воскресенье, 12 января 2020 г.

ВЕЧЕР ЖУРНАЛА "НАША УЛИЦА" в библиотеке им. Н.А. Добролюбова, 2001 г.



На снимке (слева направо): Галина Корнилова, Кирилл Рожков, Владимир Приходько, Виктор Кузнецов-Казанский, Светлана Синева, Александр Трифонов, Рада Полищук, Александр Кондрашов, Нина Краснова, Алексей Широков, Игорь Штокман, Анна Ветлегина; сидят: Владимир Степанов, Евгений Бачурин, Юрий Кувалдин.






ВЕЧЕР ЖУРНАЛА "НАША УЛИЦА"
   в библиотеке им. Н.А. Добролюбова, 2001 г. 



  
   Надо быть очень храбрым человеком, чтобы создать свой журнал в наше время, когда рынок переполнен печатной продукцией разного рода и когда старые популярные литературные журналы теряют свои тиражи и своих читателей и становятся непопулярными и еле держатся на плаву. Писатель Юрий Кувалдин, основатель издательства "Книжный сад" - не просто храбрый, а суперхрабрый человек, героическая личность, духовный титан, подвижник, генератор сногсшибательных, фантастических идей. В 1999 году он рискнул, в пику всем, выпустить в свет пилотный номер совершенно нового журнала "Наша улица", нового не только по своему названию и внешнему виду, но и по всей своей "строчечной сути" и по всему своему стилю и характеру. Эпиграфом для журнала он взял русскую пословицу "Будет и на нашей улице праздник!" и вынес ее на титульный лист. Мало кто, даже и из его друзей, верил, что журнал выживет в условиях рынка и жесточайшей конкуренции. Многие думали, что на пилотном номере все дело и кончится. Но дело на этом не кончилось. С 2000 года журнал начал выходить и выходит каждый месяц, регулярно, срок в срок, и от номера к номеру становится все интереснее и неожиданнее, радуя, удивляя и нередко ошеломляя и шокируя своих читателей. Журнал выжил, оказался востребованным в книжном мире и занял свое законное место под солнцем, оттеснив всех конкурентов. И на нашу улицу пришел праздник! На днях в библиотеке им. Н.А. Добролюбова состоялся вечер журнала "Наша улица". При полном аншлаге! Зал библиотеки был набит битком, как во времена литературного бума.
   Вел вечер сам предводитель "Нашей улицы", главный редактор своего детища Юрий КУВАЛДИН.
   Он во всеуслышание сообщил об учреждении ежегодной литературной премии журнала, от 200 до 1200 долларов, по шести номинациям: 1). Роман, повесть. 2). Повесть, рассказ. 3). Рассказ, миниатюра. 4). Драматургия. 5). Очерк, эссе. 6). Стихи. В соискании премии могут участвовать только те авторы, которые являются подписчиками журнала, оформившими подписку в редакции.
   "Главное, что я ценю в литературных творениях, это - простоту и свободу изъяснения, искренность, подтекст, художественность, - сказал Юрий Кувалдин. - Причем при отборе материалов для журнала я отдаю предпочтение прозе перед стихами, особенно рассказу. Когда я слышу от автора: "Я написал роман", - я залезаю под стол. Кто пишет романы, тот, как правило, не умеет написать рассказ. И еще я отдаю предпочтение молодым авторам. Маститые и так печатаются где хотят. А если не печатать и не раскручивать молодых, то потом они окажутся старыми. Каждый маститый должен следовать девизу: "Старик, приведи с собой в литературу молодого".
   Выступили на вечере и авторы "Нашей улицы". Они читали свои вещи и, естественно, говорили о журнале. Вот что они говорили.
   Александр КОНДРАШОВ, актер театра Российской Армии:
   "В журнале "Наша улица" сочетается несочетаемое. Там автору можно все, и нет ничего, чего ему нельзя. Главное, чтобы это было талантливо. Слава Богу, что есть такой журнал. Молодец Юрий Кувалдин, что создал его".
   Кирилл КОВАЛЬДЖИ, поэт, прозаик, главный редактор изд. "Московский рабочий":
   "Я - болельщик Юрия Кувалдина и журнала "Наша улица". Мы все удивляемся энергии, целеустремленности и благородству стремлений Юрия Кувалдина. Он делает героическое дело. Это ему в русской литературе зачтется".
   Галина КОРНИЛОВА, писательница, главный редактор журнала "Мир Паустовского":
   "Появление этого журнала - вещь глубоко знаменательная. Кувалдин выпустил журнал в тот момент, когда окостенели и устарели многие формы нашей жизни, а также и формы старых, некогда популярных журналов. Журналы эти работают по устаревшим, стандартным образцам, в очень узких рамках и втискивают в эти рамки стандартные, пережеванные, никому, за редким исключением, неинтересные произведения. Они банальны и очень трудно читаются. Они не поспевают за жизнью.
   Как сумел Кувалдин почувствовать, что надо вырваться и прорваться через все рамки и выйти к читателям с совершенно новыми формами произведений, в которых отражаются новые формы жизни? Это удивительно! И как он сумел найти столько новых интересных произведений и столько новых талантливых авторов для журнала? Где он их берет?
   Интересен и сам чисто внешний облик журнала. Журнал компактен, легок и в то же время наполнен, его удобно и приятно держать в руках, листать, рассматривать. В нем много картинок. Саша Трифонов - очень интересный живописец - оказался и талантливым художественным оформителем журнала.
   Как прекрасно, что есть журнал, где печатаются свободно написанные произведения свободных людей. Вот, например, Нина Краснова. В своем романе "Дунька в Европе" она что хочет, то и говорит, нараспашку, с полной откровенностью. И это черта почти всех произведений "Нашей улицы". Мы все говорим то, что думаем, совершенно свободно и совершенно открыто".
   Нина КРАСНОВА, поэтесса:
   "В 9-м номере журнала "Наша улица", под рубрикой "Любителям русской классической поэзии", напечатана песня на стихи Алексея Фатьянова "Когда весна придет, не знаю". Эта песня стала для меня гимном "Нашей улицы", выражающим мое отношение к этому журналу:
  
