Юрий Кувалдин и Александр Трифонов вручают картину "Рог костра крученый" Юрию Любимову. Театр на Таганке. 2006
Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1940 году окончил Театральное училище им. Щукина. С 1947 года - в театре им. Вахтангова (роли: Олег Кошевой - “Молодая гвардия” по А. Фадееву, 1947; Моцарт - “Маленькие трагедии” А. Пушкина, 1950; Виктор - “Иркутская история” А. Арбузова, 1959, и др.). В 1963 году на руководимом им курсе Щукинского училища поставил “Доброго человека из Сезуана” Б. Брехта. После премьеры курс со спектаклем влился в Театр драмы и комедии (впоследствии - Театр на Таганке). С 1964 года - Художественный руководитель Театра на Таганке. Среди постановок: “Пугачев” по С. Есенину (с Владимиром Высоцким), “Гамлет” В. Шекспира (в переводе Бориса Пастернака с Владимиром Высоцким), “Деревянные кони” по Ф. Абрамову, "Мастер и Маргарита" по М. Булгакову, "До и после" (поэзия Серебряного века) и др.
Юрий Кувалдин писал о творчестве Юрия Любимова: "Перед Любимовым другие режиссеры - предтечи. Любимов очень смелый человек. Любимов высокую литературу сделал театром. У него и актеры, и он сам - писатели и поэты. Хочешь глотнуть чистый воздух литературы - иди на Таганку. Литература элитарна. Лит - элит. Литература - высшая форма деятельности человека... Актера Любимова теперь вряд ли кто узнает на улице, разве кроме старых, успевших "задумчиво помолчать" в советском кино. Новому Любимову нужны новые актеры - части целого, кирпичи, слова. Спектакли Любимова - это произведения автора, авторские короткие спектакли. Актерской звездой в театре Любимова стать нельзя. Но можно быть звездным небом! Спор с Любимовым исключается, актер беспрекословно исполняет волю автора. Еще бы у меня слова стали со мною спорить. А те авторы моего журнала, которые пытаются со мной это делать, ищут возможность печататься где-то в другом месте. Легенда об актерском театре демонстрируется рядом, в так называемом "Содружестве актеров Таганки", где главным образом собираются на собрания отставшие от поезда коммунисты, где серость правит серостью и злоба - от бездарности - злобой... Все творчество Любимова бежит во времени вместе с ним. Девяносто лет! Его прекрасная жизнь сложилась из отдельных моментов. Жизнь Любимова построена на творческих основаниях. Любимов - не просто артист, он стилист, изобретатель собственного стиля жизни. Иной строй, стиль, ритм или, иначе, эстетика театрального существования превратили частную жизнь Любимова в произведение искусства... С давних времен человек создавал себе идеальное представление о всемогуществе и всезнании, воплощением которых были боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно сказать, что боги и были его культурными идеалами. Теперь он очень близко подошел к достижению этих идеалов, он сам сделался чуть ли не богом, правда, лишь настолько, насколько человеческий здравый смысл вообще признает эти идеалы достижимыми. В случае с Любимовым мы говорим о достижении художественного идеала. Любимов стал Богом театра. На долю Юрия Любимова выпала счастливая и завидная доля в искусстве: быть собирателем плодов, умеющим осуществлять упорные искания, которым были отданы силы нескольких поколений наших и зарубежных режиссеров".