пятница, 1 октября 2010 г.

Нина Краснова "Континент под названием Россия"

Нина Краснова

КОНТИНЕНТ ПОД НАЗВАНИЕМ РОССИЯ

Повесть “Сплошное Бологое” - горький фарс на тему пьянства, которая становится для России, кажется, такой же вечной темой, как жизнь и смерть. Все герои “Сплошного Бологого” - алкоголики и пьяницы, но некоторые пьют и не хотят “завязывать” с этим, некоторые пытаются, но не могут “завязать”, а некоторые, сильные личности, “завязали” и “вышли в люди”. Автор признает “конкретную персоналию” каждого своего героя “со всей вселенной души” и каждому дает высказаться, раскрыть, “распахнуть” свою душу. Один из них говорит: “Вся моя жизнь состояла из поднятия стакана... Что моя жизнь? Сплошной запой!”

А другой герой говорит ему: “Я пять лет не пью. И счастлив. Не пью и все! Больше ничем в жизни не занимаюсь, кроме как не пью. Работа у меня такая - не пить! ...На том, что не пью - делаю деньги... бизнес”. - И советует своему приятелю взять с него пример и заняться таким же “бизнесом” (то есть “не пить!”) и для начала обещает платить ему 500 долларов за трезвость. И утопически мечтает о спонсорах, которые “будут спонсировать отрезвление России”. - Так я написала о повести Юрия Кувалдина “Сплошное Бологое” в “Литературной России”, в 2000 году, в № 52, в своем обзоре 12-го номера журнала “Наша улица”. А теперь я напишу об этой повести поподробнее.

...К пьянству я всегда относилась отрицательно.

Пьяниц и алкоголиков никогда не считала за людей, то есть считала их пропащими людьми. И старалась не водиться с ними, и всегда избегала их компании, потому что мне было неинтересно, скучно и неприятно находиться в их компании и разговаривать с ними, выпившими, пьяными, неадекватными и дурными, и слушать, что они говорят, и смотреть, с каким удовольствием и жадностью они пьют вино или водку, и как они становятся все пьянее и пьянее и все неадекватнее и дурнее... а потом отключаются от мира и падают под стол.

Но были в моей жизни, среди родных и близких мне людей, пьяницы и алкоголики, больные люди, мужского и женского пола, которых я любила и о которых переживала и которых мне всегда хотелось спасти от пьянства и поддержать морально.

И был в моей жизни “горький пропойца”, поэт Сергей Есенин, мой знаменитый земляк, которому я посвящала стихи о том, как я хотела бы спасти его “от вина, от петли”, и который был для меня не только поэтом, которого я любила с детских лет, но и символом, увы, спивающегося и вырождающегося русского народа... Поэтому тема пьянства была для меня очень больной...

И вот я читаю повесть Юрия Кувалдина “Сплошное Бологое”, главный герой которой - не Печорин нашего времени, а алкоголик Игорь Мацера, который уже пять лет не пьет, а его друзья-приятели и коллеги - тоже алкоголики или пьяницы, которые пьют и не могут или не хотят бросить пить, “вот компания какая”.

Мацера “вышел в люди” и организовал фирму анонимных алкоголиков. Около здания этой фирмы, в “детсадовской беседке, заваленной снегом”, он увидел своего “товарища по партии” (товарища по парте) Зеленкова, с которым когда-то учился на философском факультете МГУ, а потом работал в тресте “Спецдальконструкция” и с которым с тех пор не виделся восемь лет, но которого “узнал бы и через двадцать”, потому что никто “так не пил из горла, как это делал Зеленков”.

Кувалдин показывает, как он это делал. Зеленков стоял в беседке, держал в своей руке бутылку водки и пил из горла, открыв рот “воронкой” (см. дальше по тексту). Мацера узнал его, подошел к нему. “Зеленков, тощий, маленький, в истертом драповом пальто, скосил на него глаза, но процесса не прекратил”. Чем совершенно умилил меня как читателя и вызвал у меня улыбку и в то же время жалостливость к нему...


Нина Краснова "Континент под названием Россия"