понедельник, 4 июля 2011 г.

У Нины Красновой замечательный поэтический дар















Ведущий вечера писатель Юрий Кувалдин и поэтесса Нина Краснова.















Заведующая Библиотекой им। Антуана де Сент-Экзюпери Светлана Серафимовна Иевлева.

«ЭОЛОВА АРФА» В МИРЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Репортаж с творческого вечера Нины Красновой и презентации 3-го и 4-го выпусков альманаха «Эолова арфа», на «Красносельской», в библиотеке им. Антуана де Сент-Экзюпери 19 мая 2011 года, в четверг

Что-то символическое есть в том, что новый творческий вечер Нины Красновой с презентацией двух её новых выпусков литературного альманаха «Эолова арфа» проходил не в ЦДЛ, куда протоптана не зарастающая «народная тропа» всех членов всех союзов писателей, и не в какой-то ещё культурной точке Москвы, известной всем и посещаемой всеми, а в мире Антуана де Сент-Экзюпери, на «Красносельской», в библиотеке имени этого французского лётчика и писателя, будто на маленькой инопланете маленького Принца, в неведомой многим литературной части Вселенной.
Там 19 мая 2011 года собрались участники и гости вечера, на втором этаже, в просторном зале в несколько высоких окон, оснащённом современной техникой, компьютерами, локаторами, экранами, звуковой аппаратурой, стереоколонками, и обставленной современной мебелью, красными креслами, многосекционными столами орехового дерева, и с экспонатами музея космонавтики в витринах, и с портретом Экзюпери на стене... то есть в очень непривычных в отличие от старых залов ЦДЛа условиях, в уютной и оригинальной атмосфере.
Виновница торжества поэтесса Нина Краснова, Принцесса поэзии «МК», сидела на маленькой сцене за маленьким круглым столиком с двумя стопками альманахов «Эолова арфа» на нём, вся такая излучающая свой внутренний свет, вся такая праздничная, с лёгкими пепельно-русыми волосами, не закрывающими её высокий лоб, и в чёрном бархатном платье с блёстками по всему фону и с плавным разрезом между колен, и с чёрной ниткой бус на шее, и в чёрных колготках на ногах и в чёрных туфлях-чулках на высоких шпильках. А рядом с ней восседал писатель Юрий Кувалдин, издатель её новых книг и альманахов, большой и серьёзный, с белым ореолом волос на голове, со славяно-римским лицом, в брюках и пиджаке приглушённых небесных тонов и в рубашке с бело-голубыми клетками, ведущий вечера, где потом выступили один за другим:
Светлана ИЕВЛЕВА, заведующая библиотекой имени Анатуана де Сент-Экзюпери;
Александр ТРИФОНОВ, художник-нонконформист, лидер Третьего русского авангарда;
Людмила ОСОКИНА, поэтесса, главный редактор «Библиотечки поэзии СП Москвы»;
Эмиль СОКОЛЬСКИЙ (из Ростова-на-Дону), критик, литературовед, прозаик;
Анатолий ШАМАРДИН, певец и композитор, солист оркестра Леонида Утёсова 70-х годов;
Анна ГЕДЫМИН, поэтесса, член СП Москвы;
Евгений ЛЕСИН, поэт, редактор Ex libris-НГ, член СП Москвы;
Эдуард БОБРОВ, писатель, секретарь СП Москвы;
Алексей БАНДОРИН (из Рязани), поэт, издатель, член СП России;
Раиса БЫСТРОВА, поэтесса, член СП Москвы;
Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ, поэт, сотрудник Ex libris-НГ;
Зульфия АЛЬКАЕВА (из Электростали), поэтесса, член СП Москвы;
Марина РОГОНОВА, поэтесса, певчая церковного хора;
и, конечно,
Юрий КУВАЛДИН, писатель, директор издательства «Книжный сад», главный редактор журнала «Наша улица», член СП Москвы;
Нина КРАСНОВА, поэтесса, главный редактор альманаха «Эолова арфа», член СП Москвы.
В зале также присутствовали и выступали в кулуарах и на фуршете: Валентин Резник, Вадим Рабинович, Виктор Широков, Николай Иодловский, Игорь Рутковский, Юрий Шуников, Раиса Баронискина, Маргарита Яньшина, Валентина Сарычева, Надежда Мухина, Джавид Агамирзаев, главный редактор детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» Пётр Кобликов, группа поэтов из Рязани Людмила Салтыкова, Виктор Крючков, Зоя Пятницкая и другие авторы «Эоловой арфы», не считая зрителей, а также вдова писателя Эдуарда Клыгуля Татьяна Воронина.
Виртуально присутствовали объявленные в афише звёзды разной величины – Валерий Золотухин, Евгений Рейн, Евгений Евтушенко, Лев Аннинский, Андрей Яхонтов, Кирилл Ковальджи, Лола Звонарёва, Валерий Дударев, глава СП Москвы Евгений Сидоров, Президент социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов и другие авторы «Эоловой арфы». Они по разным уважительным причинам не пришли на вечер, но прислали туда свои приветы и свои извинения в том, что не смогли прийти-приехать-прилететь на «Красносельскую» 19 мая, которое, кстати сказать, совпало с днём пионерии и с днём смерти Риммы Казаковой.
Вечер получился не затянутым, не утомительным, а очень компактным и праздничным, и даже показался кому-то коротким, потому что не все из авторов успели там выступить. Но все они потом выступили на фуршете, во второй части программы, за столами с мандаринами, бананами, конфетами, печеньями, с пакетами красного и белого вина, с пакетами яблочного, персикового и томатного сока, с водкой «Старая Москва» и «Слобода», с маринованными огурчиками, с шестью видами изысканных колбас и других закусок, и общались между собой в свободном не «ночном полёте». А папарацци «Эоловой арфы» засняли всё это на видеокамеру и на фотоаппараты, для истории, из которой этот вечер теперь не выбросишь, поскольку он запечатлён в фильме и на фотографиях, а также в слове, то есть в подробном репортаже, с которым читатели могут ознакомиться прямо сейчас, прямо здесь, где они находятся в данный момент. Читайте.

