Как справедливо заметила Маргарита Прошина, вся наша жизнь есть костюмированный зоопарк, ведь так уж повелось, что лицо само по себе говорит о многом, особенно в разговоре, когда это лицо приближается вплотную, чтобы что-то доказать противнику, а как же иначе, когда каждый встречный, как я люблю повторять, поперечный рассматривается как враг и, главное, по контурам лица, чуть более изящные черты его, к тому же, в очках и в шляпе, с ходу выявляется как враг (европеец, белогвардеец, рецептуалист, символист, супрематист, демократ, авангардист, модернист, эстет и т.д.), в ином свете предстают простецкие не обработанные интеллектом лица (пролетарий, чоновец, огепеушник, городовой, крестьянин, большевик), заполняющие телеэкраны, социально близкие, особенно под увеличением говорящие о полном отсутствии интеллекта, использующих в скандальных интонациях газетные штампы и кухонную брань, поэтому вблизи они наводят ужас на беззащитного интеллигента, когда сходство с бандитами из подворотни можно определить даже издалека, и поверить в их кулачные возможности, или как писал Максимилиан Волошин: «До Мартобря (его предвидел Гоголь) // В России не было ни буржуа, // Ни классового пролетариата: // Была земля, купцы да голытьба, // Чиновники, дворяне да крестьяне… // Да выли ветры, да орал сохой // Поля доисторический Микула… // Один поверил в то, что он буржуй, // Другой себя сознал, как пролетарий, // И почалась кровавая игра. // На всё нужна в России только вера: // Мы верили в двуперстие, в царя, // И в сон, и в чох, в распластанных лягушек, // В социализм и в интернацьонал…» - после чего невольно вспоминаются Толстой, Достоевский, Чехов, неустанно повторявших мысль о культурном воспитании человека, с самого рождения, с Франца Кафки, Венички Ерофеева и Сергея Довлатова.
Юрий КУВАЛДИН