пятница, 21 апреля 2017 г.

Маргарита Прошина ОТ И ДО трагикомедия в двух действиях




Маргарита Прошина
ОТ И ДО
трагикомедия в двух действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
 
Наташа.
Нина.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Занавес открывается.
На сцене в центре стоит столб. Слева от столба - стол, стул. Задник - чёрный. Кулисы чёрные.
Из правой кулисы появляется высокая худая Наташа.


Наташа. Да, где же этот проклятый договор? Недавно же крутила в руках!

Наташа проходит от правой кулисы к столбу. Останавливается. Затем обходит столб вокруг. Из противоположной кулисы появляется Нина.

Нина. Что ты кричишь?
Наташа. Дьяконов потребовал срочно договор. А я не знаю, куда его сунула.
Нина. Какой договор?
Наташа. Ну, тот, где Дьяконов расценки в семь раз завысил…
Нина. Тише. Тише… Услышат… Может, в столовой оставила?
Наташа. Точно!

Выходят на середину сцены. Столб за их спинами.

Нина. Мне кажется, что Дьяконов на тебя глаз положил…
Наташа. Тебе кажется…
Нина. Нет… Он постоянно ищет повод, чтобы дать тебе очередное задание… Вызывает тебя постоянно… Поручения даёт… Кроме тебя никого из девчонок не замечает…

Подходят к письменному столу. Наташа садится. Нина стоит в профиль перед столом.

Наташа (перебирая стопку бумаг). Внимание любого мужчины не только приятно, но и полезно женщине!
Нина. Чем же это, интересно?
Наташа. Тем, что привлекает внимание других мужчин…
Нина. Может быть и так, но внимание женатых мужчин я всячески избегаю, чтобы не создавать проблем…

Наташа выходит из-за стола. Идёт к левой кулисе. Нина остаётся стоять у стола.

Наташа (оглядываясь). Нина, ты склонна всё усложнять…
Нина. А я просто стараюсь избегать неприятностей…
Наташа (останавливается). Я не флирт имею в виду, а банальное внимание… Мужчины любят выстраиваться в очередь…
Нина. Дьяконов нравится тебе?

Наташа возвращается к столу, но не садится. Смотрит на Нину почти в упор.

Наташа. Нина, почему это тебя так волнует? Он меня нисколько не интересует… Если ты об этом…
Нина. Но ты с ним встречаешься?
Наташа. Несколько ни к чему не обязывающих встреч, не более того…

Пауза. Обе расходятся по краям сцены, затем медленно сходятся.

Нина. Если он тебе не нужен. Зачем же ты ему даёшь надежду?
Наташа. Наивная ты… О какой надежде речь? Просто два взрослых приятных друг другу человека проводят хорошо время…
Нина. Но у тебя ведь есть уже поклонник…
Наташа. И что же?
Нина. Просто я не представляю, как можно одновременно встречаться с несколькими мужчинами?
Наташа. А ты лучше, чем представлять, сама попробуй…
Нина. Нет, я серьёзно… Даже чисто технически не понимаю…
Наташа (рыдая от смеха). О какой технике речь? Ниночка, девочка. Чем твоя милая головка забита?
Нина. А если оба поклонника узнают правду?
Наташа. Вот тогда и станет понятно, кому из них я действительно нужна…
Нина. Это ты сейчас так говоришь…

Наташа выходит на авансцену. Свет рампы делает её ярче.

Наташа (в зал). Я знаю, что мир чувств настолько тонок, настолько богат, что чем больше судьба меня испытывает, тем больше в жизни красок, оттенков я вижу…

Свет на сцене гаснет.
Начало новой недели.