Юрий КУВАЛДИН:
- Мы собрались в замечательной библиотеке имени Антуана де Сент-Экзюпери, в прекрасном зале, по предложению директора библиотеки Светланы Серафимовны Иевлевой. Она скажет несколько слов. Но я сейчас немного отвлекусь и перенесусь в 60-е годы, когда известность и популярность Антуана де Сент-Экзюпери была на вершине славы. Я помню, как в театре Станиславского, которым в то время руководил замечательный режиссер Борис Львов-Анохин, поставила «Маленького принца» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери, в переводе Норы Галь, талантливая актриса и режиссер Екатерина Еланская. Мне довелось быть знакомым с Норой Галь. И я дружу с ее дочерью Эдвардой Кузьминой, которая писала о своей маме в моем журнале «Наша улица» лет пять назад. Собственно говоря, русский текст Экзюпери – это есть образец русского литературного художественного языка. Недаром у Норы Галь есть специальная книга, я не помню, как она называется, но – о русском слове. С этой книгой важно познакомиться каждому пишущему человеку...
Теперь я перейду к теме нашего вечера. К Нине Красновой и её альманаху «Эолова арфа».
Сейчас наступило такое время, когда бумажная книга практически не продается и не покупается и когда большая часть литературы ушла в Интернет. Многие читатели сейчас читают электронные варианты книг, знакомятся с книгами по Интернету. Собственно, и я, у себя дома, не отходя от компьютера, открываю в Интернете любую книгу и беру оттуда какие-то нужные мне цитаты, или просто читаю что-то, хотя у меня есть и бумажная библиотека в соседней комнате.
Но всё же я думаю, что Интернет – не конкурент бумажной книге, как и бумажная книга – Интернету. Здесь можно провести аналогию между театром и кинематографом. Когда-то говорили, что кинематограф забьет собой всё, что он забьёт театр, но так не случилось, потому что должны цвести и цветут все цветы, и есть такая хорошая поговорка: пусть цветут все цветы, кроме злых.
После того, как я перестал выпускать бумажный журнал «Наша улица», в связи с банкротством спонсора, я перешел в Интернет и выпускаю электронный журнал, очень интересный, вывешиваю его на сайте. И у меня есть авторы не только из России, но и со всего мира, из Соединённых Штатов, и из Израиля, и из Франции, русскоязычные писатели, которые читают журнал, находясь далеко за пределами России, в разных точках земного шара. И я всегда веду отбор материалов по самому высокому счету, исходя из своего вкуса. Помещаю в журнале только то, что написано профессионально, а самодеятельных авторов не печатаю.
Вот примерно таким же путем, как я, пошла и Нина Краснова, которая все десять лет печаталась в моем бумажном журнале «Наша улица».
Причем она начинала в «Нашей улице» как мемуарист. Она однажды съездила в Варшаву. И это произвело на неё такое впечатление, что она написала о своей поездке чуть ли не 10 томов прозы «Дунька в Европе». Но я их немилосердно сокращал. Потому что я не очень люблю большие объемы и многословие. Я бы и Достоевского сократил. Но приходится мириться с тем, что им написано.
Нина Краснова – поэтесса, естественно. И её главное оружие – это стихи. Но в контакте со мной она расширила свой литературный кругозор и написала целый ряд блестящих эссе о творчестве выдающихся поэтов Серебряного века, в том числе и о забытых. Самое блестящее эссе у нее - об Александре Тинякове (Одиноком). Тиняков – поэт, который по классу гораздо выше Есенина, но в связи с тем, что он в своей поэзии касается тем не вполне публичных и лексика у него иногда бывает за гранью фола, и в связи с целым рядом других причин, он был затерт и совершенно забыт. И вот его сравнительно недавно начали издавать, прошло десятилетие, как его начали издавать. Я Нину познакомил с ним. Помню, мы с ней ходили в Крутицы, там был такой замечательный магазин «Графоман». Сейчас ведь хорошие книги продаются только в Лавках, изумительные книги, в Лавке Литинститута, в «Графомане»... Туда приходишь – и не хочется оттуда уходить. Какие деньги у тебя есть, все там оставляешь. И вот мы с Ниной купили по книжке Тинякова. И она написала огромнейшее эссе о нём, и сейчас оно вывешено в Интернете, там у неё колоссальное количество посещений. И каждый, кто не знает Тинякова, обращается к её эссе буквально как к энциклопедии. У Нины есть такой энциклопедический подход ко всему, о чём и о ком она пишет. Если я даю ей задание – написать, допустим, эссе о Бальмонте или ещё о ком-то, она прежде чем писать, перероет все источники и потом пишет так, что это становится фактом энциклопедическим. Даже специалисты смотрят ее вещи и удивляются им. Казалось бы, что нового можно написать о Пастернаке? Она написала «Аллею Пастернака» так, что пастернаковеды заглядывают в её книгу и находят там то, чего они нигде не найдут, то, что открыла в поэзии Пастернака Нина Краснова. А почему у неё это получается? А потому что она – со своим взглядом, у неё на всё – свой взгляд. Она не учитывает мнения авторитетов, не согласовывается с ними, как и что нужно писать, и каким считать то или другое стихотворение, какое оно – такое или такое. Она пишет так, как она сама чувствует, то есть так, как и должен работать, писать писатель. Он есть – центр мира. Если он находится под чьим-то давлением, он – не писатель. Он в лучшем случае – конъюнктурщик. Так что у Нины уже богатый творческий опыт, не только поэтический, но и литературоведческий. И мы уже прикидываем и планируем выпустить ей собрание сочинений. Три тома, пока, три полновесных тома. Том хороших стихов и два тома эссеистики, как бы таких экскурсий в классическую русскую литературу, художественную литературу ХХ века, скажем так. В ХIX век она не заглядывала. Ну и, естественно, у нее блестящие работы о Сергее Есенине, о её земляке. В Рязани все как бы помешаны на Есенине. А я ей сразу сказал: «Забудь Есенина, тогда будешь поэтом». Потому что в Рязани все придавлены Есениным. Не надо быть никем придавленным, надо находить свое лицо, свой стиль, свое отношение ко всему.
И вот Нина стала выпускать свой альманах. Я ей, чем могу, помогаю. Она выпустила в 2009 году два выпуска, и вот сейчас она сделала два очень интересных выпуска - 3-й и 4-й. И надо сказать, что качество 3-го и 4-го даже повыше, чем в двух предыдущих. Потому что я ей говорил, что отбирать материалы надо не по принципу землячества и знакомства, а по принципу художественных достоинств.
Поэтому сегодняшний вечер посвящен как бы двум вещам. Творчеству Нины Красновой и выходу в свет двух ее альманахов, двух томов «Эоловой арфы». Еще я могу сказать, что скоро в моем издательстве, в «Книжном саде», выйдет в свет большой том «Избранного» Нины Красновой, 29-го числа она получит его в типографии, «Избранное» формата покет-бук, как настоящая классическая поэзия, в переплете.
Да, я книги выпускаю только в переплете. То, что автор, как правило, называет «книгой» и говорит: «Я выпустил книгу», - и показывает мне «книгу» в мягкой обложке, это называется брошюра. А книгой называется только то, что прошито нитками и сделано в переплете. Это (Юрий Кувалдин показывает книгу в переплёте) – книга. А это (Юрий Кувалдин показывает том «Эоловой арфы») – брошюра.

