среда, 10 ноября 2010 г.

100 лет и 100 веков журналу "Наша улица"

100 ЛЕТ И 100 ВЕКОВ ЖУРНАЛУ “НАША УЛИЦА”!

Новый праздник пришел на нашу улицу. И состоялся он на этот раз в литературном музее, в Трубниковском переулке, в д. 17, на фоне новых картин лидера Третьего русского авангарда художника Александра Трифонова, под мелодии Скрябина в исполнении молодого пианиста Филиппа Копачевского, и был посвящен выходу 100-го номера журнала “Наша улица”, который все гости вечера смогли получить в подарок, с приложенной к нему газетой “Слово”, в которой, как яичко к Христову дню, появился материал “Сто номеров журнала “Наша улица”.

На вечере выступили авторы журнала: глава администрации Первого Президента России Бориса Ельцина, Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей ФИЛАТОВ, заведующий научной частью литературного музея Владимир КРИЖЕВСКИЙ, заслуженный артист России Александр ЧУТКО, писатели Сергей МИХАЙЛИН-ПЛАВСКИЙ, Владимир СКРЕБИЦКИЙ, художник Александр ТРИФОНОВ, пианист Филипп КОПАЧЕВСКИЙ, поэтесса Нина КРАСНОВА, писатель-афорист Владимир КОЛЕЧИЦКИЙ, художник Игорь СНЕГУР, поэт Кирилл КОВАЛЬДЖИ, писательница Рада ПОЛИЩУК, писатель Ваграм КЕВОРКОВ, писатель Виктор КУЗНЕЦОВ-КАЗАНСКИЙ, поэт Владимир СТЕПАНОВ, писательница Марина САЛЬТИНА, поэт Виктор ШИРОКОВ, поэт и искусствовед Слава ЛЁН, поэт Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ.

Вел вечер главный редактор “Нашей улицы, вечный двигатель литературного процесса – писатель Юрий КУВАЛДИН.

Открывая вечер, он рассказал о том, как основал свой журнал в 1999 году, в противовес всем “толстым” советским журналам, поработав с критиком Львом Аннинским в журнале Виктора Перельмана “Время и мы”, и как выпустил вместе со своим сыном первый, “пилотный”, номер. И как у них возникло название журнала по ассоциации со стихотворением Осипа Мандельштама “Я хочу, чтоб мыслящее тело превратилось в улицу, в страну...” и еще:

Осип Мандельштам

* * *

Я буду метаться по табору улицы темной

За веткой черемухи в черной рессорной карете,

За капором снега, за вечным, за мельничным шумом...

Я только запомнил каштановых прядей осечки,

Придымленных горечью, нет - с муравьиной кислинкой,

От них на губах остается янтарная сухость.

В такие минуты и воздух мне кажется карим,

И кольца зрачков одеваются выпушкой светлой,

И то, что я знаю о яблочной, розовой коже...

Но все же скрипели извозчичьих санок полозья,

B плетенку рогожи глядели колючие звезды,

И били вразрядку копыта по клавишам мерзлым.

И только и свету, что в звездной колючей неправде,

А жизнь проплывет театрального капора пеной;

И некому молвить: "Из табора улицы темной..."

Весна 1925

Юрий КУВАЛДИН:

Начинаем плавно вплывать в вечер... Рядом со мной стоит мой друг юности, артист Театра Армии Александр Чутко, с которым мы когда-то вместе занимались в студии Владимира Высоцкого и Геннадия Яловича...

Александр ЧУТКО:

Я прочитаю стихи участника самого первого, “пилотного” номера “Нашей улицы” - поэта Александра Тимофеевского, который обещал прийти на этот вечер, но придет позже.

(Александр Чутко читает стихи Александра Тимофеевского “Конечно, наш Господь – безбожник...”, “С утра Лаура не одета”, “Чем больше я люблю свою страну, // Тем больше государство ненавижу”, “Он ищет читателя, ищет...”, “Мы по-прежнему в говне...” и другие, в том числе из кулинарного цикла. Аплодисменты, крики “Браво!”, которых поэт Александр Тимофеевский не услышал, поскольку пришел на вечер под самый конец, под занавес, к фотосессии и к фуршету.)

Юрий КУВАЛДИН:

Идея создать журнал “Наша улица” возникла у меня потому, что я не хотел зависеть ни от каких главных редакторов, и потому что я с юности, с советского времени, был самиздатчиком, перепечатывал на пишущей машинке и переплетал запрещенные тогда сочинения Мандельштама, Цветаевой, Волошина и т. д., и потому что я хотел делать то, что я хочу, то есть сам писать свои сочинения и сам издавать их, а также и произведения тех авторов, которые мне нравятся, то есть я хотел обрести внутреннюю свободу. Некоторые мои коллеги восприняли название и идею “Нашей улицы” неправильно, они решили, что “Наша улица” - это свобода, льющаяся через край, расхристанность... Нет, это отнюдь не так. “Наша улица” - это журнал элитарной литературы, Большого и высокого стиля.

...Сейчас я вижу, сюда пришел мой замечательный товарищ, ведущий научный сотрудник литературного музея Владимир Крижевский, которого я попрошу сказать несколько слов.

