понедельник, 15 июня 2009 г.

Юрий КУВАЛДИН "ПОЭТ БЛАЖЕЕВСКИЙ ГЕНИЙ" эссе

Вот я с Евгением Блажеевским иду по Большой Ордынке к Третьяковке, через Ордынский тупик, мимо серой громады сталинского дома писателей в Лаврушенском переулке. Потом мы долго стоим с ним у картины Саврасова "Грачи прилетели". Чуть заикаясь и поправляя очки, Женя говорит мне: "Старик, вот она Родина-то!". Может быть, тогда у меня возникла идея написания романа "Родина". Но несомненно то, что Блажеевский явился участником этого замысла. Вообще, надо сказать, Женя тонко чувствовал мою душу, с восхищением отзывался о моих вещах. Короче, мы с Блажеевским были долгие годы друзьями.
Смею утверждать, что я сильно повлиял своей любовью к поэзии Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938) на творчество Евгения Блажеевского. Мою "Улицу Мандельштама" Женя читал несколько раз.
Сейчас я могу сказать, что важнейшей чертой поэзии Евгения Блажеевского является самонаблюдение. Это сказывалось даже на его замедленной речи. Женя словно замирал, вглядываясь в собеседника, и начинал читать свои стихи медленно, преодолевая как бы сопротивление самого словесного материала. И растягивал свое знаменитое: "Э-э-э". Создавая вымышленные ситуации и вымышленных героев, Блажеевский какие-то моменты жил их жизнью. То, что не имеет конца - не имеет и смысла.
Творчество Евгения Блажеевского, с одной стороны, продолжает известное стихотворение Мандельштама "От легкой жизни мы сошли с ума. // С утра вино, а вечером похмелье. // Как удержать напрасное веселье // Румянец твой, о, пьяная чума?!", с другой же - заключается в подспудном споре с не менее известными стихами Николая Глазкова: "Живу в своей квартире // Тем, что пилю дрова. // Арбат 44, // Квартира 22". То, что иные считают мирской суетой, или выбрасывают из художественного опыта за ненадобностью - мир вещей детства, родня, незамысловатый московский быт простого люда, оторванного от своих корней - стало стержнем его творчества. Лучшие стихи Блажеевского - словно изображения обыденности, иными словами - быта, в своеобразных инфракрасных лучах, выявляющих в привычной картине участки холодные, теплые, раскаленные. В этом отношении приписывание натуральной жизни значений, в частности, в процессе художественного осмысления, неизбежно включает в себя разложение целостного образа на фрагменты, или, проще говоря, разложение смыслов по полочкам, чтобы всем было понятно, о чем идет речь...

Читать дальше: поэт блажеевский гений