пятница, 12 апреля 2019 г.

Олег Романов "Гидроплан в Касимове" исторические изыскания "наша улица" ежемесячный литературный журнал основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

Олег Романов
ГИДРОПЛАН В КАСИМОВЕ
(в уездный город Касимов Рязанской губернии прибыл весьма необычный самолёт)




Гидроплан в Касимове. 1926.

В архиве Касимовского краеведческого музея хранится старое черно-белое фото, подписанное так: «Гидроплан в г. Касимове. 1926 г.». Обо всём по порядку.

Название: Юнкерс Ю-13 (Ju 13, F 13).
Назначение: пассажирский.
Экипаж: 2 человека.
Двигатель: BMW IIIa, 185 л.с.
Размах: 17,8 м.
Площадь крыла: 38,7 м2.
Длина: 9,6 м.
Взлетный вес: 1800 кг.
Максимальная скорость: 155 км/ч.
Время набора высоты 2000 м: 17 мин.
Практический потолок: 4500 м.
Продолжительность полета: 5 ч.
Число пассажиров: 4.
На поплавках.
           
Документы в Интернете гласят (ссылку сделать не смог и скачивая не читаются, но хитрым способом мне удалось их добыть). В 1925 г. состоялась передача представителям ОДВФ (Общество друзей воздушнго флота (ОДВФ) – ) двух пассажирских самолетов «Красный артельщик» и «Сельскосоюз» системы «Юнкерс» представителями Сельхозсоюза и Московских артелей. 
Junkers F-13 СЕЛЬСКОСОЮЗ Лицом к деревне 679 R-RODA поплавковый Sep-24 Lammergeier [1925 пилот Моисеев, механик Мороз (в других источниках фамилия дана точнее: Морозов) не регистрировался в Германии 
фото в Яранске Кировской обл. на лугах около дер. Лагуново. 1923 год (насчет года видимо утка, может и на счет места, судьба самолёта в документе не указана, и нам найти её не удалось).
Junkers F-13. Все в ОДВФ. (Красный артельщик) 692 R-RODB R-RDAT СССР-147 Sep-24 Весной 1925 г. самолет «Все в Авиахим» с пилотом Найденовым совершал агитполет по Владимирской губернии. [1925 пилот Копылов, механик Клочко) 16 февраля 25 разбит в Пензе Восстановлен – Летал в 1925 и феврале 1926, перерегистрирован в R-RDA. СЕЛЬСКОСОЮЗ Лицом к деревне. Lammergeier. R-RODA. поплавковый. Junkers F-13 СЕЛЬСКОСОЮЗ Лицом к деревне 679 R-RODA поплавковый сен.24 Lammergeier (1925 пилот Моисеев, механик Морозов) – первые агит-самолеты «Лицом к деревне» и «Все в ОДВФ». Аппараты снабжены большим количеством популярной литературы, которая будет раздаваться на местах. Лозунг, начертанный на кузове аэроплана:
«Лицом к деревне».

Значение агит-полета.
Почему именно в настоящий момент общество друзей воздушного флота предпринимает агит-полеты по РСФСР
Здесь, прежде всего, решающее значение имеет особенность момента, переживаемого нами. Мы сейчас переживаем 4-й год новой экономической политики. Общее экономическое благосостояние страны поднялось. Мы не можем отрицать того факта, что по сравнению с тем, что было в 1920–1921г., когда мы вышли только из гражданской войны, теперь общее состояние промышленности и сельского хозяйства улучшается.
 Масса стала культурнее, она стала грамотнее, требовании ее увеличилась.
Масса выходит на арену широкой общественно-политической деятельности, вопрос стоит о том, в какое русло направится эта общественная активность масс. Нужно-ли нам новые организации, нужно-ли что либо выдумывать, мудрить, или у нас есть оправданная историей и революцией организация.
Такая организация есть! Это общество друзей воздушного флота, оправдавшее себя целиком, как организатора масс на всех ступенях развития революционной борьбы.
От качества работы друзей воздушного флота зависит сохранить союз рабочего класса с крестьянством.