Затем Юрий Кувалдин предоставил слово «гостеприимному директору» библиотеки - Светлане Серафимовне Иевлевой.

Светлана ИЕВЛЕВА сказала:
- Вы знаете, наверное, не напрасно однажды забрел в нашу библиотеку Юрий Александрович Кувалдин. Когда он пришел к нам, я спросила его: «Как вы нас нашли и почему вы сюда пришли?» Он говорит: «Я не знаю. Я шел-шел и пришел сюда». Да, так было. Он сказал: «Я просто шёл и забрёл сюда случайно, а как и почему, я не знаю». А, наверное, ничего не бывает случайно. А, наверное, так и должно было быть, чтобы он пришёл сюда, в библиотеку имени Антуана де Сент-Экзюпери. Потому что и знакомая Юрия Александровича, которая увлечена переводами с французского, и творчество, и литература, и отношения между писателем и читателями – всё это соединилось в нашей библиотеке.
Мне очень, очень приятно видеть здесь сегодня людей, которые пришли сюда не случайно. Все они имеют к литературе самое непосредственное отношение. И мне очень приятно было слышать слова Юрия Александровича о том, что книга ничем не будет заменена. Ничем не будет заменен шелест страниц, когда можно прочитать текст и вернуться назад и посмотреть, что там было, и потом посмотреть, что будет дальше. Ничто не заменит книгу. Я думаю, что мы с вами здесь, в зале, все – единомышленники в том, что книгу ничто не заменит и что она будет всегда. Я желаю вам творческих успехов много, много замыслов и воплощения этих замыслов. И желаю вам почаще бывать у нас.

Вслед за Светланой Иевлевой выступил художник Александр ТРИФОНОВ, оформивший все выпуски альманаха «Эолова арфа», с первого по четвёртый номер, и все книги издательства Юрия Кувалдина «Книжный сад»:
- Я хочу сказать сначала об альманахе «Эолова арфа», потом о творчестве Нины Красновой.
Альманах очень неожиданно вышел сразу в двух томах, 3-й выпуск и 4-й. Называется он «Эолова арфа» - то есть ветер, играющий на струнах и создающий звуки у нас в душе. Поэтому альманах по своему художественному оформлению получился у меня воздушно-лёгким: белое поле обложки ничем не заполнено, там только незначительный элемент художественного оформления. Если первые выпуски мы начинали в графическом стиле, таком, как наскальная живопись на обложке, то третий выпуск – это такая антично-яркая цветная иллюстрация с танцующими нимфами, нимфы с арфами. И в четвертом выпуске связующей нитью стала такая моя авангардная картина «Чай». Идет развитие альманаха, он от выпуска к выпуску становится лучше, становится интереснее и как-то разнообразнее.
Что касается творчества Нины Красновой... Она поместила в четвертом выпуске свои небольшие эссе, посвящённые моему творчеству. В общей сложности Нина Краснова больше всех написала о моем творчестве. Не специально, а как-то так постепенно, спонтанно, посещая мою выставку в Интернете, Нина писала отзывы о моих картинах, и в итоге написала несколько эссе, и теперь напечатала их все в альманахе, и мне было очень интересно увидеть их там все вместе. Допустим, она пишет о моей картине «Новый гитарист» и находит в ней какие-то такие вещи, которых даже сам художник не видит, а ему это очень интересно узнать, что видит зритель, что он думает. И мне было очень интересно читать, как Нина понимает, почему у моего гитариста на руке четыре пальца, а не пять, и почему голова у него как колок гитары, и почему у гитариста с гитарой такое внутреннее напряжение. А когда Нина пишет о моей картине «Над вечным покоем», она проводит интересную параллель между Чюрлёнисом и Левитаном и сравнивает их картины с моей... Или, допустим, она рассматривает мою картину «Вечерний чай», и мне очень интересно – узнать её взгляд со стороны на эту мою работу, прочитать подробный анализ этой картины и приятно получить высокую оценку своих картин.
Поэтому я хочу с огромной радостью поздравить всех участников альманаха, всех авторов и саму Нину Краснову с выходом таких объемных двух томов «Эоловой арфы».

Юрий КУВАЛДИН (взял микрофон в свои руки):
- Любопытно для меня то, что Нина Краснова печатает в своём альманахе стихи. Вы знаете, у меня такая особенность была: я поэтов в своём журнале не печатал, за редким исключением. Так как я занимаюсь только прозой и нахожу поэзию в прозе, что гораздо сложнее. Прозу писать гораздо сложнее. Я сам когда-то писал стихи, но в собрании своих сочинений, в своём 10-томнике, оставил только 10 своих стихотворений, только 10. У меня очень жестокий подход к самому себе. Мой любимый поэт – Осип Мандельштам, и мне его хватает.
Многие стихотворцы пишут стихи как пересказ последовательных, логических, хронологических событий, что совершенно неверно. Это не является поэзией. Мандельштам говорил, что там, где обнаружена связь вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия не ночевала. Поэзия – это высшая математика, которая говорит формулой:

Нет, никогда ничей я не был современник,
Мне не с руки почет такой.
О как противен мне какой-то соименник!
То был не я, то был другой.

Или:

Два сонных яблока у века-властелина
И глиняный прекрасный рот,
Но к млеющей руке стареющего сына
Он, умирая, припадет.

