевичем и продолжила поедание черного винограда.
Маша огорчилась, но из чувства противоречия воскликнула:
- Пусть я буду вороной, но не буду экземпляром тиража. Я хочу быть оригиналом!
- Хотеть не запрещается, - сказала Ильинская. - Но это уже было.
- Вороны не было!
- Деточка, на этом свете уже все было, - мягко сказал Александр Сергеевич. - Только вы об этом пока не знаете. Жизнь дана вам как раз для того, чтобы к концу ее вы узнали, что все уже было..."...