Владимир КРИЖЕВСКИЙ:

Я бы хотел просто поприветствовать журнал, который уже столько времени издается Юрием Кувалдиным, даже непонятно – как. Мы с Юрием Кувалдиным познакомились очень давно, в начале 90-х годов. Журнал “Наша улица” он принес к нам сюда немножко позже, когда мы с Юрием познакомились немножко ближе, и он рассказал мне, как возник журнал, как появился первый номер, откуда там взялись произведения авторов, в том числе и авторов из провинции, которым особенно трудно и просто невозможно пробиться в литературу. И что меня поразило... это первый же его вопрос, который Юрий Кувалдин задал мне, как только мы с ним познакомились и встретились первый раз: “Володя, ты пишешь стихи? Я собираю материалы для журнала”. – И когда он задал мне этот вопрос, я почувствовал, что он хочет меня напечатать... И меня поразила такая его доброжелательность ко мне как к потенциальному автору журнала... Такая вот доброжелательность редактора к автору – она у него велика и многого стоит. Ведь для автора самое главное – это чтобы редактор хотел напечатать его.

В истории литературы есть примеры, когда поэты, писатели выпускали свои журналы. Твардовский выпускал свой журнал, а еще ранее – Некрасов. И вот Юрий Кувалдин, который выпускает свой журнал, он продолжатель этой традиции. Он не только писатель, но и основатель и редактор своего журнала. Я еще в 60- годы встречал фамилию Юрия Кувалдина в прессе, в центральных газетах и журналах, читал его прекрасные стихи. А потом прочитал его повесть “Ворона” в “Новом мире”... Он в своих произведениях говорит о том, о чем другие вслух не говорят, он нарушил табу... они для него в литературе не существуют. И его доброжелательность к своим авторам, которые тоже хотят сказать свое слово, – она очень дорога. Вот что я хотел бы сказать. Спасибо за внимание.

Юрий КУВАЛДИН:

Я печатаю в журнале в основном прозу. Сейчас в журнале есть, на мой взгляд, очень сильный писатель - Сергей Михайлин-Плавский. Ему слово.

Сергей МИХАЙЛИН-ПЛАВСКИЙ:

Журналу “Наша улица” исполнилась... тысяча лет! (Смех и аплодисменты в зале. Автор оговорился.) Журналу “Наша улица”, слава Богу, исполнилось... 100 номеров. В 30-ти номерах мне посчастливилось напечатать свои рассказы и эссе. Я уже говорил на вечерах “Нашей улицы”, что я раньше писал стихи и не писал прозу и, когда пришел в редакцию этого журнала первый раз, то принес главному редактору Юрию Александровичу Кувалдину стихи. Но он меня ошарашил, сказал мне: “Стихов я не печатаю! Несите мне прозу!”. И в следующий раз я принес ему свои верлибры, отпечатанные на машинке в виде прозы. Через десять дней он позвонил мне и сказал: “Говорит Кувалдин. Сергей Иванович, ваши рассказы пойдут в 9-м номере “Нашей улицы”. Так он назначил меня прозаиком. Это было в далеком 2002 году. Я был безмерно счастлив и не помню, как я дождался 9-го номера. А в 2004 году Юрий Александрович Кувалдин издал в своем издательстве “Книжный сад” книгу моих рассказов “Гармошка”.

Он – не только главный редактор и писатель, он еще и наставник писателей. И мой наставник, который учит меня и других своих авторов художественному мастерству. Я не знаю ни одного другого журнала, в котором редактора учили бы своих авторов художественному мастерству, служению литературе, Слову. Он говорит: “Проза – это не забава, это религиозное служение истине, это – переложение души в знаки, это, в конечном итоге – бессмертие души”. Юрий Александрович Кувалдин в одном лице – и отдел прозы, и отдел стихов, и отдел критики, и отдел философии и религии.

Я считаю Юрия Александровича еще и своим просветителем. Он помогает мне узнать Москву. Мы с ним прошли пешком десятки улиц и переулков, побывали во многих уголках Москвы Златоглавой, побывали во многих храмах и помолились там Господу за здравие нашей великой русской литературы. Спасибо вам, Юрий Александрович, за все это. И спасибо Вам за публикацию повести Федора Крюкова “Зыбь”. Это умная, талантливая и глубокая повесть, это – наглядное пособие для начинающих авторов, прозаиков, это учебник по мастерству художественной прозы. Я не знаю ничего глубже этой повести.

Я до сих пор остаюсь верен своей теме, своему российскому мужику, то есть моему главному герою, и поэтому мне хочется прочитать одно свое стихотворение.

(Сергей Михайлин-Плавский читает свое стихотворение “Возьму тебя за косы // И притяну к своим губам, // Уведу тебя в покосы // От насмешек горьких баб...”)

Юрий КУВАЛДИН:

Стихи хорошие, но я их не печатаю.

Здесь вот как бы в пандан Сергею Михайлину-Плавскому сидит в зале писатель сугубо московский, интеллектуал, философ, я бы даже сказал - очень тонкий психолог. Сам он – член-корреспондент Российской Академии наук, член-корреспондент Академии медицинских наук, профессор, доктор биологических наук. Я имею в виду замечательного писателя, очень глубокого писателя - Владимира Георгиевича Скребицкого.

Владимир СКРЕБИЦКИЙ:

От такого количества хороших слов в мой адрес мне даже становится как-то неудобно.

Название журнала “Наша улица” вызывает у меня ассоциации с улицами Москвы, в которой я родился и вырос и о которой пишу в своих произведениях...