Вот Осип Эмильевич Мандельштам. Вот что такое поэзия. Столкновение совершенно разнородных понятий, когда из всего этого высекаются и возникают искры. Мы со Славой Лёном разработали, начиная с Венички Ерофеева, теорию рецептуализма, полный отход даже от постмодернизма. Рецептуализм – это новое мышление. Можно сказать, что это – нелогическое мышление, сродни компьютеру.
Реализм – это абсолютно логическое, хронологическое, линейное мышление, последовательное изложение событий. А мы встали на голову, как Веничка Ерофеев, и исповедуем рецептуализм. Хотя мое творчество - оно многим понятно, но потом когда читатели читают меня, они улавливают, что я делаю в прозе что-то не так, как принято. Вот так и каждый автор должен делать что-то не так. Тогда он будет оригинальным, хорошим автором.
Юрий Кувалдин передаёт микрофон поэтессе Людмиле Осокиной, «кофейной девушке», подборка стихов которой есть в «Эоловой арфе».

Людмила ОСОКИНА сказала:
- У меня в прошлом году в издательстве «Время» вышла книга стихов «Кофейная девушка». И с тех пор меня почему-то все называют «кофейной девушкой» (с лёгкой руки Нины Красновой). Я послала по электронной почте Нине Красновой подборку стихов из этой книги и думала: интересно, что выйдет быстрее – моя книга или эта подборка. Быстрее вышла книга, она вышла буквально за четыре месяца. Но у моей книги не такой большой объём, как у альманаха «Эолова арфа», не 30 авторских листов, которые Нине пришлось собирать и над которыми пришлось работать одной...
Людмила Осокина прочитала несколько своих стихотворений из своей книги «Кофейная девушка», наиболее популярные в этом сезоне: «Я – кофейная девушка», «Наливаю сладостный напиток», «Принесите мне кофе изысканно-чёрный».

(Потом Юрий Кувалдин попросил Нину Краснову сказать два об альманахе и прочитать два стихотворения.)

Нина КРАСНОВА сказала:
- Светлана Серафимовна говорила, что вот Юрий Кувалдин шел-шел и пришел в библиотеку имени Антуана де Сент-Экзюпери. А я шла-шла по большой дороге литературы и пришла в «Нашу улицу». Смотрю: там Юрий Александрович Кувалдин. И вот 10 лет он печатал меня в «Нашей улице», большими объёмами, мои стихи и мои эссе. И мы вместе сотрудничали. И вот оказалось, что мне как раз не хватало такого литературного учителя, как Юрий Александрович, который с трёх лет уже читал Канта и Нишце и разбирается в литературе, как никто. И который жить не может без литературы и весь живёт в ней и в тексте и каждый день работает под девизом: ни дня без строчки. И который всё умеет делать, за что ни возьмётся: и писать рассказы, и повести, и романы, и статьи, и набирать тексты на компьютере и верстать книги и издавать их, и вести в Интернете сайты своих авторов. Причём он всё делает один. И он очень помог мне в моем культурном и литературном и всестороннем развитии. И я стала писать эссе всякие. О поэтах, о писателях... и нашего времени, и Серебряного века. Он говорил мне: прочитай Гумилёва и напиши о нём, прочитай Волошина и напиши о нём, прочитай Пастернака и напиши о нём, прочитай Тинякова и напиши о нём, прочитай Мандельштама и напиши о нём... А у меня до них раньше всё как-то руки не доходили. У меня не доходили руки до великих поэтов, я читала других. А тут стала читать поэтов Серебряного века и писать о них... И таким образом я поднялась на какую-то новую ступень. А потом я стала издавать свой альманах «Эолова арфа», и тоже одна, как и Юрий Кувалдин – «Нашу улицу». Мне говорят: ты идешь по стопам Кувалдина. Так и получается. Я иду по стопам Кувалдина и равняюсь на него. То есть мне раньше, до Кувалдина, даже в голову никогда не пришло бы издавать какой-то свой журнал, альманах. Хотя я помню: я маленькой девочкой в 15 - 16 лет пробовала выпускать у себя дома свой домашний журнальчик, на скрепках, не типографский, а кустарный. Он назывался у меня «Домовик». Я сама картинки к нему рисовала, сама стихи для него сочиняла, сама придумывала какие-то ребусы... Я выпустила два номера. Но дальше этого у меня дело не пошло. А всё же, наверное, во мне сидел какой-то редактор журнала. Но только благодаря Юрию Кувалдина у меня появилась такая смелость - издавать свой альманах. Я стала издавать его как бы на почве и обломках альманаха «Истоки», где я десять лет – чисто номинально – состояла в редколлегии. А потом после смерти главного редактора «Истоков» новый главный редактор с компанией попросил меня помочь альманаху. А я стала помогать и увидела, что там, в редакции слишком много народу, членов редколлегии, и никто ничего не умеет делать, даже на компьютере никто работать не умеет, и даже объём номера никто не может подсчитать, количество символов без пробелов. А я уже прошла в «Нашей улице» хорошую и суровую, суровую и хорошую школу – литературную, универсальную, набралась опыта от Юрия Кувалдина и уже почти всё научилась делать, что должен уметь редактор журнала. И я подумала: а зачем мне нужны все эти члены редколлегии, эти балласты, если я всё умею делать сама, без них? И я отошла от них и стала делать и выпускать свой альманах – «Эолова арфа». Точно так же как Юрий Кувалдин – свою «Нашу улицу». Он же один всё делает один, сам, и всё делает высокопрофессионально. Он человек-издательство. Он – и писатель, он и критик, он и редактор, он и издатель в одном лице, он «и швец, и жнец, и на дуде игрец», он многостаночник. У него очень много функций, очень много профессий, связанных с литературным делом. И вот благодаря Юрию Кувалдину у меня появился свой альманах, и появилось бесстрашие – делать и выпускать его. А Юрий Кувалдин помогает мне, чем может. И его сын – художник Александр Трифонов, который создал визуальное лицо «Эоловой арфы» и оформляет все номера. И посмотрите, какие красивые эти номера получаются.
А теперь я прочитаю вам два стихотворения. Одно из них я написала в 19 лет. Оно есть в моей самой первой книге «Разбег», которая вышла в «Советском писателей» в 1979 году:

Нина Краснова

***
Я сделаюсь послушной,
И ты меня веди,
Но только не загадывай,
Что будет впереди,

Что будет птичье пенье,
А не метели вой,
Что будет красно солнышко
У нас над головой,

Что будет под ногами
Сплошной цветистый луг.
Не надо, не загадывай
Свои желанья... вслух.