Друзья воздушного флота должны помнить, что крестьянство и рабочие не удовлетворяются и не могут удовлетворяться разговорами о самодеятельности ОДВФ, не видя самолета. Перед крестьянством стоят вопросы земельные, налоговые, вопросы благоустройства, здравоохранения, народного образования, перехода к лучшим формам сельского хозяйства и т. д.
Через какую организацию можно все это провести, активно содействовать крестьянину далеко заброшенному от железных дорог и оторванному от больших городов? Только через общество друзей воздушного флота.
Вот почему, сейчас вопрос об увеличении мощи гражданской авиации безусловно является основным и решающим.
Сейчас друзья воздушного флота должны перейти от ударной работы к работе упорной и настойчивой, для увеличения числа самолетов и установления твердой сети воздушных сообщений.
ОДВФ СССР считает в настоящий момент необходимым организовать активность масс, стоящих еще в стороне, через ОДВФ и направить эту активность на полезную хозяйственную, культурную и политическую деятельность. Добиться этого мы сумеем через агитационные полеты на самолетах Друзей Воздушного Флота и тогда ОДВФ удвоит число самолетов и этим ускорят воздушную смычку города с деревней. Вот в чем значение агит-полетов…
Наш воздушный гость самолет «Сельскосоюз»! Вот о нем в газетной заметке, что писали, причём языком тех лет:
Самолеты системы «Юнкерс» впервые начали строиться в Германии. Металл, из которого построен весь самолет «Юнкерс» легкий по весу, но очень крепкий. Весь самолет с нагрузкой весит около 120 пудов. В передней части самолета помещается мотор в 185 лошадиных сил. Этот мотор и приводит в действие винт, толкающий самолет вперед. Скорость полета «Юнкерс» достигает 150 верст в час. Без одной остановки «Юнкерс» может пролететь 900 верст, а с добавочным количеством бензина – и до полуторых тысяч верст. Кроме мест для летчика и механика при самолете имеется хорошо оборудованная каюта для 4-х пассажиров. На прилагаемом рисунке (другой чёткий, с легко-читаемыми надписями мне удалось случайно найти на одном из Пермских сайтов, после того как на фото из музея при увеличении удалось прочитать некоторые надписи на фюзеляже, а номер за исключением одного символа четко читался!) изображен самолет «Сельскосоюз», совершавший агитационные полеты. Ввиду того, что самолет поставлен на поплавки от военного самолета он приводнился на Оку в г. Касимове, возможно напротив  «Водяных ворот», что на ул. Набережной. По-видимому, заранее касимовским руководством велись переговоры с президиумом ОДВФ в Москве в ведении которого находится самолет…
 20-е гг. часто ассоциируются у историков с оголтелым революционным романтизмом, авангардом в искусстве, разгулом смелых планов на будущее. Однако, как выяснилось, многие из тогдашних мечтаний будущего-то как раз и не имели. Но при этом кое-что из тогдашних увлечений, трансформировавшись, перекочевало в последующие эпохи и не только осталось, но и во многом создало облик того, что мы называем современностью. Например, всеобщий, массовый энтузиазм по отношению к авиации, характерный не только для 20-х, но и для 30-х годов.
Летчики были героями той эпохи. В числе главных новостей, которые обсуждал весь мир – перелеты рекордной дальности, трансконтинентальные, трансатлантические, кругосветные. Ну, и в СССР тоже на авиацию смотрели как на один из элементов светлого будущего.
Существовали по-настоящему массовые общественные организации энтузиастов воздухоплавания, сначала – общество друзей воздушного флота «Добролет», в 1925 году она слилась с другим обществом сторонников прогресса – «Доброхимом», получился «Авиахим», который через 2 года, в 1927 году объединился с Обществом содействия обороне, вышел «Осоавиахим». Целью его было содействие развитию как военной авиации и химии, так и гражданской, в том числе пропаганда использования их в сельском хозяйстве, для борьбы с вредителями.
Под вредителями, в данном случае подразумевались насекомые, а не враги советской власти и диверсанты.
«Авиахим» имел весьма широкую сеть местных ячеек, издавал журналы «Химия и жизнь», «Самолет», «Авиация и химия». Он участвовал в международном сотрудничестве авиаторов, в частности, занимался поддержкой международных перелетов по территории СССР. Приведены интересные телеграммы тех лет:
«Телеграмма Авиахима РСФСР – Уралавиахиму в Свердловск, 15 июня 1926 г.
