СЕРЕБРЯНЫЙ
КОЛОКОЛЬЧИК АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ (1941-2017)
На
снимке: Юрий Кувалдин и Александр Бурдонский у 59-й школы в Староконюшенном
переулке, доме 18, бывшей гимназии Медведниковых. Здесь учился Александр Бурдонский
сын Василия Сталина. (снимок 2003 года)
Александр Васильевич Бурдонский превратил репетиции в актерскую школу по
возвышению действия в метафизическую сферу. Тогда и строгие нордические стулья
с высокими спинками начинают играть с мастерством актеров старого МХТ времен
Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича
Немировича-Данченко, роль которого всегда особо подчеркивает Александр
Васильевич. Не один Станиславский в системе, а именно с огромной ролью
Немировича. по Хенрику Ибсену в симфонической постановке Александра Бурдонского.
Драматургия Ибсена по-прежнему остается актуальной, о чем свидетельствуют
многочисленные зарубежные постановки пьес писателя, а также возрождения
интереса к его творчеству у нас в стране. В отдельных странах даже сейчас ряд
ибсеновских текстов подвергается цензуре. Ибсен интересовался самыми
обыкновенными людьми, о которых пишут в газетах, поэтому основными темами его
пьес становятся - отношение к семье, коррупция, власть, равноправие, художник и
общество, свобода личности, глобализм, - что в полной мере получило воплощение
в самых его известных пьесах мирового репертуара таких, как: "Бранд",
"Пер Гюнт", "Кукольный дом", "Привидения",
"Враг народа", "Дикая утка", "Гедда Габлер". Ибсен
не дает готовых ответов на проблемы, с которыми личность и общество сталкиваются
каждый день. Он побуждает нас задумываться о своих правах и истинных ценностях,
формировать собственное отношение к этим проблемам. Новая премьера
"Серебряные колокольчики" ("Йон Габриэль Боркман") по пьесе
норвежского классика, как и предыдущие постановки Бурдонского, отмечена высокой
постановочной культурой, яркой образностью, тонким психологизмом и высоким
накалом страстей. Кроме того, она носит исповедальный характер. "Вся моя
жизнь, по сути, оказалась подготовкой к этому спекатклю. Это спектакль-реквием,
спектакль-некролог нашей иллюзии и наивности, спектакль - разочарование многих
поколений, которое я наиболее остро пропустил через себя, генетически осознавая
себя родням внуком Иосифа Сталина".
Совершенно удивителен своей философской мудростью и наэлектризованной
напряженностью замечательный молодой артист Антон Морозов в роли Йона Габриэля
Боркмана.
Не менее выразительна фрейдистской отрешенностью выразительная актриса Анна
Глазкова в роли Гунхильды, его жены.
Интеллигентный, начитанный артист Сергей Смирнов великолепен в роли Эрхарта, их
сына.
Прекрасно сдержанна и мудра умная актриса Ольга Герасимова в роли Эллы
Рентхейм, сестры.
С невиданным блеском исполняет роль Фанни Вильтон очень талантливая, красивая,
выразительная артистка Людмила Татарова, величественной статностью и
одновременно грациозностью невесты украсившая спектакль.
Как всегда бесподобен очень талантливый артист Игорь Марченко в роли Вильгельма
Фолдала, друга Боркмана.
Замечательна и юна в роли Фрида, его дочери хорошая артистка Ксения Мичкова.
И всё это благодаря гению режиссуры Александру Бурдонскому.
Великолепной сценографии устремленного в современность художника Валерия
Фомина.
Тончайшей точности музыкального оформления талантливого композитора Владимира
Багрова.
Безупречному вкусу и чувству времени изящного художника по костюмам Андрея
Климова.
Ювелирной работе художника по свету Андрея Абрамова.
Из беседы народного артиста России, режиссера Александра Бурдонского с
писателем Юрием Кувалдиным:
"А потом постоянно стал выбирать литературу по режиссуре. Стал читать
Станиславского. Это уже тринадцать-четырнадцать лет. Я начинал учиться в 59-й
школе в Староконюшенном переулке, доме No 18, бывшей гимназии Медведниковых,
там были одни мальчишки. Школа старая, постройки начала века, по-моему. Она
стоит ближе к Сивцеву Вражку. Отучился там два класса. Я помню учительницу
Марию Петровну Антушеву, первую учительницу мою, и помню, как ела она
французскую булку. Прелестная, совершенно, женщина, которая поставила первую
мою оценку - "четверку". Она сказала: "Саша, ты ответил очень
хорошо, но я поставлю тебе "4", потому что, чтобы получить
"пятерку", ты должен работать, много работать. Ты заслуживаешь
"пятерки". Но пока мы начнем с тобою с "четверки". Я думаю,
что ей хотелось, чтобы, а это было, я знаю, позже, когда уже я постарше был,
как-то с ней встретился, она сказала, что не хотела ставить мне
"пять", поскольку знали все вокруг, к кому я имею отношение, чтобы я
никак не был выделен. Первое время в школу меня привозили на машине. И даже
когда в первый день меня повезли, я помню, что я очень стеснялся, и просил,
чтобы меня высадили раньше. Через какое-то время меня перестали возить, и я
стал ходить в школу пешком, там же рядом было. Жили мы на Гоголевском бульваре.
И сейчас этот особнячок там стоит под No 7. Но заглянуть в него, а сейчас
хотелось бы, по-прежнему нельзя. Киногруппа, делавшая фильм со мной, пыталась в
этот особняк пролезть, но категорически строго сказали, что нельзя. Как был "дом
несвободы", как я его называю, так и остался. В то время дом был обнесен
глухим зеленым забором, за который нам гулять не разрешалось выходить, и к себе
позвать никого нельзя было. Я страшно завидовал одному своему школьному дружку,
у которого то ли дед, то ли отец, сейчас не помню уже, был портной, и они жили
в деревянном одноэтажном доме, и мне так это нравилось, потому что это так
уютно, там какие-то были цветы на окнах. Стало быть, два класса я проходил в
59-ю школу, и потом отец меня загнал в ссылку в суворовское училище в
Калинин..."
Юрий
КУВАЛДИН