75-Я ВЕСНА ЕВГЕНИЯ БАЧУРИНА
Евгений Владимирович Бачурин родился 25 мая 1934 года в Ленинграде. Долгое время с родителями жил в Сочи. Окончил полиграфический институт. Работал художником в периодической печати. Член Союза художников СССР. Выставлялся в ФРГ, США, Франции, Японии, Швеции и др. Автор многих пластинок. Поэт и композитор, исполнитель под гитару собственных песен. Самая известная песня: «Дерева». Печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Наша улица», «Сельская молодежь» и др. Большая книга, вобравшая практически все произведения Евгения Бачурина, «Я ваша тень», выпущена Юрием Кувалдиным в его издательстве «Книжный сад» в 1999 году.
Еще издали на Большой Никитской 26 мая 2009 года после 18 часов было видно, что у ЦДЛ творится что-то неимоверное: народу было столько перед входом, что улица была перегорожена, машины не могли проехать, над головами возвышались многочисленные букеты, было тепло по-весеннему, по-майски, ибо именно в мае родился знаменитый бард Евгений Бачурин. В огромном зале писательского клуба места уже были заняты с шести вечера. Люди занимали места у стен, на ступеньках, в дверях, на балконах, на люстрах и осветиленых приборах. Такого аншалага в ЦДЛ не было со времен выступления здесь в своё время тайно Владимира Высоцкого. Евгений Бачурин торжествовал, принимал цветы, из зала неслись возгласы "браво", "ура", "давай "дерева"! Бачурин, как истинный подпольщик, или, мягче скажем, из андеграунда был на сцене одет по-простому - в джинсы и в тон им водолазке. Бачуринская изящная седина, это надо же, сохранил густые красивые волосы, зачесанный назад, делала его немного старше, чем когда-то в его диссидентской мастерской в Уланском переулке. Бачурин сидел на стуле в центре сцены и пел, все время пел, не ломался, что, мол, нет настроения в 75 лет петь, пел как миленький, заведенный железным магнетизмом зала, овациями после каждой песни, а в конце вечера весь зал встал, лес зрителей, экзальтированных, доведенных гением Бачурина до экстаза, хором с Бачуриным пел легендарные, гениальные, нетленные "Дерева". Бачурина не было видно на сцене. Его завалили цветами.
Шел по дороге к воде
И стал оленем.
Хотел дотянуться до облаков
И стал деревом.
Двигался к горизонту
И стал точкой зрения.
А когда убрали соблазны,
Взял и умер.
Я специально взял нерифмованные, "белые" стихи, чтобы отчетливее был виден философский аспект творчества Бачурина. Вообще у меня прочно сложилось, утвердилось мнение, что Евгений Бачурин является одним из самых значительных или даже самым значительным бардом. Хотя сам он не любит этого определения. Но что делать. Так мы называем поющих под гитару поэтов.
А Бачурин еще и художник. Личность, так сказать, полифоничная. Конечно, нельзя не сказать о том, что его стихи далеко не всегда совершенны. В них нетрудно обнаружить, как и в стихах Пушкина, неточные и даже неудачные строки. Но в стихах Бачурина нет и тени фальши, искусственности. Лирике Бачурина присуща единственная в своем роде образная подлинность и проникновенность. Песни и стихи его наполнены живой жизнью, они уходят своими корнями в глубины русской поэзии и славянских языческих верований.
Бачурин безгранично предан поэзии. Многие песни Бачурина отмечены печатью подлинной народности и человечности.
Хочу оговориться насчет "подлинной", потому что сочиняются горы стихов и песен, которые лишь претендуют на эту народность. В таких произведениях много говорится о народе, о труде, о тяжелой доле, рисуются картины русской природы. Но все это остается лишь внешней темой. Поэзия же Бачурина не просто говорит нечто "о народе" (а также об истории и природе), но в ней как бы говорит сам народ, русский человек, русская природа, история.
И везде у него это нагружено мыслью, везде Бачурин выступает прежде всего как смысловик. Вот я точно попал на основное качество у него. Бачурин - лирик-философ. Ничего он просто так не напишет и не споет. Во всем ищите Канта или Бердяева. Те - трактатами, а Бачурин - строчкой. А один и тот же объем воссоздается и отражается. Об одном и том же можно, оказывается, написать роман, толщиною с "Войну и мир" (кстати, существует мнение, что его можно сократить до названия - то есть до Чехова!), и стихотворение в две строфы.
Доступные самым широким кругам общества, песни Бачурина равно волнуют и тех, кто равнодушен к другим видам искусства, и людей, искушенных в философии, науке, поэзии и музыке. Каждый найдет в песенном мире Бачурина то, что многое скажет его уму, чему отзовется его душа...
Между тем, под молодое виноградное вино в доме Волошина я спросил: "Кто это поет?". - "Бачурин", - ответили мне. - "Первый раз слышу", - сказал я и выпил. А что я еще мог сказать? Сказал и сказал. Потому что нужно было что-то сказать, чтобы не прослезиться после "Шахмат на балконе". Сейчас, оглядываясь назад, я слышу тот голос: "В шахматы играют на балконе..." Да, вот играют в шахматы на берегу моря, ни о чем не подозревают, а завтра - война. И останется в живых только этот мальчик... Только он. Один. Поэт.