Авиахим Союза заключил договор доставку на самолете Москвы – Омск американцев, совершающих кругосветное путешествие тчк Самолет делает остановку Красноуфимске где запасается бензином тчк Ввиду исключительной важности перелета немедленно отправьте Свердловска в Красноуфимск двадцать пять пудов бензина и один пуд масла для Юнкерса тчк Бензин масло должны быть субботу 19 тчк Ответственность выполнении возлагается персонально секретаря Уралавиахима тчк Немедленно телеграфируйте получение телеграмма и выполнение.
Телеграмма Уралавиахима, 16 июня 1926:
Срочно. Москва. Авиахим.
Масло Красноуфимск шестнадцатого отправлено большой скоростью бензин малой тчк бензин большой не принимают возможно сроку не успеет тчк ваша телеграмма получена пятнадцатого одиннадцать часов вечера»…
Попробуем представить себе, что такое только-только нарождающаяся авиация. Самолетов мало, инфраструктуры нет. Ну не было авиационного бензина в Красноуфимске, а значит и в Касимове – откуда? И аэродромов не было. И население не только не представляло, как с этим самолетом обходиться, они его вообще никогда не видели. Авиахим с середины двадцатых годов с помощью местных ячеек проводил агитполеты, или агитоблеты. Самолет совершал облеты небольших городов, как и Касимов, садился там, экипаж проводил митинг и беседы, иногда лекции, раздавали листовки и литературу, а главное – делали несколько полетов и катали местных жителей (На фото лица весёлые!). Старую касимовскую районную газету найти трудно. Но вот для примера, как это всё происходило в другом месте:
«Из протокола № 1 первой районной конференции Райавиахима города Красноярска, 3 января 1926 г.
Слушали:
[...] В августе месяце 1925 года Красокравиахим произвел полет в Минусинском и Хакасском округах: самолет «Красноярец» пролетел и останавливался в крупных пунктах, как то: Даурское, Новоселово, Абаканск, Минусинск и др. Всего самолет по этим двум округам сделал 80 посадок в крестьянских селениях, прокачено 56 пассажиров крестьян. Самолет побывал в 15 селениях. Отношение населения к аэроплану весьма хорошее. Крестьяне говорили: теперь мы видим, куда идут деньги, собранные с нас. Впечатление великолепное. После прилета в деревню авиабазой делались доклады-собеседования с крестьянами. Крестьяне тут же жертвовали на Авиахим и вступали в члены Авиахима. Местами старики записывались сами и записывали детишек и старух. Такие полеты весьма желательны, нужно их делать, но беда вся в том, что не имеем достаточно средств для таких перелетов. Полет этот нам стал около 4000 рублей. Сейчас предполагается полет на «Красноярце» по Канскому округу. Расходы по полету берет на себя Канский окружной Авиахим.
Экипаж самолета состоял из пилота, бортмеханика и уполномоченного. Местные авиахимы готовили встречу, выбирали посадочную площадку, оповещали местных жителей, готовили нужный инвентарь, оцепление площадки. Шла оживленная переписка местных авиахимов [в книге Хрёмина Т.В. «Касимовский индустриальный техникум» «Поверенный»» 2006 г. есть упоминание что в техникуме в 30-х гг. была хорошо поставлена оборонная работа с помощью организации Осоавиахим и есть фото группы членов Осоавиахим. орг.Касимов. Политехникума участов. В переходе Касимов –Торбаево в противогазах на 10 км. 5 ХI.1938 г. стр. 60–61] с центральными.
Вот как тщательно выбиралось и согласовывалось место посадки.
«Объяснительная записка председателя Тверского губернского авиахима к плану города Твери, [1925].
Площадка выбрана на реке Волга на том же самом месте, где опускался на поплавках в прошлый прилет тов. Копылов.
2. Ширина реки Волки в месте посадки 200-250 метров.
3. При своевременном извещении о дне прилета на площадке будет организовано дежурство и разложены костры.
4. Наст снега удовлетворительный.
5. Правый берег (по течению) имеет незамерзшую полосу примерно 2–4 сажени.
6. Наилучшая посадка по длине реки Волги на указанной площадке.
