четверг, 15 июля 2010 г.

Филипп Копачевский в Фонде А.И. Солженицына "Русское зарубежье"

БРОНЗОЙ В ТРЕТЬЕЙ ТЫЩЕ ПРОЗВЕНЕТЬ

ВЕЧЕР ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА "НАША УЛИЦА" В ФОНДЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА "РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ"
(Презентация № 74 (1)-2006 журнала, посвященного "Бронзовому веку русской культуры (1953-1987) и Рецептуализму - искусству Третьего тысячелетия)
11 января 2006 года

В Фонде А. И. Солженицына "Русское зарубежье" на Нижней Радищевской улице, дом 2 состоялась презентация первого номера "Нашей улицы". На вечере выступили: основатель и главный редактор журнала, писатель Юрий КУВАЛДИН, молодой художник, лидер Третьего авангарда Александр ТРИФОНОВ, поэт и критик, искусствовед, систематизатор русской культуры Слава ЛЁН, писатель и поэт Эдуард ЛИМОНОВ, писатель и поэт Анатолий НАЙМАН, поэт Кирилл КОВАЛЬДЖИ, поэт Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ, поэтесса Нина КРАСНОВА, солист ансамбля "Кантикум" певец и музыкант Петр ЛЕЛЮК, прозаик Сергей МИХАЙЛИН-ПЛАВСКИЙ, драматург и писатель Андрей ЯХОНТОВ.
Собравшиеся с восторгом приняли выступление юного дарования, пианиста Филиппа Копачевского, на которого большие надежды возлагает Мстислав Ростропович. Талантливому музыканту – 15 лет. Сейчас он учится в 10-том классе музыкальной школы при Московской консерватории имени Чайковского. Оттачивает Филипп Копачевский свое мастерство у профессора Консерватории Эммануила Александравича Монасзона (ему сейчас 78 лет). Филипп Копачевский, в свои юные лета – лауреат шести международных конкурсов, в 5-ти из которых он стал победителем. Юному дарованию рукоплескали на сценических площадках России, Италии, Нидерландов и других стран.
Филипп Копачевский исполнил произведения Пауля Хиндемита и Ференца Листа.

Читатели знают о существовании Золотого века русской культуры от Пушкина до Достоевского, а также Серебряного века. И лично являются свидетелями великого "Бронзового века русской культуры (1953-1987)". ОБОСНОВАНИЕ ДАТИРОВКИ таково: 1953, 5 марта - смерть Сталина; 1987 - Полет немецкого летчика Матиаса Руста над СССР в мае 1987 года. Тогда пилот-любитель преодолел многочисленные кордоны ПВО и сел прямо на Красной площади. Молодой человек утверждал, что его полет не имел никакого политической подоплеки, а москвичи назвали главную площадь страны "Шереметьево-3" и рассказывали, что у фонтана в ГУМе поставили специальный милицейский пост, опасаясь, что оттуда выплывет американская подводная лодка.
А 5 февраля 1987 года совет министров СССР принял судьбоносное постановление, разрешающее гражданам советского союза создавать кооперативы. Событие по настоящему революционное. В стране, строящей коммунизм, власть после семидесяти лет своего существования признала, что человек обязан работать не только на государство, но может трудиться и на самого себя.
Был поднят Железный Занавес и отменена цензура и из самиздата можно было безнаказанно переходить в тамиздат, которым пользовались только диссиденты до 1987 года, и в тутиздат. В недрах "Нашей улицы" и фонда "Русское зарубежье" развивается концепция Бронзового века русской культуры. И пишется национальная программа "Бронзовый век русской культуры" для того, чтобы все теоретики культуры, и, прежде всего, слависты, эту концепцию Бронзового века развивали не только в России, но и в Штатах и в Европе. У нас есть Нобелевские премии по прозе, Нобелевские премии по науке, прежде всего физиков-теоретиков, Нобелевские премии государственных деятелей, Горбачева... Выяснилось, что наш художник Илья Кабаков по рейтингам журнала "ART NEWS" в последние десятилетия входит в число 10 лучших современных художников мировой культуры. 15 сентября в лучшем музее мира, в музее Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке мы открыли выставку русского изобразительного искусства с XII по XXI век под заглавием "Россия". В Брюсселе мы открыли фестиваль культуры "Европалия-Россия". Только что закончилась в Каннах большая выставка и большой фестиваль "РУССКИЕ СЕЗОНЫ". В этом Бронзовом веке, чем он и уникален и отличие от Серебряного века, мы имели четыре культуры. Первое - это соцреализм, к которому теперь уже нужно относиться очень хорошо и очень серьезно, потому что он больше не воспроизводится. Это уникальная, можно сказать, экзотическая культура, которая спроектирована величайшим искусствоведом, куратором, проектировщиком культуры Иосифом Виссарионовичем Сталиным. И, кстати говоря, сейчас вот на выставке в Нью-Йорке очень большим успехом пользуется раздел соцреализма изобразительного искусства. Затем - второе - существовала наша культура андеграунда, подпольная и неподцензурная и неофициальная. Она называется теперь чаще всего на Западе - нонконформизм. И - третье - есть "буферная" культура между неофициальным андеграундом и официальным соцреализмом - метропольная культура, которая названа так по имени альманаха МЕТРОПОЛЬ.

