понедельник, 16 августа 2010 г.

Юрий Кувалдин "ЛАКШИН" эссе

Владимир Яковлевич Лакшин (6.05.1933 - 26.07.1993) родился в Москве. Окончил филологический факультетт МГУ (1955). Был членом КПСС (с 1966). Преподавал в МГУ (1958-61), работал в "ЛГ" (1961-62, зав. отделом), членом редколлегии (1962-67), зам. гл. редактора ж-ла "НМ" (1967-70), консультантом ж-ла "ИЛ" (1970-86), первым зам. гл. редактора ж-ла "Знамя" (1987-89), гл. редактором ж-ла "ИЛ" (1990-93). Доктор филол. наук (1982), член-корр. АПН РСФСР (1989), академик РАО. Печатался с 1958. Прославился статьями в ж-ле "НМ", где играл при А.Т.Твардовском роль ведущего критика-идеолога. Выпустил кн.: Искусство психологической драмы Чехова и Толстого. М., 1958; Толстой и Чехов. М., 1963, М., 1975, То же. Хельсинки, 1984 (на фин. языке); Александр Николаевич Островский. М., "Искусство", 1976, То же. Варшава, 1989 (на польском языке); Биография книги. Статьи, исследования, эссе. М., "Современник", 1979, Варна, 1985 (на болг. языке); Solzhenitsyn, Tvardovsky and "Novy mir". Cambridge (Mass.), MIT Press, 1980; Вторая встреча. Воспоминания и портреты. М., "Сов. писатель", 1984; Театр А.Н.Островского. М., "Сов. Россия", 1985; Булгакиада. М., "Правда", 1987; То же. М., 1991; Пять великих имен. М., "Сов. писатель", 1988; Открытая дверь.Воспоминания, портреты. М., "Московский рабочий", 1989; Твардовский в "Новом мире". М., "Правда", 1989; Пути журнальные. М., 1990; Судьбы: от Пушкина до Блока. М., 1990; "Новый мир" во времена Хрущева. М., 1991. Печатал статьи в ж-лах "Знамя", (1987, № 3); "Театр" (1987, № 4), "ЛО" (напр.1987, № 3; 1989, №№ 10-11), в альм. "Апрель" (№ 2, 1990). Писал также прозу : повесть "Закон палаты" - "ДН", 1986, №№ 1-2. Посмертно вышла кн: Берега культуры. Сб. статей. М., МИРОС, 1994. В ЦДРИ проводятся ежегодные Лакшинские чтения. Член СП СССР (1962), ВТО (1982). Был членом исполкома Русского ПЕН-центра (1990-93), председателем Чеховской комиссии АН СССР (1987-93), комиссии по лит. наследию Б.Пильняка (1989).

Юрий Кувалдин

ЛАКШИН

эссе

Нет человека, который постоянно не копал бы себе могилу. Есть над чем подумать. Бросая слова на ветер, не надейся, что они станут крылатыми. Лакшин идет по Никольской, постукивая палочкой. Зам. главного редактора толстого литературного журнала. Чуть-чуть до Берлиоза не дотягивает. Вечный заместитель.
Лакшина я довольно-таки близко знал, бывал у него дома, встречался в Коктебеле, в "Иностранке".
Человек он был скованный, вернее, закованный страхом, болезненный (и "костяная нога", и болезнь, по-видимому, Паркинсона - у него всегда страшно дрожали руки, хотя он не пил), с низким красивым голосом, однажды пел после "бургундского" (красного сухого) романсы, но никому не помогал, ни в чьей судьбе не участвовал, попросту отфутболивал. Отфутболивание - типичная черта чиновников от литературы.
Владимир Яковлевич Лакшин родился 6 мая 1933 года в Москве.
Я смотрел на фасад дома. Высокая арка ворот, над нею - ряд небольших окошек. И над самой крышей - белая витая каменная ваза между двумя полуарками. Я поймал себя на том, что любуюсь вазой. От ворот направо и налево вытянулись два крыла дома. Бледно-зеленый цвет стен, белые колонны, наличники, уступы арок, карнизы над окошками мезонинов...
Короче, сочинять (выдумывать, писать, врать) нужно правдоподобно. Правдоподобно врущих мы называем писателями.
"Литературная газета" опубликовала постановление президиума СП "Об ошибках журнала "Новый мир"". Было объявлено публично об уходе Твардовского. Журнал перешел в руки К. М. Симонова, уже прежде, в 1946-1950 годах, бывшего его редактором.
В толстом портфеле редакции в наследство Симонову среди прочего остался роман Дудинцева "Не хлебом единым". Мечась и колеблясь, Симонов напечатал его - потом ему этого не простили.
Как-то Твардовский рассказал про Константина Симонова характерный анекдот. На совещании в ЦК он говорил "бла-ародную" речь с трибуны, и вдруг голос из президиума его прервал: "Что-то вы, тов. Симонов, все о свободе и о свободе, а о партийности ни полслова". Симонов побледнел и упал в обморок. Вот и все мужество либерала! Не лукавь!
Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир" два раза: 1950-54, 1958-70.
Лакшина я впервые прочел в первом номере "Нового мира" в 1964 году, когда мне было семнадцать с небольшим. Его блестящую статью: "Иван Денисович, его друзья и недруги". Лакшин писал, что Солженицын делает так, что мы видим и узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри, "от него". Старый лагерник Шухов живет в тех особых условиях, когда все вещи и отношения получают иную, чем обычно, цену: то, что казалось важным и значительным на свободе, здесь часто выглядит мешающим и лишним, зато другие вещи, прежде мало замечаемые, приобретают ни с чем не сравнимую важность. Надо знать эту иную шкалу ценностей, чтобы понять Шухова. А для этого Солженицыну очень важно рассказать о том, что и как едят его герои, что курят, где работают, как спят, во что обуваются и одеваются, чем укрываются на ночь, как говорят между собою и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются. Тут как бы полный лексикон подробностей лагерного быта, описанного художником с социально-этнографической точностью, и, наверное, всякому, кто будет писать об этом после Солженицына, невольно придется ступать в его след.
Твардовский вызвал Солженицына телеграммой. Лакшин пришел в редакцию, открыл дверь в кабинет Твардовского, а там полно народу за длинным столом...