1969

И еще одно стихотворение я прочитаю. Мне когда-то, в 1995 году, присудили на турнире поэтов в Лужниках титул Принцессы поэзии, а потом дважды Принцессы, а потом и Королевы... за мои эротические стихи из книги «Интим». И чтобы оправдать этот высокий титул, я прочитаю стихотворение про Еву и яблоки:

Нина Краснова

***
Я гуляла по райскому саду,
Пела песни на сто ладов,
Для себя находя усладу
В дегустации райских плодов.

Я была отважней, чем Ева,
Любознательней, чем она.
И у каждого райского древа
Искушал меня Сатана.

На грехи мои невзирая,
На меня Господь не орал
И меня изгнаньем из рая,
Всё видав на веку, не карал.

Я как птичка райская пела,
Райский сад изучила на треть,
Но запретных плодов переела
И на них не могу смотреть.

1981

Юрий КУВАЛДИН:
- Сейчас я хочу предоставить слово замечательному критику, который пробует себя и в прозе. В основном он специалист по краеведению и позиционирует себя как краевед. Он приехал в Москву из Ростова-на-Дону ради этого вечера. Эмиль Сокольский! Тут вот у нас в зале есть представители из Рязани, земляки Нины Красновой, а Эмиль Сокольский – из Ростова-на-Дону. Нина отвела Эмилю Сокольскому в альманахе очень много места, включила туда огромный блок статей, в которых Эмиль рассуждает о творчестве поэтов нашего времени. Я думал: может быть, мне выбросить оттуда что-то? Но не выбросил. И сейчас перед вами выступит Эмиль Сокольский. Пожалуйста, Эмиль.

Эмиль СОКОЛЬСКИЙ (выходит к микрофону):
- Я не умею говорить о Нине Красновой, о Тимофеевском, о Лесине. Я хочу сказать о них как о героях своих эссе, которые я написал.
В школе на нелюбимых мной уроках литературы мы проходили Тютчева, Фета, Пушкина. Чтобы уметь отличить их всех одного от другого, надо знать их поэзию, быть эрудированным в поэзии, чтобы чувствовать, какие стихи кто из них написал, а какие кто не мог написать.
Понимаете, когда я, допустим, читаю вот эти стихи:

По будним дням и красным датам,
Какой-то не такой-то весь,
Не приходи ко мне поддатым
И с поцелуями не лезь... –

Я понимаю, что эти стихи написала Нина Краснова. Стихи, которые она пишет, не мог написать ни Тютчев, ни Фет, ни Пушкин, ни Ахматова, ни Петровых. Их могла написать и написала Нина Краснова. А когда кто-то пробует подражать ей, это всё видно, всё шито белыми нитками.
А когда я читаю стихи Тимофеевского, со скачкообразным ритмом, я понимаю, что их написал Тимофеевский, и никто другой.
А когда я читаю стихи Евгения Лесина, с хулиганской лексикой или серьёзно-шутливые, шутливо-сентиментальные, я понимаю, что их написал Лесин.
А когда я читаю, допустим, стихи Сергея Мнацаканяна, опьянённые жизнью, с сумасшедшей влюблённостью, с армянской горячностью, я понимаю, что их написал Сергей Мнацаканян.
Об этих поэтах я и написал свои статьи, которые Нина напечатала в «Эоловой арфе».
Какое счастье, что Нине Красновой хватает любви на всех авторов, на литературу, на этот труд, и что у внешне сдержанного, строгого Юрия Кувалдина восторженное сердце, с которым он делает все, что он делает. И любви хватает у такого многогранного художника – Александра Трифонова. И я благодарю «Эолову арфу» за то, что они мои друзья.

Юрий КУВАЛДИН (с улыбкой и юмором):
- А сейчас я приглашу сюда радиста (который сидит у пульта и настраивает звук). Это не радист, а замечательный артист, тенор, Анатолий Шамардин, он работал в свое время в эстрадном оркестре Леонида Утёсова, поет песни на разных языках, но сегодня я его прошу петь только на русском языке. Я заранее предупредил его, чтобы он пел на русском языке. А то он иногда выйдет и начинает по-немецки что-то изображать, или по-японски.
Литератор - он как рыба в воде, пребывает только в стихии своего языка. Когда в новые времена поэты поехали на запад, это была их ошибка. Они потом вернулись в Россию ни с чем. Они на западе свою книгу даже не то что продать, а даже подарить никому не могли. Там не было воды для этих поэтов. Они были там как немые с русским языком.
Но Бродский, скажем, ну Бродский – величина, конечно, но и тот перешёл на английский, как и Набоков, потому что на русском его там никто не понимал.
Итак – Анатолий Шамардин. Анатолий, одну песню пока исполняйте, так, чтобы не сразу все. Потом ещё споете.

Анатоий ШАМАРДИН:
- Я сейчас спою любимую песню Юрия Александровича Кувалдина. Песня всем хорошо известная. На стихи Фатьянова. «В городском саду играет духовой оркестр».
(Юрий Кувалдин: «Да, я люблю песни Фатьянова».)

В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнет липой
И река блестит,
От тебя, такой красивой,
Взгляд не отвести.

Припев:

Прошел чуть не полмира я,
С такой, как ты, не встретился,
И думать не додумался,
Что встречу я тебя.

Знай такой, как ты, на свете
Нет наверняка,
Что навеки покорила сердце моряка.
По морям, по океанам
Мне легко пройти,
Но такой, как ты, желанной
Видно, не найти...

(Юрий Кувалдин подпевает Анатолию Шамардину.)

Юрий КУВАЛДИН (с улыбкой комментирует пение Анатолия Шамардина):
- Пропели ангелы...
(Читает про себя список участников вечера.)
Мне нравится, что Нина постоянно печатает, включает в альманахи стихи поэтессы, которая мне тоже очень нравится. Анна Гедымин! Я попрошу Аню сказать пару слов и прочитать пару своих стихотворений.
Мы в цейтноте по времени, поэтому будем выступать в темпе и за полтора часа закончим наш вечер.
(Аня берет микрофон, дует в него, он не работает, отключён. «Аня, всё будет слышно и без микрофона», - говорит Юрий Кувалдин. – «Нет, без микрофона я не могу, у меня голос тихий». – «Толя, дай Ане свой микрофон, который ты унёс...» - Анатолий Шамардин даёт Ане свой микрофон.)

