понедельник, 14 февраля 2011 г.

"Болеро", "Фанданго" и "Сегидилья" художника Александра Трифонова









Художник Александр Трифонов и композитор Виталий Лоринов.
ЦДЛ (Центральный Дом Литератора) декабрь 2004

Лоринов Виталий Миронович родился 3 марта 1938 года в Днепропетровске. В 1965 году окончил Кишинёвский Институт искусств по классу композиции Гурова Л.С. Продолжил музыкальное образование в Московской консерватории в классе Леденёва Р.С.

Среди сочинений:
Опера "Сцены из жизни провинциального города" (по М.Е. Салтыкову-Щедрину), опера-мистерия "Иов страдающий" (по Ветхому Завету); 5 симфоний, Увертюра и Сюита для оркестра, "Музыка" для струнного оркестра с ударными, Концерт для оркестра. Инструментальные концерты: для скрипки, тубы, виолончели, гобоя и солирующей скрипки; Квинтеты для деревянных и медных духовых, два струнных квартета, камерные ансамбли для различных оркестровых инструментов; инструментальные сонаты; вокальные, хоровые и фортепьянные циклы; хоры, романсы, инструментальные пьесы; музыка для эстрадно-симфонического оркестра, и т. д.

Член Союза композиторов СССР (ныне России) с 1967 года.


ПИР ИСКУССТВА

Александр Трифонов - художник, безусловно, самобытный. Зададимся вполне логичным вопросом: всегда ли искусство может называться искусством? Как часто мы об этом говорим, порою не вникая в истинный и подлинный смысл его. Искусство ведь есть проявление творческого начала в человеке. Но вот всегда ли присутствует оно в творческом продукте. Или порою это игра ума, поделки, скрытные или скрываемые от глаз изобретательства. И разобраться в этом стоит.

Что Александр Трифонов художник современный - факт, вытекающий, в первую очередь, из его замыслов. Отсюда и остросовременная лексика, и некоторая зашифрованность понятий (сюжета). Но истинный художник не создает свое творение за одну минуту. Иногда это долгий и мучительный путь, и процесс "вживания" в его продукт также требует и осмысления, усилий, и, конечно, времени. И Александр Трифонов - не исключение. Однако в его творениях просматриваются четкие пропорции предметов, но с точки зрения их выражения самим художником. Бесспорно, взращенный авангардной живописью начала 20 столетия, он, тем не менее, счастливо избежал расплывчатости, забрезживания, гипертрофированной символики, и, зачастую, неясности в изображении. В его рисунке просматривается спокойная уравновешенность линий. И краски, чистые и сочные, но в строгом соответствии с художественным замыслом. И это мышление, бесспорно, современного художника, отнюдь не порывающего, в глубинном понимании, с традициями русского изобразительного искусства, вернее художественно-театрального ("Мир искусства" Дягилева). А оно, это художественно-театральное искусство, по сути своей, было новым для своего времени, то есть авангардным, ибо цвет там играл колоссальную роль. И именно декоративность, то есть цветовая палитра Трифонова выдает эту связь.

Все ли мы можем называть искусством? По моему глубокому убеждению, искусство там, где есть эмоции, где есть живой отклик на него. И если эмоций нет, то сомневаюсь, что творческий продукт действительно есть творческий. Хотя не надо смешивать понятия творчества с искусством. Ведь творческий продукт, по вышеуказанным причинам, может и не стать искусством. Конечно, творческие проявления у человека разнообразны, но разве не есть акт творчества изготовление совершенной модели в производстве? Но речь идет о духе, о впечатлении, которое воздействует на нас. Не обязательно такое впечатление должно быть эстетическим, ведь существуют и образы зла. Но если произведения искусства вызывают у нас ответную реакцию, то есть эмоции (не обязательно положительные), мы, с полным правом, можем действительно назвать их произведениями искусства.

У каждого из видов искусства своя лексика, свои средства выражения, и, следовательно, соответствующее им восприятие. Как часто мы слышим, а это касается произведений живописи и музыки, что человек не понимает их. И не воспринимает, не разбирается. Но живопись и музыку не надо понимать (в буквальном смысле), а просто чувствовать, то есть воспринимать эмоционально. Ведь в музыке волнует нас ее характер, вернее, настроение. И музыка не обязательно должна нам нравиться, но вот никак не оставлять нас равнодушными.

Не надо в живописных работах искать сюжет. И замысла художника мы тоже можем и не знать. И это вовсе не необходимость. Но его, зрителя, должно заинтересовать что-то: фрагменты, линии, детали, цвет... И тогда это продуктивно.

Сюжет в картине, конечно, не второстепенен. Он вызывает к жизни и соответствующие средства для его воплощения. Но не всегда мы можем легко постичь сюжет, да еще современного художника. И так ли это, в конечном счете, важно. Важнее ощущение у человека сопричастности к произведению искусства вообще, в его интересе к нему.

Разве "Черный квадрат" Казимира Малевича имеет сюжет? Однако глубинная загадка черного цвета, короче, тьмы, волнует нас не меньше... Чем привлекают нас тучные и сочные луга фламандцев? Конечно, свежестью и бархатистостью цветов, от которых веет лучезарной безмятежностью и благополучием. Такое впечатление - от красок... Разве небрежный черно-белый штрих графики не вызывает у нас тревогу, порой и раздражение. Но это - язык графики. И разве равнодушны мы к сложно-микстированным цветовым тонам Матисса, и к солнечности красок латышского художника Силиньша; к знойно белой истоме послеполуденных часов, и бездонной голубизне неба в пейзажах Паоло Моранди; к бледно-желтым, словно омытыми дождем, но золотистым цветам Ренуара; к цветистости Сислея; к невообразимо яркой и искрометной, невероятно выпуклой и хватающей за живое, цветовой гамме Шагала, с ее волшебным магнетизмом и колоссальной энергетикой...

Все эти мысли у меня возникли в связи с знакомством с творчеством молодого художника Александра Трифонова. У меня на руках цветной каталог его работ, свидетельствующий о несомненном, ярком художественном даровании. И разве не симптоматично, если вообще не афористично, звучит мысль самого художника: "нужно перестать копировать природу, окончательно разучиваться рисовать" (конечно, в обыденном смысле слова), "чтобы почувствовать себя новым художником". И как метко и точно сказано (что можно воспринимать и без иронии): "главное вовремя попасть кистью в нужную краску". И это его, Трифонова, художественное кредо.

Но, повторяю, Трифонов художник самобытный. И он не мог сформироваться просто так, без почвы, без фундамента. И основанием, без всякого сомнения, был русский авангард. Еще раз поясню его, художника, истоки. Архитектоника - от европейского авангарда, декоративность же - из "Мира искусства". И разве "Болеро", "Фанданго" и "Сегидилья" Трифонова не подтверждение этому, хотя он в них аллегоричен. Ведь изобразительная палитра "мироискусников" - это настоящая симфония цвета, цветомузыка, если хотите... И, таким образом, современность Трифонова именно в самостоятельности видения мира. И это очень важно. Это - пир искусства. И разве не этим определяется художник в самом значимом смысле этого слова.

"НАША УЛИЦА", № 9-2005,
а также в книге-альбоме "ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ", Москва, Издательство "Книжный сад", 2005, 256 с.