Уездный совет Авиахима г. Старый Оскол Курской Губернии – Курскому губсовету авиахима, 21 декабря 1925 г.
Настоящим Усовет Авиахима сообщает, что место для посадки самолета вблизи города разм[ером] 300х300 саж[ен] имеется:
1. В одной версте от центра города с северной стороны луг, принадлежащий гражданам сл[ободы] Ездоцкой и
2. В таком же расстоянии выгон и поле «Горняцкое», расположенное в северной стороне города около леса и шляха, идущего на г. Белгород.
[На обороте приписка карандашом:] С северной стороны города луг, с севера река Оскол. Южной – гора с городом, гора обросшая кустарником. Ю[го]-восточной стороны мост. Западной – открытая площадь – лес и деревня.
В архиве Авиахима сохранились карты и кроки, многие начерчены от руки: железная дорога, станция, забор, лес, и помечена площадка, куда можно сесть…
Весной 1925 г. самолет «Все в Авиахим» с пилотом Найденовым совершал агитполет по Владимирской губернии. Сохранился отчет уполномоченного самолета Вахламова о проделанной работе. Отчет, что характерно для того времени, написан от руки карандашом.
Самолет вылетел из Тамбова во Владимир 28 марта с[его] г[ода] [...]
В пути самолет, попав в полосу тумана, сбился с дороги и вынужден был снизиться в заводском поселке Рошаль Московск[ой] губ[ернии], который, как выяснилось после, является запретной зоной [Пороховой завод, авт.]. С собравшимися около самолета рабочими (более 1500 чел.) был проведен коротенький митинг, на котором выступили секретарь местной ячейки Авиахима, я и т. Найденов.
Во Владимире на аэродроме была организована массовая встреча самолета. Встречало более 2500 чел. На месте посадки проведен митинг. Вечером проведено собрание, посвященное прилету самолета, на котором присутствовало около 500 чел.
Самолет пробыл во Владимирской губернии до 10 апреля, летал в Муром, Вязники, Колокшу, Новоселки, Вячу. Повсюду его встречали толпы народа, в Муроме – 3,5 тыс. человек, в Вязниках – 5,5 тысяч, а в общей сложности, по оценкам экипажа, почти 16 тысяч человек. Они провели 8 митингов, 4 собрания, 2 беседы, а также воздушные октябрины, причем октябрили 66 человек, из них 25 рабочих, 9 крестьян, 12 красноармейцев, 15 служащих, 2 учащихся и 3 пионеров. Мужчин среди них было 58, женщин всего 8. Автор пишет, что к сожалению, мне не удалось понять, как собственно делались эти октябрины. [ В Интернете можно найти и это определение: Октябри́ны – советский обряд (или революционный обычай), альтернатива крещению (крести́нам). Существовавшая в СССР практика торжественного наречения имени новорожденному. Обряд, имевший и другие названия (звезди́ны, красные крестины, звёздочки, октябрение), возник как элемент так называемой «красной обрядности» на первом этапе формирования системы советских обрядов и просуществовал сравнительно недолгое время. Получается, что в нашем случае – это КРЕЩЕНИЕ НЕБОМ!]
Самолет задержался продолжительное время во Владимирской губ. потому, что по случаю плохой погоды пришлось просидеть лишних 3 дня в г. Вязниках и 4 дня во Владимире. Во всех местах посадки самолета подготовка с технической стороны была проведена местными авиахимами удовлетворительно, за исключением одного случая, когда во время октябрин на Владимирском аэродроме не была дана охрана и публика, рассыпавшись по всему аэродрому, не дала возможности самолету работать, почему октябрины и были отменены.
В местах посадки во Владимирской губ. самолет встречался так же восторженно, как и в других губерниях. Из ненормальных явлений следует отметить следующее:
Редакция владимирской газеты «Призыв» просила взять в облет по губернии своего корреспондента. (Возможно и касимовское фото сделал корреспондент местной районной газеты, а может и сотрудник музея) Пилот и я принять на борт самолета еще лишнего пассажира не согласились, т.к. самолет по липкому снегу еле-еле отрывался даже только с двумя пассажирами без всяких запасных частей. Иметь же такую нагрузку: запасные части, представитель Авиахима, я и корреспондента – нам казалось рискованным, о чем мы и сообщили редакции «Призыва».
