Маргарита
Васильевна Прошина родилась в Таллинне. Окончила институт культуры.
Заслуженный работник культуры РФ. Участник 5-го выпуска альманаха Нины
Красновой "Эолова арфа". В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель
2012.
Маргарита Прошина
ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ
заметки
(часть пятая)
(часть пятая)
ПРОВОКАЦИЯ КАК ЛЮБОВЬ
По прелестным
арбатским переулкам, проходными дворами я вышла к галерее А-3, чтобы
посмотреть выставку Михаила Алшибая под странным, страшным,
провокационным название «Эксгумация». Но когда я стала рассматривать
картины, совершенно гениальные в своей завершенной сути, поскольку их
авторы-художники давно покинули сей свет, то поняла всю искреннюю
теплоту этой экспозиции. Конечно, в наше время в названиях выставок
должен быть провокативный вызов, дабы привлечь внимание зрителей. Но в
данном случае дело не в названии, а в любви Михаила Алшибая, художника и
коллекционера, к полузабытым, но одаренным художникам. «Золотой
фараон» Гаяны Каждан, «Процессия» Александра Камышова, «Веревочная
лестница» Андрея Демыкина поэтично говорят о воскрешении исчезнувшего
времени, в поисках которого находился и великий Марсель Пруст. Для
истинных талантов, таких, как сам Михаил Алшибая, времени не существует,
потому что они запечатлели свою душу в вечности.
В ЧЕТЫРЕ ОКНА
Бывают такие места
вблизи Москвы, которые представляют собой как бы конец света. Дорога
заканчивается при въезде в деревню. Автобус разворачивается и уезжает.
За деревней во все стороны раскинулись почти дремучие леса, в которых
преобладают ели и сосны, где тьма грибов и ягод. Одна изба была в четыре
окна, что говорило о том, что в ней живут необычные люди, поскольку
все избы деревни были в три окна. В избе из четырех окон жила старая
женщина, родившаяся еще до революции. Её муж в японскую войну был ранен
в Порт-Артуре. И вот когда она об этом узнала, то отправилась за
мужем в совершенно неведомое место через всю страну. Неграмотная. И
что самое удивительное, нашла его, и привезла домой. Как сама она
говорила - привезла своё счастье. Они прожили долго и счастливо около
тридцати лет. Нажили троих детей, которые уехали в Москву. Потом муж
умер. Она осталась одна. К ней относились с подозрением, а с другой
стороны с почтением. Она для обитателей деревни была загадочной. Но к
старости они все сблизились. Всех старух объединило одиночество.
ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ
И я опять
вспоминаю, перечитывая на ночь, «Золотую розу» Константина
Паустовского. Эта удивительная вещь пронизана красотой слова. После
Паустовского хорошо почитать прозу современного писателя Юрия Кувалдина.
Я наслаждаюсь его поэтическим языком, со вкусом построенными фразами,
скрытой иронией, нежностью, легкостью. В каждом произведении
присутствует интонация, мелодия. Ни одно слово автор не напишет зря.
Это настоящая классическая проза, автор выработал свой стиль, в каждом
произведении чувствуется своя мелодия, ритм. Например, в романе «Так
говорил Заратустра», каждая глава начинается со встречи Нового года,
вся жизнь героев строится от одного Нового года до другого, от ёлки к
ёлке. А ёлки служат своеобразными вехами на пути человека от рождения к
смерти.
КРАСОТА
Когда я вижу у
писателя со вкусом удачно построенную фразу, то довольно часто
вспоминаю «Золотую розу» Константина Паустовского. Само повествование в
этой вещи пронизано украшенностью, и я понимаю, что художественная
проза - это украшенный со вкусом текст. Так безликая массовая
архитектура, то есть вообще без архитектуры, а плоские блочные дома
навевают тоску, как будто их делали такие же серые, плоские люди,
лишенные чувства прекрасного. А вот в старой Москве еще встречаются
дома с лепниной, с резными наличниками, с кариатидами и атлантами, с
мозаикой модерна. И ты понимаешь, что человек рожден жить украшено. Не
напрасно говорится, что именно красота спасает мир.
МЫСЛЬ ЕСТЬ СЛОВО
Я вспоминаю, что
во времена моего детства самым любимым занятием у меня и моих друзей
было чтение. Например, я наслаждалась книгами Николая
Гарина-Михайловского: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты»,
«Инженеры». Позднее я была влюблена в прозу Уильяма Фолкнера, в
трилогия о Сноупсах. И тогда я стала замечать, что мой мысленный мир
расширяется через мастерски написанное художественное слово. С годами я
стала понимать, что мысль как таковая выражается только словами.
Некоторые люди думают, что мысль – это нечто воздушное, неосязаемое. Но
там, где нет слова, там нет мысли. Да. А тогда, в детстве и юности мы
любили собираться вечерами в укромных местах и пересказывать только что
прочитанные книги. Особенным уважением пользовались ребята, которые
имели доступ к взрослым книгам. Книги с той поры - самые верные мои
друзья, а чтение так и осталось моим любимым занятием. Я не понимаю
вопроса о любимом писателе, каждый серьёзный, классический писатель
дарит свой художественный мир. Путешествуя по миру литературы, я
открываю новые и новые миры и они гораздо разнообразнее и увлекательнее
для меня, чем любые другие путешествия.
НОВОЕ ИМЯ
Мария Орфанудаки -
имя для меня новое. Помимо того, что проза её отличается яркой
образностью, изобразительностью, в ней дан тонкий психологизм в
отношениях персонажей. Обо всём этом я думала, читая её рассказ в 6-м
июньском номере журнала «Наша улица» «Memory» с эпиграфом, говорящем о
многом: "Ты ушёл навсегда, но не из наших сердец". Пронзило просто
ощущение сопричастности, как будто со мной это происходило. Мария
Орфанудаки показала глубины женской души в очень знакомых жизненных
ситуациях. Она точно передала женское поведение в предлагаемых
обстоятельствах. Мы начинаем вспоминать сцены, встречи с любящими
людьми, и пытаемся найти ту точку, от которой начался как бы обратный
отсчет, к трагическим событиям.
“Наша улица” №153 (8) август
2012