ДРОБИЦКИЙ (1941-2007)
Свою душу Дробицкий
порезать не дал. Он выплеснул свой гнев, свою мудрость, свою любовь на холст и
бумагу, оставив себе только творчество.
Когда жар души взрывается двойной пульсацией мира и человека, так говорят о
творчестве. Все остальное - мастерство. Каждая картина Дробицкого - это взрыв,
пощечина общественному мнению, ханжеству и тупости. Его холсты и плакаты
насильно сбрасывают со зрителя теплое одеяло сонливой, равнодушной жизни. Они
заставляют думать, что сон разума не только порождает чудовищ, но и делает нас
пожизненными пленниками тесной темницы обыденности.
“Жизнь - не цирк, не разбрасывайся!” - призывает Дробицкий работой, на которой
изображен человек, жонглирующий своими конечностями. Нам нужны все силы для
того, чтобы выиграть схватку с жизнью. Произведения Эдуарда Дробицкого написаны
в полную силу. Отсюда наслаждение, которым проникнут каждый сантиметр картин.
Эдик
стоически переносил свою всепожирающую болезнь, выставляя на откидной столик,
как в каюте корабля, батарею квадратных бутылок виски, и окошко было круглое в
его роскошной мастерской на Кисловке. «Если я приговорён к смерти, то буду
умирать с музыкой!» - говорил он мне, наливая, затем включал обожаемого Малера
и водил меня по всем этажам своего старомосковского особняка. Такой выпивки я
нигде и никогда больше не видал!
На рубеже 1950-60-х годов Эдуард Дробицкий стал одним из лидеров отечественного
андеграунда. В самые "застойные" времена он был избран председателем
Московского комитета художников-графиков на Малой Грузинской и фактически
создал творческую организацию, которая вывела из подполья неофициальное искусство.
За десятилетия творческой работы он создал множество живописных и графических
полотен, плакатов, проиллюстрировал свыше 100 книг, был
художником-постановщиком более 200 спектаклей и фильмов. Дробицкий имеет 5
Гран-при, полученных на международных выставках, где соревнуются лучшие
художники мира.
Эдуард Дробицкий просил меня никогда его не называть по отчеству, а просто -
Эдиком. Да, Эдуард Николаевич даже на пороге смерти был молодым и
экспрессивным. Эта экспрессия пронизывает все его работы. На одном из холстов
Дробицкого огромный лоб Достоевского вмещает топор Раскольникова.
Юрий КУВАЛДИН