Евгений Бачурин (родился 25 мая 1934 года - умер 1 января 2015 года)
Маргарита Прошина
«Я СПРОШУ У ГОСПОДА»
Евгений Бачурин (родился 25 мая 1934 года - умер 1 января 2015 года)
эссе
Когда наступает тоска и сжимается горло от печалей, стоит мне вспомнить песню «В ожидании вишен», как настроение мгновенно становится прекрасным и всё вокруг преображается, надежда вновь возвращается ко мне, открывается второе дыхание, я машу платочком неприятностям.
Я вновь готова нести свою чашу, которую должен каждый из нас нести, наполняя своими чувствами, поступками, мыслями. Нас ждут открытия, встречи, утраты. Никому не дано миновать участи своей, но каждый из нас при желании и определённых усилиях способен, испив её до дна, превратить её в чашу счастья:
Маргарита Прошина
«Я СПРОШУ У ГОСПОДА»
Евгений Бачурин (родился 25 мая 1934 года - умер 1 января 2015 года)
эссе
Когда наступает тоска и сжимается горло от печалей, стоит мне вспомнить песню «В ожидании вишен», как настроение мгновенно становится прекрасным и всё вокруг преображается, надежда вновь возвращается ко мне, открывается второе дыхание, я машу платочком неприятностям.
Я вновь готова нести свою чашу, которую должен каждый из нас нести, наполняя своими чувствами, поступками, мыслями. Нас ждут открытия, встречи, утраты. Никому не дано миновать участи своей, но каждый из нас при желании и определённых усилиях способен, испив её до дна, превратить её в чашу счастья:
Но все меньше нас и все дороже
Круг друзей, их союз.
Невозможно эту чашу, Боже,
Пронести мимо уст.
Так подымем же ее не мучась,
Бог не выдаст и свинья не съест!
Переполненная счастьем участь,
Легкий крест, легкий крест.
Круг друзей, их союз.
Невозможно эту чашу, Боже,
Пронести мимо уст.
Так подымем же ее не мучась,
Бог не выдаст и свинья не съест!
Переполненная счастьем участь,
Легкий крест, легкий крест.
Образ чаши, переполненной через край счастьем, показывает нам неисчерпаемые возможности наши. Сколько горечи, раскаяния, любви, отчаяния ждет человека в его непростом путешествии по жизни.
Значительная часть моей жизни прошла в ожидании чудес, самостоятельности, независимости, невероятной любви, абсолютно не представляя себе, что это такое. Мир наивных фантазий был свойственен девочкам-подростам моего возраста. Что я знала о чувствах!? Только книги были поистине животворящим источником ответов на бесконечные вопросы жизни, причём, приукрашенной моим воображением.
В том чтобы превратить вымысел в реальную жизнь, я не видела никаких препятствий, когда мне было шестнадцать лет. Вот тогда-то меня захватила романтика авторской песни, которой я осталась верна.
Как-то раз в конце семидесятых годов я попала на концерт Евгения Бачурина в Доме культуры завода Динамо. В те годы библиотеки вместе с профкомами организовывали замечательные вечера через общество «Знание», которые были явной альтернативой фальшивым официальным мероприятиям. На заводы приезжали самые интересные полузапретные авторы и исполнители, атмосфера была доверительная, а публика собиралась со всей Москвы.
Худой и невысокий Бачурин был одет просто - в джинсы и водолазку в тон им. Он высоко держал кучерявую голову, и, казалось, что был чем-то недоволен. Чувствовалось, что характер у него непростой! Потом я поняла, что он всегда в незнакомой обстановке держится напряжённо, даже настороженно.
Когда же он запел, меня захватила высочайшая поэзия, неподражаемая в свих переливах мелодия и его артистическая игра на гитаре, поскольку в большинстве своём аккомпанемент у бардов состоит из нескольких аккордов, а у Бачурина - это переливающиеся струны души, виртуозное исполнение. У меня было такое состояние, как будто бы я лечу сизой голубкой по безоблачному небу, а Бачурин пел:
Значительная часть моей жизни прошла в ожидании чудес, самостоятельности, независимости, невероятной любви, абсолютно не представляя себе, что это такое. Мир наивных фантазий был свойственен девочкам-подростам моего возраста. Что я знала о чувствах!? Только книги были поистине животворящим источником ответов на бесконечные вопросы жизни, причём, приукрашенной моим воображением.
В том чтобы превратить вымысел в реальную жизнь, я не видела никаких препятствий, когда мне было шестнадцать лет. Вот тогда-то меня захватила романтика авторской песни, которой я осталась верна.
Как-то раз в конце семидесятых годов я попала на концерт Евгения Бачурина в Доме культуры завода Динамо. В те годы библиотеки вместе с профкомами организовывали замечательные вечера через общество «Знание», которые были явной альтернативой фальшивым официальным мероприятиям. На заводы приезжали самые интересные полузапретные авторы и исполнители, атмосфера была доверительная, а публика собиралась со всей Москвы.