Нина. Как провела выходные?
Наташа. Промчались, как один миг! Надеюсь, ты тоже хорошо отдохнула.
Нина. Дома отдохнёшь, как же! Приехала младшая сестра с мужем и ребёнком в субботу. Мы с мамой крутились вокруг них… вечером они уехали, а Петеньку оставили нам на три дня…
Наташа. Сочувствую…
Нина. Нет, я малыша очень люблю… Но поспать не удалось… Зубки у него… Маме надо помочь… Отец себе подушку на голову положил и спит, а мы всю ночь на руках его качали…
Наташа. Совсем не спали обе?
Нина. А что делать… Маму жалко…
Наташа. Понятно, но себя тоже пожалеть нужно… Вон у тебя круги под глазами какие…
Нина. Да я не жалуюсь, просто мама все уши мне прожужжала, что давно пора мне своих детей   иметь…Вот я и не сомкнула глаз…
Наташа. Что же ты так зациклилась на замужестве этом!? Как будто семейная жизнь мёдом намазана…
Нина. Потому что в этом есть цель и смысл каждой нормальной женщины!
Наташа. Неужели мы, такие умные и красивые, не достойны большего?!
Нина. Наташа, нам с тобой уже давно пора замуж.
Наташа. Почему это «нам»!?
Нина. Да потому, что рожать пора, а то в старые первородящие попадём…
Наташа. Глупости! Меня не волнует, кто скажет и что… Я своей жизнью довольна…
Нина. А я хочу выйти замуж!
Наташа. Родная, если тебе так хочется, то – вперёд!
Нина. Легко сказать, вперёд… а где они, женихи!?.. Где найти приличного человека?
Наташа. Что значит найти? Он же не бумажник, чтобы на дороге валяться…
Нина. Опять ты всё в шутку переводишь. Я тебя, как подругу спрашиваю, что во мне не так?.. Почему со мной знакомятся, а потом исчезают?
Наташа. Исчезают, и хорошо! Значит, это не твои мужчины!

Обе, взглянув друг на друга, смеются.  Пауза.

Нина. Наташа, я серьёзно… Во мне что-то не так…
Наташа. Ниночка… В тебе не хватает лёгкости…Мужчины не любят проблем… Ты как-то напряжена, что ли…
Нина. Мне замуж пора. Я буду заботливой женой. Хорошей матерью… Не понимаю, что им ещё надо?! Своей сдержанностью я даю понять, что ищу серьёзных отношений, а не флирта!
Наташа (опирается вытянутой рукой о столб). Тебе нужен муж надёжный, спокойный, молчаливый, как этот столб!
Нина. Это ты слишком уж…
Наташа. Прости, если глупость сказала…
Нина. Да ладно…
Наташа. Моя мама три раза замуж выходила. Женихи были один лучше другого. Стоило расписаться, как они превращались в ненавистных невыносимых оборотней.
Нина. Прямо все трое?
Наташа. Представь себе! Все оказались ревнивыми собственниками!
Нина. У меня такого не будет.
Наташа. Ты уверена?
Нина. Как тебе сказать…
Наташа. Скажи прямо…
Нина. Почти…
Наташа. Что «почти»?
Нина. Значит, что всё зависит от женщины… И потом… Я не буду подавать повода для ревности!
Наташа. Тоже мне открытие! Ревнивцам поводы не нужны! Они их на пустом месте находят!
Нина. Знаешь, не надо меня подкалывать… Если ты сама без мужа счастлива, то я так не могу…
Наташа. Не вижу связи… У меня нет мужа, но я вполне счастлива!
Нина. Посмотрим, что ты скажешь лет так через десять. Если останешься одна…
Наташа. Одиночество и замужество, по-моему, никак не связаны между собой…
Нина. Связаны, связаны! Ещё как! Замужней женщине некогда скучать, у неё нет на это времени.
Наташа. Нечего дома сидеть, нужно проявлять активность… Посмотри внимательнее вокруг, может, он рядом…
Нина. Вокруг все женаты. Только Дьяконов разведён, но он на меня никакого внимания не обращает… Всё тебя ищет… зво’нит... Просил сегодня зайти к нему сразу, как ты появишься…
Наташа (поморщившись). Ниночка, пожалуйста, умоляю, говори «звони’т», а то у меня зубы сводит, когда делают ударение на первый слог…
Нина. Извини, вырвалось, я помню, как нужно…
Наташа. Что за срочность… Ты не в курсе?
Нина. Нет… Очень настойчиво просил…
Наташа. Иду…
Нина (оставшись одна, выходит на авансцену, прикладывает ладонь к уху, показывая зрителям, что она говорит по телефону). Мам, ты ещё дома!?..  Только собираешься… А почему так поздно?.. В магазин ходила… Ну, давай… Ехай… Ехай, говорю… Давай…

Возвращается Наташа. Невольно морщиться от речи Нины.