Юрий КУВАЛДИН
Евгений Владимирович Бачурин родился 25 мая 1934 года в Ленинграде. Долгое время с родителями жил в Сочи. Окончил полиграфический институт. Работал художником в периодической печати. Член Союза художников СССР. Выставлялся в ФРГ, США, Франции, Японии, Швеции и др. Автор многих пластинок. Поэт и композитор, исполнитель под гитару собственных песен. Самая известная песня: «Дерева». Печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Наша улица», «Сельская молодежь» и др. Большая книга, вобравшая практически все произведения Евгения Бачурина, «Я ваша тень», выпущена Юрием Кувалдиным в его издательстве «Книжный сад» в 1999 году.
Еще издали на Большой Никитской 26 мая 2009 года после 18 часов было видно, что у ЦДЛ творится что-то неимоверное: народу было столько перед входом, что улица была перегорожена, машины не могли проехать, над головами возвышались многочисленные букеты, было тепло по-весеннему, по-майски, ибо именно в мае родился знаменитый бард Евгений Бачурин. В огромном зале писательского клуба места уже были заняты с шести вечера. Люди занимали места у стен, на ступеньках, в дверях, на балконах, на люстрах и осветиленых приборах. Такого аншалага в ЦДЛ не было со времен выступления здесь в своё время тайно Владимира Высоцкого. Евгений Бачурин торжествовал, принимал цветы, из зала неслись возгласы "браво", "ура", "давай "дерева"! Бачурин, как истинный подпольщик, или, мягче скажем, из андеграунда был на сцене одет по-простому - в джинсы и в тон им водолазке. Бачуринская изящная седина, это надо же, сохранил густые красивые волосы, зачесанный назад, делала его немного старше, чем когда-то в его диссидентской мастерской в Уланском переулке. Бачурин сидел на стуле в центре сцены и пел, все время пел, не ломался, что, мол, нет настроения в 75 лет петь, пел как миленький, заведенный железным магнетизмом зала, овациями после каждой песни, а в конце вечера весь зал встал, лес зрителей, экзальтированных, доведенных гением Бачурина до экстаза, хором с Бачуриным пел легендарные, гениальные, нетленные "Дерева". Бачурина не было видно на сцене. Его завалили цветами.
Шел по дороге к воде
И стал оленем.
Хотел дотянуться до облаков
И стал деревом.
Двигался к горизонту
И стал точкой зрения.
А когда убрали соблазны,
Взял и умер.
Я специально взял нерифмованные, "белые" стихи, чтобы отчетливее был виден философский аспект творчества Бачурина. Вообще у меня прочно сложилось, утвердилось мнение, что Евгений Бачурин является одним из самых значительных или даже самым значительным бардом. Хотя сам он не любит этого определения. Но что делать. Так мы называем поющих под гитару поэтов.
А Бачурин еще и художник. Личность, так сказать, полифоничная. Конечно, нельзя не сказать о том, что его стихи далеко не всегда совершенны. В них нетрудно обнаружить, как и в стихах Пушкина, неточные и даже неудачные строки. Но в стихах Бачурина нет и тени фальши, искусственности. Лирике Бачурина присуща единственная в своем роде образная подлинность и проникновенность. Песни и стихи его наполнены живой жизнью, они уходят своими корнями в глубины русской поэзии и славянских языческих верований.
Бачурин безгранично предан поэзии. Многие песни Бачурина отмечены печатью подлинной народности и человечности.
Хочу оговориться насчет "подлинной", потому что сочиняются горы стихов и песен, которые лишь претендуют на эту народность. В таких произведениях много говорится о народе, о труде, о тяжелой доле, рисуются картины русской природы. Но все это остается лишь внешней темой. Поэзия же Бачурина не просто говорит нечто "о народе" (а также об истории и природе), но в ней как бы говорит сам народ, русский человек, русская природа, история.
И везде у него это нагружено мыслью, везде Бачурин выступает прежде всего как смысловик. Вот я точно попал на основное качество у него. Бачурин - лирик-философ. Ничего он просто так не напишет и не споет. Во всем ищите Канта или Бердяева. Те - трактатами, а Бачурин - строчкой. А один и тот же объем воссоздается и отражается. Об одном и том же можно, оказывается, написать роман, толщиною с "Войну и мир" (кстати, существует мнение, что его можно сократить до названия - то есть до Чехова!), и стихотворение в две строфы.
Доступные самым широким кругам общества, песни Бачурина равно волнуют и тех, кто равнодушен к другим видам искусства, и людей, искушенных в философии, науке, поэзии и музыке. Каждый найдет в песенном мире Бачурина то, что многое скажет его уму, чему отзовется его душа...
Между тем, под молодое виноградное вино в доме Волошина я спросил: "Кто это поет?". - "Бачурин", - ответили мне. - "Первый раз слышу", - сказал я и выпил. А что я еще мог сказать? Сказал и сказал. Потому что нужно было что-то сказать, чтобы не прослезиться после "Шахмат на балконе". Сейчас, оглядываясь назад, я слышу тот голос: "В шахматы играют на балконе..." Да, вот играют в шахматы на берегу моря, ни о чем не подозревают, а завтра - война. И останется в живых только этот мальчик... Только он. Один. Поэт.
Юрий КУВАЛДИН