среда, 18 ноября 2020 г.

Нина Краснова "ЗАМЕТЫ" УМА И СЕРДЦА" (фрагмент, полностью в книге Маргариты Прошиной «В потоке классики»)



 К 70-ЛЕТИЮ МАРГАРИТЫ ПРОШИНОЙ

Нина Краснова

"ЗАМЕТЫ" УМА И СЕРДЦА" (фрагмент, полностью в книге Маргариты Прошиной «В потоке классики»)
Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица" с №149 (4) апрель 2012. Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019) и "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), издательство "Книжный сад", Москва.
Маргарита Прошина создаёт и уже создала на бумаге свой неповторимый мир, "жизнь в тексте" и в текстах, в который интересно входить, в котором интересно находиться, в котором открываешь для себя много нового даже в чем-то привычном.
В мире Маргариты Прошиной произрастают разные вроде бы привычные для тебя растения, крапива, полынь, Иван-да-Марья, репейник, но под пером Маргариты они кажутся какими-то новыми, какими ты их никогда не видела и не воспринимала. Так же, как и театры Москвы, в которых ты бывала, и улицы и площади, места, по которым ты ходила, например, Трубная площадь, Боровицкая, Пушкинская площадь… Чистые пруды, Москва-река… и памятники Москвы… На всём этом лежит её авторская печать, и во всём, о чём она пишет, чувствуется её нестандартный взгляд на всё это и чувствуется её отношение ко всему.
Мир Маргариты населён поэтами, писателями, музыкантами, композиторами разных времён, разных веков. Тут тебе и Фет, и Тютчев, и Чехов, и Гоголь, и Достоевский, и Тургенев, и Бунин, и Вересаев, и Булгаков, и Блок, и Ходасевич, и Бальмонт, и Гумилёв, и Волошин, и Кузмин, и Ахматова, и Цветаева, и Мандельштам, и Пастернак, и Платонов, и Гёте, и Гейне, и Бодлер, и Кафка, и Борхес, и Бах, и Феллини со своим фильмом "Восемь с половиной", и Кувалдин, и Блажеевский, и Бродский, и Тимофеевский, и Золотухин со своей ролью Маркиза де Сада, и Яхонтов, и Лесин, и Сокольский, и Бачурин, и Шамардин, и Бурдонский, и Кеворков, и Влодов, и Осокина, и Гедымин, и Кира Грозная… и кого только нет… И все они, и кто жил раньше, в России или где-то ещё, и кто живёт сейчас… все находятся в одном пространстве, в одном времени… И все они - живые, в том числе и те, которые ушли в мир иной, но всё равно они - "живее всех живых". И о каждом герое, персонаже своего мира Маргарита говорит, то есть пишет что-то своё… Не обширные монографии размером с научную диссертацию в пятьдесят или сто страниц, а мини-эссе размером со страничку и при этом способна уложиться в несколько строк, чтобы сказать о ком-то или о чем-то самое главное.
Например:
О Чехове, от которого она в восторге. Чехову, с его "художественным талантом", "удается без пошлости описывать в своих произведениях любые стороны человеческой души, природа которой несовершенна".
О Викентии Вересаеве. Он "обладал редким качеством - улавливал необычайно тонкие веяния в жизни и искусстве".
О Бахе. "Слушаю Баха… Музыка дарит мне ощущение счастья и гармонии!"
О Достоевском. "На мой взгляд, он был неудовлетворённым мужчиной, с его сексуальной потенцией, с его эротической одержимостью не мог обходиться без любви. И тут судьба посылает ему молоденькую, сразу влюбившуюся в него Аню. Жизнь потекла в заоблачных высях любви и творчества".
О Кувалдине: "Прочла… книгу Юрия Кувалдина "Нахтигаль"… Мир писателя так увлёк меня, что захотелось читать и перечитывать другие его произведения. Юрий Кувалдин создаёт и постоянно пополняет энциклопедию Москвы и московской жизни… Юрий Кувалдин художественно пишет историю страны второй половины двадцатого начала двадцать первого века. Писатель малыми средствами передаёт тончайшие оттенки душевных переживаний героев…"
О Нагибине и его дневниках: "Воспоминания и мемуары знаменитых людей и их современников - моё самое любимое чтение. Они носят исповедальный характер, передают аромат эпохи… и не претендуют на истину".
Творческий процесс для Маргариты Прошиной - это "упоительный… процесс", который вызывает в ней очень сильные импульсы и во время которого она вся импульсирует. Она так и говорит, так и пишет об этом: "…я вся импульсирую". Превосходный неологизмовый глагол она придумала!