четверг, 15 апреля 2010 г.

Юрий КУВАЛДИН "СЛАДКИЕ ЗАПРЕТНЫЕ ПЛОДЫ ВЛАДИМИРА КОЛЕЧИЦКОГО"

Сложились некие каноны, которым уважительно следуют те, кто пишут о Владимире Колечицком как о специалисте в области фразы, и говорят при этом немало умного и интересного, например Аркадий Арканов: "...многие его (Владимира Колечицкого - Ю. К.) афоризмы пошли в "народ"..." Я же полагаю, что произведения Владимира Колечицкого пошли не в "народ", а в Литературу, ибо только Слово, Логос обеспечивает писателю бессмертие, народ же при этом безмолвствует... Я имею смелость назвать Владимира Колечицкого с виртуозными вариациями его поэтики почти во всех работах кратким Гоголем. Так что нет нужды лишний раз вторгаться в заповедные угодья академического литературоведения, вне зависимости оттого, собираюсь ли я почтительно подбирать трофеи удачливых охотников за афоризмами или выбраковывать таковых.
Осознанный Владимиром Колечицким абсурдизм собственного существования в стране социализма оттеснил в сторону даже мрачные фантазии Кафки или, если хотите, наполнил их нашим, вполне реальным содержанием. Чехов, когда его грузили, выражаясь компьютерным языком, серьезными мыслями, мол, что хотел сказать этим произведением автор, хорошо ли воровать лошадей, с улыбкой говорил, что, быть может, вся наша жизнь есть только шутка... И словно вторя классику, Владимир Колечицкий категорически заявляет: "С этим миром можно говорить только смеясь"! Он анализирует проявления иррациональной общественной модели, работающей по своей собственной логике, но не в интересах человека: "Чем ярче горит шапка, тем больше ореол", или "Как часто верх блаженства - на дне жизни!"
Конечно, литература при социализме не могла позволить себе никаких обобщений, а когда нечто подобное проскальзывало, то добром для авторов это не кончалось. И если сатирико-философские фрески "Котлован" и "Чевенгур" Андрея Платонова, "Собачье сердце" Михаила Булгакова или "Мы" Евгения Замятина смогли увидеть свет лишь в новой России, то "мелкие факты" в разделе "сатира и юмор", подаваемые разрозненно, заполняли уголки и колонки советских газет и журналов, а "Литературная газета" выделила для них даже целую страницу: "Клуб 12 стульев", где один стул, условно говоря, был навсегда забит за Владимиром Колечицким. И руководители клуба сначала Виктор Веселовский, затем Андрей Яхонтов с удовольствием печатали его. И для людей мыслящих, читавших очередные афоризмы Владимира Колечицкого, не составляло особого труда, сложив их вместе, получить картину, страшную именно своей иррациональностью.
Об этом постоянно открыто (антисоветская) или в подтексте (советская) говорила литература. Владимир Колечицкий как истинный художник...

Юрий КУВАЛДИН "СЛАДКИЕ ЗАПРЕТНЫЕ ПЛОДЫ ВЛАДИМИРА КОЛЕЧИЦКОГО"