воскресенье, 20 ноября 2022 г.

Юрий КУВАЛДИН Буква есть твое зеркало Маргарита Прошина и цветы на берегах волшебного озера

 


 

20 НОЯБРЯ РОДИЛАСЬ ПРЕКРАСНАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА МАРГАРИТА ПРОШИНА

 

На снимке: Юрий Кувалдин и Маргарита Прошина (2012)

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017), "Явление Афродиты" (2019), "Задумчивая грусть" в трёх книгах (2020), "Отражённые лучи" (2020) и "В потоке классики" (2020) издательство "Книжный сад", Москва.

 

Юрий КУВАЛДИН

Буква есть твое зеркало

Маргарита Прошина и цветы на берегах волшебного озера

 

Маргарита Прошина. Задумчивая грусть: Эссе и рассказы/ Оформление художника Александра Трифонова.

- М.: Книжный сад, 2013. - 160 с.

 

Как-то Станислав Рассадин сказал мне: "Люблю начинать читать книги с конца". И я незаметно пристрастился к чтению с финалов. Заманчиво. Особенно, когда пробегаешь глазами содержание. В конце этой книги стоят два рассказа: "Уроки деревни" и "Ее волшебное озеро". В мелодике этих "женских рассказов" (а вся книга пронизана неумолкаемо звучащей женской нотой), во всех образах, в их движении, в переживаниях, в любви есть грустная элегантность. И понятно, почему родилось и само название книги - "Задумчивая грусть". Поучающие, "правильные" люди растворяются в дымке безвестности, а любящие, мыслящие западают в память навсегда.

Элегическая сосредоточенность, умное сердце и безупречная деликатность отличают героинь Маргариты Прошиной среди говорливой, вечно спешащей и никуда не успевающей толпы. В "Уроках деревни" молодую учительницу после вуза распределяют в сельскую школу. Перед ней раскрывается мир, ей совершенно незнакомый, с прекрасной природой, но с первобытным существованием жителей, в которых, однако, она пытается разглядеть "прекрасные черты". В "Ее волшебном озере" научная работница, привлекательная и свободолюбивая, не желает себя связывать с кем-либо из мужчин семейными узами, предпочитая мимолетные и частые сближения, за что постоянно подвергается внушениям своей непосредственной начальницы, засохшей в семейном болоте, ибо после рождения сына почти двадцать лет они с мужем бок о бок прозябали, как брат и сестра, считая, что эрос нужен только для размножения.

Маргарита Прошина не пишет сюжет, она мыслит нелинейно, ассоциативно, рецептуально, то есть следуя рецептам строгой лексической дозировки, как завещал доктор Чехов, и смело ставя встык разнородные материи, что часто делал Осип Мандельштам, говоря, что там, где обнаружена связь вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия не ночевала. И у Маргариты Прошиной нет никаких разъяснений и прямо идущих на предмет мыслей, поскольку все выражается через рисуемый образ.

  Большую часть книги занимают эссе, от которых веет чувственной поэтичностью. Ее произведения насыщены изображением, той самой художественностью, чем настоящая проза резко отличается от разговорной речи. Она любит слова, лелеет буквы, сплетая из них, как из полевых ромашек, свои этюды. И нужно очень внимательно посмотреть на букву. Буква есть твое зеркало. Тебя не будет - зеркало покажет. Ее речи как цветы на берегах волшебного озера: цветы юные, не стареющие, и солнечный аромат их - неугасимое обновление.

  

"Независимая газета", 22 ноября 2012 года