Нина. Не томи… Рассказывай…
Наташа. Нечего рассказывать…
Нина. А что же он так настойчиво тебя искал?
Наташа. Хотел в театр пригласить…
Нина. А ты что?
Наташа. А я сегодня никак не могу… Планы у меня другие… Но ответила, что мне нужно подумать…
Нина. Что никак отложить нельзя… Прямо планы, планы…
Наташа.  Представь себе… Не хочу я ничего менять…
Нина. Так надо же решать…
Наташа. Надо… Подумаю, как мягче ему отказать…
Нина. Кому?
Наташа. Дьяконову…
Нина. Значит, он тебе нравится!
Наташа. Как у тебя всё просто, Нина… Я бы пошла с ним в театр с удовольствием… Но не сегодня… Дьяконов не в моём вкусе. он слишком грузный, рослый, по-моему, несколько хвастлив, хочет казаться добродушным, а сам себе на уме. Да ещё эти сросшиеся густые брови, да лицо вечно потное…
Нина. Так и скажи… А я бы с удовольствием с ним куда угодно пошла, не то, что театр…
Наташа. Слушай! А это - мысль! Я скажу ему, что уже видела этот спектакль, а ты мечтаешь его посмотреть…
Нина. Думаешь, он согласится?
Наташа. А почему нет!?

Наташа стремительно уходит. Нина нервно крутит в руках ручку. Оглядывается.
Звучит «Юмореска № 7 оп. 101» Антонина Дворжака
Нина одна. Слушает музыку.

Нина (негромко). Господи! Но почему одним всё, а мне ничего? Чем я перед тобой провинилась? Такой завидный жених, единственный свободный на всю фирму, на Наталью глаз положил! Она, что, мёдом намазана?!…

АНТРАКТ.




ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Нина, услышав шаги Наташи, замолкает. Бросает с досадой ручку на стол. Ручка падает на пол. Нина наклоняется за ней. Входит Наташа.

Нина. Ну, что?
Наташа. После работы он будет ждать тебя внизу.
Нина. Он так сказал?
Наташа. Удивился… Помолчал… Я ему намекнула, что ты давно мечтаешь посмотреть этот спектакль, но не можешь достать билеты… Он вполне искренне согласился помочь хорошему человеку…
Нина. Тебя долго не было. Вы обо мне говорили?
Наташа. Я тебя умоляю… Совершенно о другом… Так ты хочешь с ним пойти или…
Нина. Хочу! Только мне бы себя в порядок привести…
Наташа. Не выдумывай… Ты в порядке… Вы ведь в театр идёте, а не на твои смотрины… Вечно ты всё усложняешь.
Нина. Молчу… молчу…  Ну, хоть жидкость для снятия лака у тебя есть…
Наташа. Была, вроде…
Нина. Дай, пожалуйста, я хоть ногти в порядок приведу…
Наташа. Бери... Кстати у меня в столе лежат туфли, бежевые, которые тебе так нравятся…
Нина. Ой! Наташ…
Наташа. Возьми, конечно! Когда ты лёгкой походкой от бедра подойдёшь к Дьяконову, он не устоит.  Да, кстати… Он тебя будет у своей машины ждать!
Нина. Здорово!
Наташа. Ты же знаешь его машину?
Нина (рассматривая ногти). Ещё бы! Такая серебристая только у Дьяконова..

Свет на сцене гаснет.
На другой день.