Анна ГЕДЫМИН:
- Я хотела поздравить издателя этого альманаха Нину Краснову с героическим выходом этого альманаха. Я так немножко сама имею, то есть имела отношение к альманахам, я составляла их, но я надеюсь, что это больше не повторится. А поскольку я имела отношение к некоторым альманахам, я знаю, какой это тяжелый труд, и в общем-то неблагодарный труд, составлять и выпускать альманах. Я благодарю Нину Краснову и Юрия Александровича Кувалдина за альманах, за публикацию моих стихов в альманахе. Я раньше не знала Юрия Александровича лично, но читала его книжки, которые он мне подписал заочно.
Я прочитаю два своих стихотворения о любви, старых. Аня прочитала два стихотворения: «Спасибо, судьба, за нежданную милость...» И ещё одно:

Милый, знаю, на свете бывают цветы,
великие праздники, дружелюбные окраины леса,
но в последнее время всё, что не ты,
для меня не представляет ни малейшего интереса...

Потом Юрий Кувалдин предоставил слово поэту Евгению Лесину:
- А сейчас я рад предоставить слово человеку, который пропагандирует книги, и не просто книги, а хорошие книги, а хорошие книги нынче – элитарные, так как народ у нас в массе своей ничего не читает. Как я говорю, 99.9 процента у нас не умеют читать, смотрят только картинки. А Евгений Лесин продолжает набирать буквы на компьютере и выражать свои мысли в словах и буквах. Ответственный редактор лучшей литературной газеты «Экслибрис» «Независимой газеты» Евгений Эдуардович Лесин!

Евгений ЛЕСИН (прочитал два стихотворения, два образца «наивно-животной» поэзии):

Приходили обезьяны
Поискать в себе и изъяны,
Ни одна из обезьян
Не нашла в себе изъян.

И:

Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
- Где «Сациви», где спагетти?
Где баранки, где маца?

Юрий КУВАЛДИН прокомментировал факт явления Евгения Лесина зрителям в библиотеке им. Антуана де Сент-Экзюпери, куда многие не добрались, потому что не смогли найти дорогу:
- Мне нравится в Лесине такая оперативность, с какой он пришёл на этот вечер, на презентацию «Эоловой арфы». Он на публике практически не бывает, на вечера не ходит, всё работает и работает в газете, а вот сегодня он сделал сам для себя большое исключение – пришёл сюда. Значит, он почитает поэзию Нины Красновой.

Потом Юрий Кувалдин предоставил слово писателю, прозаику, секретарю Союза писателей Москвы Эдуарду Борисовичу Боброву, автору альманаха «Эолова арфа».
Эдуард БОБРОВ сказал о своей новой книге, которая у него только что вышла, книга о знаменитых и незнаменитых писателях, с которыми он сталкивался в своей жизни на посту секретаря Союза писателей Москвы. И тоже сказал своё слово об альманахе «Эолова арфа» и о Нине Красновой:
- Об альманахе Нины Красновой. Первое, что я хотел сказать. Это просто удивительно, когда человек ведет такой альманах, это вообще редкий случай. Вы можете себе представить объем работы и общения и организационных дел, которые легли на хрупкие плечи этой женщины, Нины Красновой, и как она всё это тянет, и как она это всё выстраивает... Это очень сложно, поверьте мне. Я вот помню, когда Юрий Александрович Кувалдин занимался своим журналом, который выходил у него в бумажном варианте, на бумаге. Он говорил: мне приходится делать все, вплоть до того, что катать рулоны бумаги по издательским коридорам, по типографии, всё-всё делать самому. Вот так же вот, и Нина... Я удивляюсь, Нина, я удивляюсь и я просто поражаюсь той энергии и тому интересу, с которым ты делаешь альманах, и удивляюсь и поражаюсь тому какому-то твоему жертвенному отношению к этому, может быть, в ущерб своему творчеству. Это первое.
Теперь второе. Теперь о самой Нине Красновой и о ее творчестве. Я достаточно много читал её в «Нашей улице». В «Нашей улице» я читал почти всё, что там печаталось из-под её пера. И стихи, и её замечательные очерки, замечательные, очень четкие и добрые, причем всё это было написано ею в основном о писателя и поэтах, которые близки ей по духу. Там чувствуется струя народного творчества, откуда Нина черпает своё вдохновение, свои силы, свои темы и идеи и получает тонус. Это удивительно!
Я должен сказать вам с высоты своего солидного возраста: пишите, как вам хочется, пишите, сознавая, что вы – один-единственный такой, что вы – особенный. И если вы будете так писать, это будет ваша победа.
У Нины Красновой такая победа есть. Нина Краснова состоялась и утвердилась в литературе. Нина сейчас активно начала работать в Союзе писателей Москвы. И поэтому я хочу сказать Нине Красновой: Нина, спасибо тебе за альманах! и кроме того спасибо тебе за твоё творчество!

От Рязани на вечере выступил поэт Алексей БАНДОРИН, директор издательства «Старт», где в 2008 году вышла книга Нины Красновой «Четыре стены», глава рязанского Союза профессиональных литераторов, лауреат более тридцати премий, обладатель медалей, которыми можно было бы увешать Алексея Бандорина сверху донизу, от воротника пиджака до обшлагов брюк.
- Вчера я был на юбилее Владимира Гусева в «Московском вестнике», а сегодня я – здесь. Я прочитаю одно стихотворение, - сказал Алексей Бандорин и прочитал одно стихотворение:

Пять минут до начала лета,
Пять минут до конца весны.

Потом он сказал:
- Простите меня, я сейчас должен откланяться и ехать в Рязань, должен везти туда альманахи для авторов, поэтому я сейчас уйду по-английски...
- Когда уходят по-английски, то это не объявляют, - подметили вслух Юрий Кувалдин и Нина Краснова под смех и улыбки зала.

Юрий КУВАЛДИН:
- Сейчас я хочу попросить выступить замечательного поэта... Правда, у него книг не много, но, как говорил мой друг поэт Евгений Блажеевский, у поэта должна быть всего одна книжка, одной вполне хватит... У Блажеевского был ориентир – Тютчев, у которого было немного стихов.

Под замечательным поэтом, у которого «книг не много», Юрий Кувалдин подразумевал Валентина Резника и так и объявил его:
- Сейчас выступит Валентин Резник!