   На свете много улиц славных,
   Но не сменяю адрес я.
   В моей судьбе ты стала главной,
   Родная улица моя!
  
   Мне кажется, под этими словами подпишутся все авторы "Нашей улицы", для которых, как и для меня, этот журнал стал главным в судьбе.
   В самом первом - пилотном - номере "Нашей улицы" в 1999 году была напечатана большая подборка моих стихов, самая большая за всю мою жизнь. А в 2000 году во всех 12-ти номерах был напечатан мой роман-дневник "Дунька в Европе", который лежал у меня в столе целых 11 лет и был вроде как никому не нужен. И вдруг он по своему стилю подошел к журналу "Наша улица". Юрий Кувалдин говорил здесь, что когда кто-то из авторов говорит ему: "Я написал роман...", - он залезает, прячется от этого автора под лавку. Но когда я сказала ему, что у меня есть роман, большой, он не полез под лавку, а сказал: "Покажи мне его". Я показала. И он без всякой волокиты напечатал его, эту мою махину в тыщу с лишним страниц, на которую даже страшно смотреть. Публикация моих стихов и моего романа в журнале "Наша улица" - это для меня не только событие года, но и событие всей моей жизни, и это - мой звездный час, растянутый во времени. Евгений Бачурин сказал в одной своей прекрасной песне: "Я пропустил свой звездный час - придет другой". Но если ты пропустил его, то он может уже никогда и не прийти. Я много раз в жизни пропускала свой звездный час. Но вот теперь он наступил для меня благодаря Юрию Кувалдину. И я желаю того же самого всем авторам "Нашей улицы"! В том числе и нашему великолепному полководцу Юрию Кувалдину, предводителю "Нашей улицы", за которым можно идти в огонь и в воду!"
   Игорь ШТОКМАН, критик, прозаик:
   "Я критик, который 30 лет занимался критикой. А потом благодаря Юрию Кувалдину стал писать прозу. Он сказал мне: "Пиши прозу". И я стал писать прозу. И он напечатал в своем журнале девять моих рассказов.
   Журнал "Наша улица" прошел исторический путь. Я помню первый вечер журнала в ноябре 1999 года, недалеко от Елоховского собора, в Зверевском центре, в художественной галерее. Я помню, как Юрий Кувалдин смеялся, слушая миниатюры Жени Лесина. Он смеялся до слез, хотя уже знал и не один раз читал то, с чем выступал Женя Лесин, и напечатал его в своем пилотном номере. Он любит авторов, которых печатает, которые у него печатаются.
   Что мне кажется главным в журнале "Наша улица", это принципиально новый подход к авторам и читателям. Россия - страна большая, очень большая. В ней много талантов, очень много. Но многие живут не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в каком-нибудь маленьком городке, в каком-нибудь маленьком поселке, в какой-нибудь провинции. И все, что они пишут, заранее обречено, все это ляжет в стол и умрет, даже если это интересные сочинения, заслуживающие внимания читателей. И идея Юрия Кувалдина - создать журнал именно для таких авторов, не для членов Союза писателей, не для Секретариата, не для раскрученных обладателей премий... Это была совершенно гениальная идея, хотя она лежала на поверхности (но это часто так бывает, что гениальное лежит на поверхности). И он создал свой журнал "Наша улица". Тираж 10 тысяч экземпляров. Он доходит аж до Магадана. Многих раздражает этот журнал, своей непривычностью. Но так и должно быть. Главная особенность этого журнала - искренность, раскованность его авторов, которые писали свои произведения, ничего не боясь, ни на кого не оглядываясь и не думая и не надеясь, что это будет где-то напечатано, и не зная, что возникнет журнал "Наша улица". Литература сейчас находится в периоде стагнации. Журналы, которые некогда были популярными, стали непопулярными. Печатают то, что никому не нужно и неинтересно. И зачем и для чего и для кого они выпускаются, непонятно. Своим журналом Юрий Кувалдин пробил брешь в глухой стене, которая стояла на пути новых талантливых авторов. И двигает литературу вперед.
   У журнала есть эпиграф: "Будет и на нашей улице праздник!" Этот праздник пришел. Улица вышла на большую литературную дорогу и заговорила своим языком, языком улицы".
   Николай ПЕРЕЯСЛОВ, критик, прозаик, член Секретариата Союза писателей России:
   "Я сбежал сюда, на вечер "Нашей улицы", с заседания Секретариата Союза писателей. Там поднимаются не творческие вопросы. А для меня творческие вопросы важнее всех других. Я много писал о журнале "Наша улица". Это неоднозначный, сложный, спорный журнал. Многое там мне не по душе, но зато многое и по душе. Он открыт и для того, что мне по душе, и для противоположного. Там встречаются чистые, светлые, ровные вещи, которые меня радуют. И встречаются другие вещи, которые меня не радуют. Но интересно продираться через не близкие тебе произведения, как через терновник, и выходить на чистую, светлую поляну, где светит солнце и растет клюква. Неоднозначные, неоднородные, неравноценные произведения печатаются в "Нашей улице". Мне хотелось бы, чтобы там печаталось только то, что мне нравится. Но это - наша улица, какая она есть сегодня, и на ней есть всё. И она говорит тем языком, каким говорит наша улица сегодня, то есть неакадемическим языком. И всё это наполняет собой журнал. И если на улице поставить городничего, который стоял бы и прогонял с нее всех, кто говорит не тем языком... тогда это был бы другой журнал, который пошел бы по пути обычных, стандартных, неинтересных журналов. А здесь создается новое. Я критик. Но пишу прозу. В журнале "Наша улица" напечатаны мои рассказы, которые 8-9 лет не могли увидеть свет. Слава Богу, что появился такой журнал... Он будет востребован и уже востребован читателями. Доказательством чему служит этот вечер и этот полный зал читателей. Журнал занял свою нишу, которая пустовала до него, он нужен людям".
   Андрей ЯХОНТОВ, писатель драматург:
   "Я давно знаю Юрия Кувалдина. Он смелая творческая личность с чертами хорошей авантюрности, без которой нельзя затевать ни одно трудное, стоящее дело, да еще такое, как новый литературный журнал в наше время, когда и старые-то мало кто читает. И я готов поддерживать Юрия Кувалдина в его "авантюрности". И желаю журналу "Наша улица" большого будущего, прекрасных перспектив..."
   Александр ЧУТКО, актер театра и кино:
   "Я благодарен судьбе за то, что она в 1963 году свела нас с Юрой Кувалдиным в театральной студии, которой руководил Владимир Высоцкий, а потом ею руководил Геннадий Ялович. Я познакомил друг с другом двух моих друзей: Сашу Тимофеевского и Юру Кувалдина. Результатом этого в конце концов стала книга Тимофеевского, изданная Кувалдиным, "Песня скорбных душой"... А теперь - публикации его стихов в журнале "Наша улица"..."
   Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ, поэт, автор "Песенки крокодила Гены" и т. д.:
   "Что мне сказать о Юрии Кувалдине, об этом человеке? Это человек безумных страстей, литературный Дон Жуан, Казанова. Предметы его страсти все время меняются, их не единицы и не десятки, а сотни. Но его нельзя ни к кому ревновать. Речь идет о его страсти к произведениям литературы и искусства. Он был влюблен в поэзию Блажеевского, Еременко, Краско, Ковальджи... в поэзию Ниночки Красновой... Если зачитать его "донжуанский" список, не хватит никакого времени. И это замечательно! Самое замечательное то, что он влюбляется в произведения молодых, никому не известных авторов, которые через 10-15 лет будут делать нашу литературу. Он открыл им дорогу".
   Лев АННИНСКИЙ, критик:
   "Я стоял у истоков или, можно сказать, у колыбели журнала "Наша улица". 1,5-2 года назад я был главным редактором полуэмигрантского журнала "Время и мы". Но понял, что я смогу справиться с этим делом, только если мне будет помогать особо одаренный человек. Им стал Юрий Кувалдин. Я доверил ему свое дело. И мы стали работать в журнале сообща. И нас с ним обоих сместили оттуда. И тут произошло чудо! Он настолько собрал в себе свою энергию, что не мог удержать ее в себе, и всю эту свою энергию, предназначавшуюся для журнала "Время и мы", устремил в "Нашу улицу" и, к счастью для российской словесности, создал совершенно новый журнал. И таким образом на нашу улицу пришел праздник. Этот праздник поколебал мое мнение о том, что литература умирает. 10 лет назад все решили, что она умирает. Толстые журналы стали худеть... И вдруг... произошло это чудо! Случилось нечто фантастическое! Такое, то есть нечто подобное бывало в истории русского книгопечатания. Были люди, уникально верящие в Слово, верящие, что оно никуда не девается из культуры.
   Оно может переходить из одного варианта распространения в другой - из рукописи в книгу, из книги в газету, из газеты в компьютер и опять в книгу, куда угодно, но оно не пропадает. Были люди, верившие в это. Был Павленков, был Сытин... И вот Юрий Кувалдин - неповторимый вариант такого типа. Благодаря таким исключительным людям Россия не погибнет, и российская литература тоже!"
  
   Закончился вечер концертом знаменитого барда Евгения Бачурина и его группы "Юго-запад". Но прежде чем начался концерт, Евгений Бачурин тоже сказал пару ласковых слов в адрес журнала "Наша улица".
  
   Евгений БАЧУРИН, художник, бард, автор песни "Дерева вы мои, дерева" и т. д.:
   "Я пришел на этот вечер поддержать Юрия Кувалдина и его журнал, который меня печатает... Я привел с собой свою группу "Юго-запад", в которую входят Анна Ветлугина, Ольга Шевелева, Петр Лелюк... Я давно работаю с этой группой, езжу выступаю с ней по стране. Юрий Кувалдин делает великое дело, которое требует огромных сил и с которым только он и способен справиться. Я бы предложил ввести в физике новую единицу мощности: Кувалдин. Мощность в 1,5 Кувалдина, мощность в 3 Кувалдина и так далее... (Одобрительный смех в зале. Реплики: "Есть термин пятьдесят лошадиных сил! Надо ввести термин пятьдесят кувалдинских сил!..") Да здравствует "Наша улица"! Слава "Нашей улице"!"
  
   "Безумству храбрых поем мы песню!"
  
  
   Материал подготовила Нина КРАСНОВА
   11 февраля 2001 г., Москва