Худой и невысокий Бачурин был одет просто - в джинсы и водолазку в тон им. Он высоко держал кучерявую голову, и, казалось, что был чем-то недоволен. Чувствовалось, что характер у него непростой! Потом я поняла, что он всегда в незнакомой обстановке держится напряжённо, даже настороженно.
Когда же он запел, меня захватила высочайшая поэзия, неподражаемая в свих переливах мелодия и его артистическая игра на гитаре, поскольку в большинстве своём аккомпанемент у бардов состоит из нескольких аккордов, а у Бачурина - это переливающиеся струны души, виртуозное исполнение. У меня было такое состояние, как будто бы я лечу сизой голубкой по безоблачному небу, а Бачурин пел:
Я спрошу у Господа
Спросу неразумного,
Отчего мы, Господи,
Стали как безумные.
Отчего мы носимся
Словно угорелые,
Друг на друга косимся,
Будто дело делаем.
Спросу неразумного,
Отчего мы, Господи,
Стали как безумные.
Отчего мы носимся
Словно угорелые,
Друг на друга косимся,
Будто дело делаем.
Я спрошу у Господа
Слова покаянного,
Отчего мы попросту
Стали окаянными…
Слова покаянного,
Отчего мы попросту
Стали окаянными…
В переполненном зале стояла та тишина, которая бывает только в полном слиянии исполнителя и слушателей. На глазах у некоторых слушателей были слёзы - то ли от созданного песней настроения, то ли это были слёзы восторга от поэзии, музыки и образов, которые вызвали их сочетание.
Позже я узнала о том, что Бачурин - член Союза художников СССР. Выставлялся в России, ФРГ, США, Франции, Японии, Швеции и др., что картины его хранятся в запасниках Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Потом познакомилась с его произведениями на выставках, увидела репродукции и прочитала книгу, вобравшую практически все произведения Евгения Бачурина, "Я ваша тень", изданную издательством Юрий Кувалдина "Книжный сад" в 1999 году, и объёмный мир его стал для меня ещё ярче и привлекательнее.
Мне стала ещё более понятна образность и философская глубина его поэзии, органичное сочетание музыки в соединении с живописными образами. Открытие Бачурина-художника предстоит другим поколениям, как это и случается обычно.
Персонажи его картин как будто навеяны увиденными во сне пейзажами, которые родом из детства, это воспоминания о нём, тени прошлого, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни в снах, присутствуют там как едва осязаемые тени прошлого. Творчество Бачурина производит впечатление открывающегося только для единомышленников таинства.
Позже я узнала о том, что Бачурин - член Союза художников СССР. Выставлялся в России, ФРГ, США, Франции, Японии, Швеции и др., что картины его хранятся в запасниках Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Потом познакомилась с его произведениями на выставках, увидела репродукции и прочитала книгу, вобравшую практически все произведения Евгения Бачурина, "Я ваша тень", изданную издательством Юрий Кувалдина "Книжный сад" в 1999 году, и объёмный мир его стал для меня ещё ярче и привлекательнее.
Мне стала ещё более понятна образность и философская глубина его поэзии, органичное сочетание музыки в соединении с живописными образами. Открытие Бачурина-художника предстоит другим поколениям, как это и случается обычно.
Персонажи его картин как будто навеяны увиденными во сне пейзажами, которые родом из детства, это воспоминания о нём, тени прошлого, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни в снах, присутствуют там как едва осязаемые тени прошлого. Творчество Бачурина производит впечатление открывающегося только для единомышленников таинства.
Нет, мы не птицы, а жаль,
Жаль, что живём не крылато.
Лишь поднимаем глаза и на сердце печаль,
Будто летали когда-то…
Жаль, что живём не крылато.
Лишь поднимаем глаза и на сердце печаль,
Будто летали когда-то…
Всё это переложено в картины. Но живопись Бачурина не иллюстрирует его песни. Воздействуя гармонией цвета, она вовлекает нас в прозрение, в понимание простых истин и помогает еще глубже проникнуть в сложный внутренний мир человека. Бачурин защищает нежность своих песен своими же песнями и картинами, отстаивая их право на "ожидание мира и покоя".
В большинстве картин Бачурина запечатлены образы далекого детства, в котором соединены ощущения счастья и тревоги. Хрупкий мир маленького человека кажется ему таким надёжным!
Картины: «Двое под облаками», «Купание в Сочи», «Такова жизнь», «Дорога к морю», «Старый автомобиль», «Аллея» - почти гипсовые слепки, но они передают духовный, опоэтизированный климат своей эпохи, её противоречивых нравов и полярности вкусов, пронизаны иронией и ностальгической печалью о невозвратном прошлом.
Я смотрю на картину «Шахматы на балконе и слышу голос Бачурина:
В большинстве картин Бачурина запечатлены образы далекого детства, в котором соединены ощущения счастья и тревоги. Хрупкий мир маленького человека кажется ему таким надёжным!
Картины: «Двое под облаками», «Купание в Сочи», «Такова жизнь», «Дорога к морю», «Старый автомобиль», «Аллея» - почти гипсовые слепки, но они передают духовный, опоэтизированный климат своей эпохи, её противоречивых нравов и полярности вкусов, пронизаны иронией и ностальгической печалью о невозвратном прошлом.