Валентина Резника в зале не оказалось. Он пришёл в библиотеку едва ли не раньше всех, но взял свои пачки альманаха, выпуск 3-й, и ушёл, потому что, как «Фигаро здесь, Фигаро там», спешил куда-то еще на какое-то еще мероприятие, которого не мог отменить.
Такие накладки в тот день были много у кого из авторов «Эоловой арфы».
Валерий Золотухин не мог прийти на вечер в библиотеку, потому что вечером играл доктора Живаго на Таганке, в «Докторе Живаго», Александр Тимофеевский выступал на своем вечере в галерее «На Солянке», Кирилл Ковальджи отмечал у себя дома день рождения своего старшего сына, Лола Звонарёва с Григорием Певцовым вела вечер альманаха «Муза» в Булгаковском доме, Сергей Филатов читал доклад в какой-то серьёзной аудитории, Евгений Евтушенко ещё не вернулся из Америки и т. д. Число 19 мая оказалось каким-то супермероприятийным, день пионерии, между прочим.

- Тогда сейчас опять выступит Анатолий Шамардин! Он споёт песню на стихи Нины Красновой, – объявил Юрий Кувалдин...

Анатолий ШАМАРДИН спел песню «Сон под пятницу», спел её под запись аккомпанемента гитариста-семиструнника Сергей Орехова, гения гитары, с которым дружил 30 лет и который умер много лет назад.

СОН ПОД ПЯТНИЦУ

Стихи Нины Красновой
Музыка Анатолия Шамардина

Мне приснился сон под пятницу:
Я надела белу платьицу
С вышивкой по рукавам
И пошла на вечер к Вам.

Я пойду на вечер в пятницу,
Вместо брюк надену платьицу
С вышивкой по рукавам,
Чтобы стать милее Вам.

Светлана ИЕВЛЕВА сказала;
- Сегодня как раз четверг. И сегодня нам будут сниться сны под пятницу... И мы на сон грядущий можем что-то загадать... какое-нибудь желание.

Поэтесса Раиса БЫСТРОВА, которая пришла на вечер с кладбища на Ваганькове, где три года назад была похоронена Римма Казакова, поздравила Нину Краснову с завершением работы над альманахом «Эолова арфа» и с выходом мало одного – двух выпусков альманаха «Эолова арфа» и прочитала стихотворение о весне «Пришла Весна»:

Распушились вербы, распустились липы...

Потом Юрий Кувалдин опять предложил Нине Красновой почитать свои стихи.
- Нин, почитай ты свои стихи.
Она прочитала стихи из своей самой первой «Разбег», которая вышла в «Советском писателей» в 1979 году, из цикла «Сны под пятницу», стихотворение о том, что цветы снятся – к свиданью», - «Я плакала во сне...»:

Нина Краснова

***
Видеть цветы во сне – это к свиданью.
Из сонника

Я плакала во сне,
металась над откосом.
Мне снилось, будто нас
навеки разлучили.
Но получался плач
немым и безголосым,
Как если бы его
нарочно отключили.

Вокруг цвели цветы –
одни в траве, на ножках,
Другие с облаков
на ниточках свисали,
Ну словно с потолка,
и чудилось немножко,
Что происходит всё
в большом бесстенном зале.

А были те цветы
нежней и первозданней
Живых цветов, но я,
обман увидя в этом,
Не верила цветам,
и что они – к свиданью,
И добрым вообще
не верила приметам.

Я плакала навзрыд,
по-детски безысходно,
И захлебнулась вдруг
и пробудилась тут же,
И вытерла глаза
рукой своей холодной
И... спящего тебя
к себе прижала туже.

1973

А потом Нина Краснова прочитала свои «обиженные» стихи студенческого периода жизни, из книги 1995 года «Интим»:

Нина Краснова

***
Никому не буду больше верной,
Не свяжу навек себя ни с кем,
Я неверной буду и коварной.
Где моя помада, пудра, крем?!

Брошу стены призрачного замка,
Звать не буду милого туда.
Первая попавшаяся самка
Уведёт его оттуда без труда.

В зеркале на дверце шифоньерной
Я собой довольна, и вполне!
Никому не буду больше верной.
Я не изменю – изменят мне.

1979

Поэт Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ, сотрудник «Экслибриса» «Независимой газеты» вышел к микрофону с пачкой стихов на стандартных листах бумаги.
- Я думал, ты будешь читать стихи наизусть... а ты... Что ж вы, поэты, по листочкам всё читаете. Я свою прозу и то наизусть читаю, целые главы, - пошутил Юрий Кувалдин, который, правда, не стал читать на вечере главы из своих книг, ни наизусть, ни по листочкам, пощадил присутствующих.
Андрей Щербак-Жуков прочитал свои короткие стихи, которые он сам называет «АЩЕ-Жуковки», сначала прочитал юмористические – про животных, продолжая «примитивно-животную тему» Лесина, потом прочитал другие свои стихи на непримитивно-алкогольную тему: «Мы пили целый день», «но зато я всегда пью до дна, и, что важно, до дна бутылки». И одно патриотическое стихотворение:

Широка страна моя родная,
Так люблю тебя я, аж по телу дрожь.
Я другой такой, как ты, не знаю,
Но и ты, как я, второго не найдешь...

В заключение он сказал:
- У Нины Красновой замечательный поэтический дар. И у неё такой удивительный альманах. Спасибо ей большое за всё! Я поражаюсь энергии, энтузиазму и вечной молодости этого замечательного человека, этой замечательной женщины и поздравляю ее с выходом альманаха. Большое спасибо ей за всё!

- Сейчас я хочу предоставить слово поэтессе из города Электростали, где я напечатал очень много книг, на фабрике номер 1. Поэтесса Зульфия Алькаева. Она прочитает «два лучших своих стихотворения, классических».
- Из Золотого фонда нашей поэзии, - уточнила Нина Краснова.
- Да.

Зульфия АЛЬКАЕВА сказала:
- В 3-м и 4-м выпусках альманахе «Эолова арфа» я представлена как автор статей, одна статья - о любовной лирике Бунина, к 140-летию со дня его рождения, «Стихи как объяснение в любви», а одна статья - о творчестве Кирилла Ковальджи, о его коротких стихах. Спасибо Нине Красновой за то, что она напечатала эти статьи, а в предыдущем выпуске она напечатала мои стихи и мои воспоминания о Римме Казаковой, три года со дня ухода которой мы отмечаем. Надо сказать Нине спасибо и за то, что она оставила нам в дар записи своих разговоров с Риммой Казаковой и расшифровку этих записей, они появились в коллективном двухтомнике, посвящённом Римме Казаковой.
А на тему «белого платьица» у меня тоже есть стихотворение, горестное, символическое.
Зульфия прочитала это стихотворение:

Она, как невеста, носила белое платье,
но взгляды вокруг оставляли на нем жгучие пятна зависти,
они вынуждали ее сменить платье на брюки...

