ХУДОЖНИК
ИГОРЬ СНЕГУР: ОБЪЕКТ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ
Художник
изображает то, что ему поставляют глаза, реальное видение, тогда он реалист. Но
художник работает со зрительным материалом. Первый элемент изображения - это
поверхность, плоскость на которую ты бросаешь взгляд. Это все равно плоскость,
не дорога в мир, или иллюзорное пространство. Вот стена, а вот холст - плоско.
Ну и нормально, не надо создавать иллюзию пространства. Если ты создаешь
иллюзию, значит ты уже раб иллюзорного пространства, ты уже ничего не можешь.
Ты должен изображать так, как видят глаза - все, как это видно, ты в плену, ты
несвободен. Значит, ты лишаешься свободы. Значит, ты уже рисуешь портрет, не
как ты чувствуешь, но как ты его зрительно видишь. Видение - это инструмент
только, не отношение, оно холодное, то есть глаза холодные. Они смерть видят, и
любовь видят, и цветок видят, и помойку видят. А живет душа! Творчество - не
холодная передача информации, это отношение. Поверхность, на которой ты должен
изобразить что-то. А это исключает сразу то, что видят глаза. А как тогда рисовать,
если глаза видят одно, а мне нужно нарисовать другое? Когда ты работаешь с
поверхностью, вырабатываешь ключ или тип изображения, условия, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ на
тебя можно смотреть! Но все равно - плоскость! И тут ты должен разрабатывать
сам для себя близкое по темпераменту, по чувствованию отношение к поверхности,
чтобы манипулировать с плоскостью, чтобы все-таки пробиться сквозь мертвую
фанеру. Создать некоторые знаки, символы, состояния, колорит с тем, чтобы
передать свои мысли, чувства и желания, или переживания. Плоскость мертвая, она
просто плоскость, она неподвижная. А как ее сделать подвижной? Я должен
разрушить и создать! Цель художника - РАЗРУШИТЬ плоскость, эту основу
зрительного восприятия и СОЗДАТЬ. Уничтожить плоскость, но вместо нее нужно
что-то создать, чтобы можно было смотреть! Художник создает плоскость... не
плоскость, а ОБЪЕКТ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ, где его творческая сила проявляет себя. Как
он этим пользуется? Он может обрести свободу для самовыражения, только когда
владеет ресурсами разрушения плоскости и создает при этом некоторую АЛЛЮЗИЮ,
или ИЛЛЮЗИЮ. Так вот, у плоскости есть две категории - ЗА ПЛОСКОСТЬЮ и ПЕРЕД
ПЛОСКОСТЬЮ. Это легко считывается.
На
снимке: художник Игорь Снегур. Фото Юрия Кувалдина.