Тогда редакция заявила, что она не будет помещать совсем в своей газетке Авиахимовского материала. Так и было. За все время работы самолета во Владимирской губ. газетка не поместила ни одной заметки (за исключением – о дне прилета),(заметка в местной касимовской газете мне не доступна, в музее сказали надо обращаться в РГБ) и лишь тогда, когда самолет снова вернулся во Владимир, облетав губернию, газетка поместила две маленьких заметочки. Со своей стороны такие явления я считаю совершенно ненормальными, о чем и довожу до вашего сведения.
Поведение владимирской, как говорил авиатор, газетки было действительно не типичным. Обычно участники агит-полетов отмечали большой интерес населения. Писали, как люди шли из соседних сел, верст 7  (на фото уместилось не очень много касимовцеы) по пояс в снегу, чтобы увидеть самолет. С каким интересом слушали пилотов. В одном месте полетать очень просился местный священник - но взять его не смогли из-за испортившейся погоды, о чем жалели.
Вот ещё. Сводка работы агитсамолетов в местных обществах Авиахим, декабрь 1925 г.
Нижегородское общество: Самолет «Нижегородец» с 6 марта по 1 сентября произвел 6 вылетов в следующие уезды: Высковский, Ташино, Сергач и Арзамас. Прилет был приурочен к проведению уездных съездов общества. В Баки и Ветлугу – к проведению праздника авиации. В Растяпино, в Балахну и Богородск к пуску районной электростанции. Самолетом поднято 40 человек, сделано 45 полетов и пройдено 6288 километров. [...]
Иваново-Вознесенское общество: Самолетами, принадлежащими местному обществу, посещены все уездные города и крупные районы. Произведено 203 вылета и пройдено 8891 килом. Подверглось воздушным октябринам 337 человек.
Владимирское общество: Военный самолет пробыл с 12 по 14 июля. Вылетал в Судогду (25 км. от Владимира), сброшено 5000 листовок, поднято 10 человек. Летчик Анохин выступил с докладом на общем собрании членов Авиахима. [...]
Башкирское общество: Самолет Башавиахима «Трудовая Башкирия» (Фарман XXX) 26 сентября вылетел в агитоблёт по следующему маршруту: Уфа-Уваровка-Белебей-Раевка-Давлеканово-Чишма-Уфа. Самолет пробыл в воздухе 4 часа 18 мин. В Белебее поднято 3 человека: военком города, крестьянин старик и крестьянка-девушка. [...]
Архангельское общество: Самолет губернского Авиахима «Конек-Горбунок» сделал 2 вылета в уезды. Поднято 53 человека. Разбросано 45 кг листовок. Покрыто 2282 километра. В районе города произведено до 65 вылетов. Экипажем самолета прочитано до 40 докладов и проведено 65 экскурсий...
Уральское общество: 12 июля в Сарапул прибыл самолет «Все в Авиахим». Полеты начались в тот же день в 6 час. вечера. Было поднято 28 человек. 13-го утром поднято 8 крестьян, 11 рабочих, 7 учащихся, 21 служащий, 2 красноармейца. 14 июля самолет вылетел в Пермь. [...] В Пензенском округе самолетом посещены следующие пункты: завод Мотовилиха, завод Лысьва, завод Чусовая, завод Добрянка, з[авод] Чермос, з[авод] Нытва. Во всех пунктах сделано 37 полетов и поднято 169 человек. Из них один – 2-х мес[ячный] ребенок, получивший воздушное крещение и названный «Авиа». 4 августа самолет прибыл в Усолье. Небывалая торжественная встреча. 5 августа проведено 10 подъемов. 6 августа вылетели в з[авод] Пожву с двумя пассажирами-агитаторами. Проведено 2 полета с крестьянами и рабочими. [...]
Далее говориться. После агитполетов 1925 года Авиахим подвел итоги. Провели торжественное заседание – как же без него. Открывал заседание Уншлихт. Экипажи самолетов «Все в Авиахим» (пилот Копылов, механик Клочко), «Лицом к деревне» (пилот Моисеев, механик Морозов) наградили грамотами и бюварами. Объявили благодарность «писателям, принимавшим участи в агитоблете, тт. Пильняк, Инбер, Яковлеву, Шкловскому» (а может на фото тоже есть писатели известные, побывавшие в Касимове!). Надо сказать, что Пильняк потом написал очерк «Россия в полете», а Вера Инбер - повесть «Место под солнцем».(Надо искать и читать эти источники!)