Кстати сказать, Нине Красновой, как я вижу, очень идут платья, а она почему-то носит в основном брюки – наверное, по той же причине, что и героиня моего стихотворения.
Потом Зульфия прочитала еще одно свое стихотворение:

О милые странные деревья,
растущие на краю реальности...

А поэтесса Марина РОГОНОВА прочитала свое стихотворение «Танец ведьмы», из подборки своих стихов в 4-м номере «Эоловой арфы».
И сказала:
- Всем добрый вечер! Я в альманахе у Нины печаталась первый раз. Мне хочется поблагодарить Нину Краснову за ее колоссальный труд, за духовность и душевность, которую она дарит знакомым и незнакомым людям. Я знаю Нину четыре года, и я не встречала более открытой и более доброй души, чем у неё. Я хочу подарить ей маленький презент, хотя она достойна большего.

(Лирическое отступление.
А сейчас позвонил мне по телефону, 21 мая, в 10.30 утра, и сказал всё, чего не мог бы сказать тогда, на вечере, потому что тогда он ещё не просмотрел и не прочитал альманах, а теперь просмотрел и прочитал, Валентин Резник. Он сказал:
- Нина, ты делаешь великое дело, и даже сама не понимаешь, что ты делаешь. Твоему альманаху – цены нет. Ты сделала и напечатала там репортаж панихиды по Вознесенскому... этому цены нет... Ты сделала репортажи вечеров Рейна, Евтушенко... этому цены нет... Где еще это можно прочитать? Нигде! Кто еще зафиксировал всё это? Никто! А это всё – история нашей литературы... Ты напечатала письма Золотухина к Фомину и дневник Золотухина... там столько надрыва, столько откровения и открытости... Этого нет ни у кого из писателей, даже у Нагибина, который тоже писал дневник... Мы знаем Золотухина как популярного артиста, и все думают, что у него легкая жизнь, а у него тяжелейшая жизнь... Ты напечатала прозу, «Мозаику» Кирилла Ковальджи... это другая проза другого интеллигента, у Золотухина она «безодёжнее», а у Ковальджи - с юмором и с некоторой иронией... Агромадное спасибо тебе за твои альманахи, не только за публикацию моих стихов, но и за публикацию всего другого! и за твои стихи и эссе! Я не понимаю, как ты успеваешь делать всё это – и своё писать, и делать альманахи... Я уж не говорю о том, что это – очень красивые, прямо-таки шикарные по своему художественному оформлению альманахи. Им уже сейчас нет цены, а через несколько лет цена их возрастёт еще больше, и им совсем цены не будет... Кому я ни показываю их, все ими восхищаются! Ты оставь себе 50 экземпляров... чтобы они у тебя были... Потому что это – великая ценность. Спасибо тебе агромадное!

Пётр Кобликов, который занимался подготовкой фуршета, сервировал столы и поэтому не выступал, сказал мне по телефону:
- Нина, я говорю тебе не только как читатель, но и как издатель, как редактор своего детского журнала... Ты – молодец! Твой альманах - это нечеловечский, чудовищный труд, непосильный даже для целой редакции в пятнадцать или даже тридцать человек, а ты делаешь всё это одна... Альманах «Эолова арфа» (при всех неминуемых издержках) - безупречен и по своему содержанию, и по своему полиграфическому и художественному исполнению. В твоём альманахе очень много материала, но ты сумела всё разложить по полочкам и по коробочкам, и каждую коробку подписать, снабдить какой-то своей врезочкой, и там очень удобно ориентироваться... Там видна широкая панорама, картина литературной жизни. Твой альманах – это большое культурное и литературное событие!

Виктор Широков, который опоздал на вечер и пришёл только в разгар фуршета, почти к шапочному разбору, сказал мне по телефону:
- Твой альманах – это – энциклопедия литературной жизни нашего времени, литературного процесса. Причём ты сумела создать на страницах альманаха такую атмосферу, в которой даже и слабоватые авторы смотрятся очень неплохо на фоне сильных авторов, на фоне звёзд... Твой альманах великолепен во всех отношениях! Его приятно взять в руки. Он очень красивый. И когда просматриваешь и читаешь его – видишь, что там на всём лежит отпечаток твоей личности.)

Завершил программу вечера Анатолий ШАМАРДИН, премьерой песни на стихи Нины Красновой «Я сделаюсь послушной», которые Нина Краснова написала в 19 лет:
- Я как-то не замечал раньше этого стихотворения у Нины Красновой. А потом, когда Юрий Александрович Кувалдин выбрал это стихотворение и напечатал его в книге Нины «В небесной сфере» с другими ее стихами, я заметил это стихотворение. И экспромтом сочинил на него музыку. Просто открыл книжечку и фактически сочинил музыку, пока читал его:

Я сделаюсь послушной,
И ты меня веди,
Но только не загадывай,
Что будет впереди...

Не надо, не загадывай
Свои желанья... вслух...

Под занавес Юрий Кувалдин сказал:
- Спасибо всем! Наш вечер закончен! Спасибо Нине Красновой!
- Спасибо Вам, - обратилась Нина Краснова к Юрию Кувалдину. – И спасибо Вам! – Нина Краснова обратилась к заведующей библиотекой Светлане Серафимовне Иевлевой. – И спасибо всем вам! – Нина Краснова обратилась к зрителям в зале. – Спасибо, что вы нашли дорогу в такую библиотеку, куда не каждый дорогу найдет, но куда вы теперь проторили дорогу и не забудете её.
Дорогу в мир Антуана де Сент-Экзюпери, в небесную сферу литературы и искусства, где сияют звёзды разной величины, и некоторые из них присутствовали там на презентации альманаха «Эолова арфа», и выступали под звуки этого символического инструмента, под музыку души, которая и есть Эолова арфа.

Материал подготовила
поэтесса Нина КРАСНОВА

21 - 22 мая 2011 г.,
Москва

“Наша улица” №139 (6) июнь 2011