Наташа. Как твой поход с Дьяконовым?
Нина. В смысле?
Наташа. В самом прямом смысле… Соблазнила жениха или как?
Нина. Он такой внимательный… вежливый…
Наташа. Он тебя домой проводил, надеюсь?
Нина. Да, остановился прямо у подъезда! Я пригласила его зайти к нам, выпить чаю, но он отказался.
Наташа. Ты ему сказала, что дома родители?
Нина. Да, ещё в театре, когда он спросил, с кем я живу…
Наташа. Поэтому он и отказался от чая… с какой стати ему знакомиться с родителями…
Нина. Не вижу ничего плохого в этом…
Наташа. Нин, не делай поспешных выводов… Не торопи события…
Нина. Ты боишься, что я его уведу у тебя?
Наташа. Ничуть. Если он тебе так нравится, - вперёд!
Нина. Больше, чем нравится… Я бы взяла, но как?..
Наташа. Каждая женщина действует по-своему, как умеет…
Нина. Наташ, я такая влюбчивая… Ничего не могу с этим поделать…  Знаю, что нужно сдерживаться, но меня захлёстывают так, что я не всегда справляюсь с этим. Мне так Дьяконов понравился. Я себе рядом с ним почувствовала такой защищённой! Я прямо представляю, как мы с ним будем ходить везде вместе, растить детей…
Наташа. Фантазёрка ты! Это всё твоё неуёмное желание выйти замуж. Нужно сдерживаться, я бы на месте Дьяконова испугалась такого напора…
Нина. Надеюсь, ты понимаешь, что я с тобой делюсь самым сокровенным…
Наташа. Конечно! Нина. Всё же постарайся быть сдержаннее. Я желаю тебе счастья, но ты же знаешь, что ожидания и жизнь далеко не всегда совпадают. Откуда ты знаешь, какой он человек?
Нина. Чувствую…
Наташа. Нин, прошу тебя… Только на зацикливайся ты на нём… Смотри по сторонам…
Нина. Дьяконов уж очень хороший вариант…
Наташа. Х-м…
Нина. Ты влюбилась, подруга?
Наташа. А почему бы нет? В этом же нет ничего странного.
Нина. Нет, но ты так убедительно рассказывала о независимости.
Наташа (засмеялась). Одно другому не мешает…
Нина. Вот видишь, я была права…
Наташа. Если это для тебя так важно, думай так, но я не вижу никакого противоречия в своих размышлениях.
Нина. Но ты сегодня какая-то другая…
Наташа. Да! Настроение у меня в эти дни также переменчиво, как и погода. Вместе с солнцем, чистым небом душа наполняется тревожной радостью и предчувствием невероятного счастья. Стоит только солнцу скрыться, как меня охватывает вселенская грусть. Хочется спрятаться от самой себя. Трудно оставаться самой собой, хочется перевоплотиться в совершенно другого человека и познакомиться с собой, чтобы узнать, какой меня видят окружающие.
Нина. Наташа, ты меня пугаешь…

И та и другая уходят. Сцена пуста. Пауза.
На сцене появляется Нина с большим пакетом. Минуту спустя появляется Наташа.


Наташа. Привет!
Нина. Привет, Наташ! Ой! Ты покрасилась!
Наташа. Да! Захотелось изменить цвет волос! Ну, как?
Нина. Мне нравится! Здорово!
Наташа. А что это у нас пахнет вкусненько!? Пирожки?
Нина. Угадала! Испекла для Дьяконова… Мама посоветовала… Известно же, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок!
Наташа. Какая банальность…
Нина. Посмотрим… я ему скажу, что испекла в благодарность за чудесный вечер… Надо же его как-то расшевелить!
Наташа. А что!? Вариант. А мне дашь попробовать?
Нина. Когда это я тебя забывала, Наташ?
Наташа. Как же я люблю твои пирожки! Хорошо, что ты их не часто приносишь, а то я бы уже в дверь не проходила…
Нина. Ой, скажешь то же! Тебе бояться нечего!
Наташа. Не скажи, я один день в неделю голодаю. Стараюсь не есть после семи…
Нина. Делать тебе нечего… Скажи лучше, для кого ты решила волосы покрасить?
Наташа. Тебе его имя ничего не скажет…
Нина. Но намекни хоть, чем он занимается…
Наташа. Он не чиновник и не бизнесмен.
Нина. Ты смеёшься надо мной?
Наташа. Шучу я так!
Нина. Спасибо, что объяснила… А то я твой язычок со вкусом змеиного яда не знаю…
Наташа. Гриша - творческий человек! Больше ничего не скажу…
Нина. Уже кое-что! А цвет волос-то при чём?
Наташа. Ни при чём! Проснулась в субботу, посмотрела на себя в зеркало, а там всё то же лицо. Решила сменить картинку. Внимательно изучила брови и губы, потом причёску, и тут меня осенило, нужно цвет изменить, сделать его более выразительным… Как тебе?
Нина. Здорово! Тебе очень идёт! А что Гриша сказал?
Наташа. А Гриша не заметил, пока я его не спросила…
Нина. Ничего себе!..
Наташа. А когда я его спросила, он выкрутился, сказал, что смотрит в мои необыкновенные глаза!
Нина. Да-а-а! Молодец!
Наташа. А я не обиделась, мужчины видят нас совсем не так, как мы думаем…
Нина. А как?
Наташа. Ой, если бы знать! Я пытаюсь понять, но, видимо, мне не дано…
Нина. Вот, если бы знать…
Наташа. Не заморачивайся. Иди лучше уже к Дьяконову с пирогами…
Нина. Думаешь уже пора?
Наташа. Нечего тут думать, иди! Чего тянуть…
Нина. Сейчас, только губы подкрашу…
Наташа. Хороша! Иди уже… Мне самой интересно, как он отреагирует на твой выход…

