понедельник, 1 июня 2009 г.

Нина Краснова "ВСПОМИНАЯ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА"

...Чем больше проходит времени со дня смерти Виктора Петровича Астафьева, со дня его последнего вздоха на этом свете, тем больше я понимаю, с кем судьба свела меня когда-то на моем литературном пути, а могла бы она повернуть мою дорогу куда-то в сторону от его дороги, в какой-нибудь овраг или в канаву, вот и не встретилась бы, вот и не познакомилась бы я с этим великим человеком никогда. Знала бы, что есть такой писатель, читала бы его книги, а с ним самим никогда не познакомилась бы и не встретилась бы. Тем более что я родилась и жила в Рязани, а он - в Красноярске, в деревне Овсянке, за тысячи километров от меня, за высокими горами, за дремучими лесами, за глубокими морями и реками. Это как же надо было судьбе постараться, чтобы наши с ним дороги вдруг сошлись и совпали в один прекрасный день, который и в самом деле был прекрасным. Спасибо ей за то, что она не дала нам разминуться в необъятных просторах России и свела нас с ним в нужное время в нужном месте, чтобы мы уже никогда не теряли один другого из виду.
Это случилось 11 декабря 1990 года, в Москве, в Театре Советской Армии, на съезде писателей РСФСР, куда я приехала из Рязани.
На съезде был "весь цвет литературы СССР" того времени, все советские живые "классики", словно сошедшие с классических, академических фотопортретов фотографа Николая Кочнева, висевших на стенах Большого Союза писателей на улице Воровского, 52 (теперь это улица Поварская)... но, нет, не все, а в основном, как я поняла со временем, приверженцы старого советского режима и приверженцы старого Союза писателей, который тогда еще не раскололся на две части, но уже дал сильную и глубокую трещину. Виктор Астафьев, который прилетел на съезд в Москву прямо из Красноярска, и не только из одного города в другой, но и из одного часового пояса в другой, и попал прямо с корабля на бал, прямо с аэродрома, сидел в президиуме, на сцене Театра, свадебным генералом, но не в позе свадебного генерала, и клевал носом, то есть подремывал, потому что устал с дороги и потому что в Москве было 19.00 - 22.00 вечера, а в Красноярске уже 23.00 - 02.00. Чтобы никто не видел, что он подремывает, маститый абориген Сибири оперся лбом на свою правую руку, прикрыл глаза ладонью-козырьком и сидел так, будто обдумывал, "как обустроить" если не всю Россию, то хотя бы Союз писателей.
В антракте между одной официальной частью и другой, в коридоре с длинной красной ковровой дорожкой, по которой, как по аллее с красной подстриженной травой, бродили туда-сюда съездовцы, и раскланивались и общались между собой, как в салоне Анны Павловны Шерер, и обсуждали доклады, прозвучавшие с трибуны, и проблемы войны и мира между писателями, проблему коммунистов и демократов, русских и евреев, и шли к буфету, чтобы выпить апельсинного или томатного сока, или чего покрепче, и съесть тонкий бутерброд с сыром или с докторской колбасой или с соленой красной рыбой, или уходили в туалет или на лестницу, я подошла к нему со спины, когда он стоял и говорил с кем-то из коллег мелкого калибра, с серым человеком, подождала, когда у них возникнет пауза, и сказала ему, тихо волнуясь: "Здравствуйте. Я Нина Краснова...". Что значило: я та самая Нина Краснова, с которой Вы переписываетесь уже несколько лет и которая уже несколько лет переписывается с Вами. Мы переписывались с ним с 1985 года, когда он и Роман Солнцев взялись составлять в пику московским поэтам антологию провинциальных поэтов "Час России", чтобы показать всему миру, что хорошие поэты не только в столицах живут, и я, как все рязанские поэты, послала ему свои стихи и книгу "Такие красные цветы", и он выделил меня из всей огромной массы провинциальных поэтов и прислал мне свою книгу "Затеси" с теплым, нестандартным автографом, и стал присылать все свои новые книги, а я стала писать ему свои отклики, свои "внутренние рецензии" на них. И завязалась у нас горячая переписка и заочная дружба, и протянулась между нами виртуальная высоковольтная линия связи. И он писал мне, что хотя мы живем и далеко друг от дружки, но он чувствует свое внутреннее "родство" со мной...

Читать дальше: http://nashaulitsa.narod.ru/Krasnova-Astafyev.htm