МАНИФЕСТ РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА

1. Всё - отменить! - Ре-Цептуализм - искусство Третьего тысячелетия.
2. Ре-Цептуализм - искусство второй рефлексии: само-из-себя творчество и - одновременно - само-в-себе истолкование (да здравствует двуликий Янус!).
3. Ре-Цептуалист, творя, созидает и, созидая, творит в режиме ТРИКУПа (ТРИединого КУльтурного Продукта) - единой демонстрации: по-рождения КУльтурного Продукта (художественного произведения) - самого КУльтурного Продукта (непременно - высочайшего качества!) - демонстрации КУльтурного Продукта. Демонстрация демонстрации - вторая рефлексия творческого процесса художника-рецептуалиста.
4. Ре-Цептуалист центр-ирует свое мышление и деятельность на художественном процессе, а не на художественном произведении (которое - в пределе - может быть нулевым, как "Чёрный квадрат" Малевича). В иерархию художественного процесса входят: 1) личное (или групповое) созидание и демонстрация художественного произведения (ТРИКУПа); 2) авторские рефлексия и текстовое сопровождение художественного произведения: от мастерской - через галерею - в мировой Музей; 3) авторское по-мещение и от-слеживание движения художественного произведения в мировом культурно-историческом процессе.
5. Ре-Цептуализм - холическое искусство: художественное произведение - новый синкрет: в нем при-сутствует единораздельная целостность полистилистического единства онтологически единой художественно-научно-религиозной картины мира. А не ущербный "синтез искусств" (прощайте, Вагнер и Скрябин!).
6. Ре-Цептуализм испо-ведует принцип нелинейности искусства - одновременного при-сутствия в художественном произведении-синкрете диахроннически разных рядов (развития) культуры. Одновременность прошлого и настоящего - сущностный принцип рецептуального искусства.
7. Ре-Цептуализм ничему не под-ражает и ничего не от-ражает: искусство творится из искусства - оно а-миметично (прощайте, древние греки!).
8. Ре-Цептуализм отменяет каузальность, детерминизм, мотивировку и прочую рационалистическую чепуху: искусство - а-логистично (прости, Аристотель!).
9. Ре-Цептуализм отвергает искусство в "художественных образах", у-тверждая семиотическое искусство - в знаках и символах: язык иератур, сигнатур, символоров - язык искусства Третьего тысячелетия (да здравствует Михаил Шварцман!).
10. Ре-Цептуализм - искусство экзистенциальности: второй рефлексии старого опоязовского лозунга: "ИСКУССТВО - В БЫТ!" Отсюда - принцип тотальности искусства: мир - это искусство и ничего, кроме искусства.
11. Ре-Цептуализм - искусство архетипа и интертекста - ориентировано на дометафизические и запределивающие сущности мира (прощай, "правдист" Станиславский!).
12. В интенции искусство Ре-Цептуализма - мифологично и сакрально: отсюда - иературы языка, теургия метода, духовность стиля.
13. Искусство Ре-Цептуализма бытийствует и существует не в критериях баумгартеновской эстетики прекрасного, а в критериях хайдеггеровской эстетики истины-алетейи (истины, которая суть несокрытость, т.е. откровение). Или - в критериях неклассических эстетик.
14. Ре-Цептуализм - не художественная школа, а меташкола.
Ре-Цептуализм - не стилистика, а метастилистика.
Сигнатуры, символоры, иературы - не язык, а метаязык.
Ре-Цептуализм - не метод, а методология.
Эстетика Ре-Цептуализма - другая эстетика
и, сверх того, выход - на метаэстетику.
Ре-Цептуализм картины мира - метакартина миров.
15. Ре-Цептуализм утверждает три фундаментальных закона нелинейной теории искусства:

* развитие искусства непреложно;
* развитие искусства необратимо;
* искусство, как и Бог, бессмертно.

Заодно с этой презентацией отмечался и день рождения знаменитого московского поэта и культуролога Славы Лёна, и эти два события оказались сопряжены отнюдь не случайно. Хотя бы потому, что обложку номера украшает цветной портрет самого Лёна. Но дело, конечно, не в портрете. Большая часть номера посвящена некоему культурному манифесту этого автора под названием «Бронзовый век русской культуры». И этот факт помещает данный номер «Нашей улицы» в литературный контекст длиной без малого в два десятка лет.

11 января 2006 года
Фонд А.И. Солженицына "Русское зарубежье"
Ежемесячный литературный журнал Юрия Кувалдина "Наша улица"


Филипп Копачевский в Фонде А.И. Солженицына "Русское зарубежье"