Нина берёт пакет и уходит.

Наташа. Вот ведь замуж девушке невтерпёж! Наивная… Впрочем, может быть, она и права… Пойти покурить, что ли…

Уходит.  Возвращается вместе с Ниной, которая возбуждённо говорит.

Нина. Представляешь, он так удивился…
Наташа. Представляю…
Нина. А потом спросил. «По какому поводу?», а я говорю. просто мне захотелось вас угостить в качестве благодарности за чудесный спектакль. А он мне - что вы Нина, мне было приятно… В общем я ему пирожки выложила на салфетку и ушла…
Наташа. Надеюсь, что благодарность его последует…
Нина. Думаешь?
Наташа. Сбегай к нему, узнай.
Нина. Ты считаешь, стоит сбегать?
Наташа. Всё состоит из случаев от рождения до смерти…
Нина. Не пугай…
Наташа (в зрительный зал). Случай… Вот, помню, если бы я тогда не была на месте, то не встретилась бы с ним. Да, у случайностей всегда возникает это «если». В хаотическом ежегодном движении от случая к случаю выстраивается сама жизнь. Но случай можно и пропустить, как пропускают счастье, вовремя на него не отреагировав. Случай нужно ловить!
Нина. Ловлю! Поймаю! Я такая счастливая!
Наташа. Нина, с ума-то не сходи. Подумаешь Дьяконов, ты сама - клад!
Нина. Наташа, я уже забыла, когда в последний раз на свидании была…
Наташа. Только ты ему этого не сболтни, а то…
Нина. Я понимаю…
Наташа. Не выплёскивай сразу на него свои чувства, а то ты от избытка чувств обхватишь его, как ласковая панда так жарко, что ему захочется вырваться и исчезнуть…
Нина. Ну, ты сказала…
Наташа. Нин, не обижайся… Я знаю, что говорю…
Нина. Я и не обижаюсь.

Обе уходят в левую кулису. Свет на сцене гаснет.

Проходит несколько дней.


Сцена резко освещается. Наташа сидит за столом. Вбегает Нина.

Нина (с дрожью в голосе). Дьяконова убили!

Нина останавливается у столба. Наташа вскакивает из-за стола, подбегает к ней.

Наташа. Что ты несёшь?!
Нина. Прямо у подъезда, выстрелами в упор…

Свет на сцене приглушается. Нина и Наташа стоят у столба.
Звучит «Славянский танец № 2, оп. 46» Антонина Дворжака
Наташа выходит на авансцену.

Наташа. Случай, как луч, светит каждому однажды, но кратко. Конечно, случаи бывают разные. Если ты его не уловишь, то и знать о нём не будешь, а если почувствуешь, то можешь совершить головокружительный, невероятный поворот в своей размеренно текущей жизни, но... Всё имеет своё начало. Всё имеет свой конец. От и до…

ЗАНАВЕС.


Слушать Антонин Дворжак "Юмореска № 7 оп. 101"
Слушать Антонин Дворжак "Славянский танец № 2 оп. 46"


“Наша улица” №209 (4) апрель 2017