Я смотрю на картину «Шахматы на балконе и слышу голос Бачурина:
В шахматы играют на балконе
В довоенной южной стороне
Смуглый мальчик в новенькой матроске
И курсант при кожаном ремне.
В довоенной южной стороне
Смуглый мальчик в новенькой матроске
И курсант при кожаном ремне.
У перил, где листья винограда,
Мать смеётся и отец грустит.
Брат приехал - он военный летчик.
За балконом бабочка парит.
Мать смеётся и отец грустит.
Брат приехал - он военный летчик.
За балконом бабочка парит.
Мы сидим за столиком прозрачным,
А над нами летняя пора,
На доске расставлены фигуры -
В шахматы последняя игра.
А над нами летняя пора,
На доске расставлены фигуры -
В шахматы последняя игра.
Мир затих, не двигается время,
Замер тополь, голову склоня,
Тонет солнце в безмятежном море,
До войны еще четыре дня...
Замер тополь, голову склоня,
Тонет солнце в безмятежном море,
До войны еще четыре дня...
Прошлое уходит без оглядки,
Но остался голос с высоты:
- Спи, мой мальчик, спи, мой, сладко-сладко, -
Ведь в живых остался только ты.
Но остался голос с высоты:
- Спи, мой мальчик, спи, мой, сладко-сладко, -
Ведь в живых остался только ты.
Играют в шахматы на балконе, море спокойно, ничто не предвещает того, что завтра мир перевернётся, завтра - война, и только этот мальчик останется в живых ...
Искусство Бачурина возвышает наши души, в нём чувствуется невероятная энергия автора, внешне такого сдержанного, даже закрытого. В памяти моей он остался многоликой и во многом потаенной фигурой.
Бачурин волнует многих людей, и искушенных интеллектуалов, и простых слушателей, и зрителей. Каждый найдет в его мире то, чему отзовется его душа...
В трудные моменты жизни его песни переносят нас в мир безграничной свободы, где в парке детских грёз мы живём в ожидании чуда, а голос его предупреждает нас о том, что «осторожность превыше всего».
Мир Бачурина - ни на кого не похожий, пронзительно лиричный, с обостренным чувством иронии и стиля:
Искусство Бачурина возвышает наши души, в нём чувствуется невероятная энергия автора, внешне такого сдержанного, даже закрытого. В памяти моей он остался многоликой и во многом потаенной фигурой.
Бачурин волнует многих людей, и искушенных интеллектуалов, и простых слушателей, и зрителей. Каждый найдет в его мире то, чему отзовется его душа...
В трудные моменты жизни его песни переносят нас в мир безграничной свободы, где в парке детских грёз мы живём в ожидании чуда, а голос его предупреждает нас о том, что «осторожность превыше всего».
Мир Бачурина - ни на кого не похожий, пронзительно лиричный, с обостренным чувством иронии и стиля:
Непокорные дети
Покоренных отцов,
Как же жить вам на свете
Без начал и концов?
Чтобы волю чужую
За свою выдавать?
Чтобы воли не чуять
И покоя не знать?
Покоренных отцов,
Как же жить вам на свете
Без начал и концов?
Чтобы волю чужую
За свою выдавать?
Чтобы воли не чуять
И покоя не знать?
Его песни со временем приобретают все более глубокий философский смысл, звучат ещё более проникновенно. Ведь мы по-прежнему «живем в ожидании вишен» и «обретаем красоту лишь налету.
Бачурин творил в бесконечном ожидании лучших времен, несмотря на разочарования и испытания. Невзирая на то, что «То радость мытарит, то горе, // И бьёт в наболевшую душу. // Так вечно намеренно море // Ударить волною о сушу. // И все ж, мой собрат, // Не видать ли в пути огонька?..»
Бачурин продолжает свой путь с гитарой, гордый, никому не подвластный, а душа его «Как дудочка поет, // И кажется, что праздник будет вечно. // Вот только у певца // Счастливого лица // Не увидать никак, // Хоть Богом он отмечен». Путь его бесконечный увлекает всё новых почитателей его гения. Возможно, страна его бесконечного воображения - мираж, но он пробуждает сердца людей, возвышает и зовёт к творчески исканиям.
Бачурин творил в бесконечном ожидании лучших времен, несмотря на разочарования и испытания. Невзирая на то, что «То радость мытарит, то горе, // И бьёт в наболевшую душу. // Так вечно намеренно море // Ударить волною о сушу. // И все ж, мой собрат, // Не видать ли в пути огонька?..»
Бачурин продолжает свой путь с гитарой, гордый, никому не подвластный, а душа его «Как дудочка поет, // И кажется, что праздник будет вечно. // Вот только у певца // Счастливого лица // Не увидать никак, // Хоть Богом он отмечен». Путь его бесконечный увлекает всё новых почитателей его гения. Возможно, страна его бесконечного воображения - мираж, но он пробуждает сердца людей, возвышает и зовёт к творчески исканиям.