Андрей
Яхонтов, писатель, драматург, журналист
(фото
из архива «Нашей улицы», 1999 год)
Родиться
сразу в двух переулках и не стать писателем было бы непростительно. Тем более
что переулки эти - Еропкинский и Мансуровский. Мы зашли с Андреем Яхонтовым во
двор его детства с Еропкинского, а вышли в Мансуровский. И сразу уперлись в
малюсенький, какой-то кукольный дворик и домик Мастера. Туда еще Маргарита
приходила украдкой, чтобы никто не заметил. Кстати говоря, о Маргарите Прошиной
он написал исключительно мастерски:
«В
процессе чтения книг Маргариты Прошиной «Фортунэта», «Мечта», «Голубка»
невольно начинаешь обращать внимание на количественное преобладание женщин в
Москве. Окидываешь взглядом вагон метро и поражаешься: правая сторона сидящих –
сплошь женщины, а напротив, кроме пожилого дедушки в соломенной шляпе, тоже
женщины. В рассказах Прошиной откровенно превалирует женская тема. Случайно ли?
Или это дань наставшему матриархату? Поначалу такая однозначность смущает,
можно ведь подрасширить горизонты. Но по мере погружения в ткань прозы
догоняешься: оригинальность писателя не только в словесном своеобразии, но и в
выборе позиции. Мужчины задвинуты в угол - на второй, на третий план –
намеренно. Их время прошло. Женщины жизнеспособнее, целомудреннее, но не в
узком понятии, а в значении целостности. Целостность противостоит распаду, вне
целостности жизнь невозможна. Нераздельная целостность - это мудрость: мир и
гармония души, ума, сердца. Любовь – двигатель жизни и ее цель. Гармония жизни
и литературы уравновешивает мужское и женское начало, единение которых делает
любовь нераздельной».
Андрей
Яхонтов глубоко понимает чеховский театр, говоря, что в театре, как и в жизни, говорят
не о том, о чем говорят, а о том, что что-то надо скрыть, ибо скрывать каждому
живущему, раскроенному на собственно человека и животное, есть что.
Юрий
КУВАЛДИН