среда, 6 октября 2010 г.

Нина Краснова "О мастерстве Юрия Кувалдина на примере повести "Осень в Нью-Йорке""

Нина Краснова

О МАСТЕРСТВЕ ЮРИЯ КУВАЛДИНА

НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ

ОСЕНЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ

80-90-е годы ХХ века, а точнее в годы перестройки, когда открылся Железный занавес, который с 1917 года существовал между Россией и Западом, многие люди в России мечтали съездить или вообще уехать на Запад, который в советских средствах массовой информации назывался не иначе, как “загнивающим”, а на самом деле оказался процветающим, а “загнивающей” оказалась сам Советский Союз с его тоталитарным режимом и застоем, который к моменту перестройки дошел до ручки, до того, что хлеб народу стал выдаваться чуть ли не по карточкам, как во время войны. Я помню, какие длинные очереди стояли в Рязани в 1990 году за хлебом, и он еще не каждому доставался, а пшено и рис люди получали в месяц по 150-300 граммов на человека, как в блокадном Ленинграде, но и этого в магазинах нельзя было купить даже на деньги. Как будто кто-то куда-то все это специально попрятал. А про колбасы я и вообще молчу. Если какой-то один сорт колбасы - “докторской” за 2 руб. 20 коп. - выбрасывался на прилавок, люди лезли за ним по головам и затаптывали друг друга, как Ходынском поле.

...Портрет Шпагина хорош сам по себе, без всяких идей: у него седые волосы, седая борода, то есть щетина, и рыжие усы, и ко всему этому еще (яркая - не от хорошей жизни советских людей - примета советского времени) “беззубый рот”, который делал Шпагина “стариком”, хотя ему было всего сорок два” года. Как Пушкин не любил русской речи “без грамматической ошибки”, так и Кувалдин не любит портретов без каких-нибудь физических и не только физических дефектов. Все герои у него с какими-нибудь дефектами и деформациями, и поэтому и получаются не манекенными, не муляжными, а живыми, в которых читатели могут узнать самих себя или своих родственников или своих соседей по дому или своих коллег. У Шпагина нет денег даже на зубы, а он хочет создать какой-то кооператив, которому он уже и название придумал: “Китеж”. Потому Шпагин и хочет создать его, чтобы подняться на ноги и стать богатым. А когда он станет богатым, тогда уж и новые зубы себе поставит.

...Портрет Пашки-художника тоже бесподобен. Пашка - предстает перед Шпагиным и перед гостем из Нью-Йорка Рейнгольдом и перед читателями на пороге своей мастерской таким: “в белом фартуке, заляпанном красками, надетом на голое тело”, “в длинных полосатых трусах”. “Сухие ноги” Пашки “тоже были заляпаны в некоторых местах краской. В правой руке Пашка держал палитру - фанерку от посылочного ящика, на которой пестрыми островками поблескивали масляные краски, как крем на торте, а в левой, между пальцами, торчало несколько кистей.

- Не обращайте на меня внимания, - сказал Пашка, пятясь от двери в глубь мастерской”.

Да как же не обращать внимания на такую колоритную фактуру, которую ни один художник не отказался бы нарисовать прямо с натуры?

“ - Великий художник земли русской Павел Натапов!” - церемонно представил его Шпагин...


Нина Краснова "О мастерстве Юрия Кувалдина на примере повести "Осень в Нью-Йорке""