Мы знаем, что в 20–30-е годы авиацией увлекались, летчики были в зените славы. Заметьте, из документов об агитполетах явствует, что там, где население никогда не видало самолета – тем не менее, была ячейка Авиахима, без которой организовать агитполет, видимо, было бы сложно. Хотя Авиахим был общественной организацией, ее опекала армия, активно поддерживала власть.
Однако, возвращаясь к СССР, отметим, что, отчитываясь об успехе полетов, Авиахим, как выясняется из его документов, считал все же нужным летчиков вооружать.
В Военторг, 19 января 1926
Секретариат Авиахим СССР по примеру прошлых лет в текущем году предпринимает целый ряд агитоблётов в отдаленные места СССР, а потому настоящим просит не отказать в продаже за наличный расчет 6 револьверов системы Браунинг №2, необходимых для вооружения летного состава.
В отчетах о полетах перечисляется солидное количество проведенных лекций и бесед, распространенной литературы. О чем все-таки они беседовали? Пилоты объясняли устройство самолетов, агитировали за развитие авиации. А что интересовало их слушателей?
Из протокола торжественного заседания в с. Русский Брод, посвященного прилету самолета «Все в Авиахим», 28 февраля 1926.
[...] Слушали доклад о целях и задачах Авиахима [...]
Вопросы:
Сколько у нас в СССР самолетов?
Сколько самолетов в агитоблете?
Какие самолеты дешевле, русские или иностранные?
Какова плата на пассажирских самолетах?
Правда ли, что во Франции плата за проезд на самолете и поезде одинакова?
Когда и где начались первые попытки летать?
Можно ли с аэроплана рассеивать семена, производить посев?
Какова максимальная скорость самолета?
Как ведется самолетом борьба с вредителями полей?
Есть ли противогазы?

Есть ли в воздухе обрывы?
Часты ли крушения самолетов?
Может ли самолет вызывать дождь?
Может ли гроза повредить самолет? [...]
Литературу в те годы распространяли тоже связанную главным образом с агитацией за авиацию, химию, использование их в сельском хозяйстве. Это уже во время коллективизации додумались агитировать за проведение сева.
Авиахим РСФСР - Авиахимам Тульскому, Орловскому, Курскому, Тамбовскому, Пензенскому, Владимирскому, Калужскому, Брянскому и Тверскому, 11 января 1926
Уважаемые товарищи,
На днях вами будут получены комплекты популярной литературы и листовки для проведения агиткомпании во время облетов. Раздача литературы и использование листовок – бесплатно. Ввиду того, что посылаемой литературы может не хватить, просьба выделить из своих запасов комплекты литературы стоимостью до 50 руб. (по расчетам себестоимости), каковой расход спишите за счет Авиахима РСФСР. Литература должна быть подобрана лучшая, наиболее ходкая и популярная для деревни. Можно использовать также оставшиеся №№ «Самолета» и «Химии и жизни».
С товарищеским приветом. Секретарь Авиахим РСФСР Фельдман
Владимир Тольц: Энтузиазм энтузиазмом, а агитоблеты имели свою экономику. Не только ведь комплекты литературы, снарядить самолет требовало немалых затрат. Был еще НЭП, и деньги, коммерческая сторона имели свое существенное значение.
От Союза Авиахим СССР, 31 декабря 1925 г.
Уважаемые товарищи,
Организовав агитационный облет двух самолетов «Юнкерс» по маршрутам: Москва–Пенза–Муром–Владимир–Переяславль-Залесский–Москва и Москва–Калуга –Брянск–Тверь–Москва с посещением ряда пунктов по периферии этих городов с устройством на местах докладов, лекций, массовых полетов, – Союз Авиахим СССР обращается к вам с предложением принять ваше участие в этом облете путем помещения ваших реклам на этих самолетах. Для реклам на самолетах отведено 100 кв. метров по фюзеляжу и крыльям, причем плата за место рекламы установлена от 400-800 руб. за кв. метр.
(Вот отчего самолёт, побывавший в Касимове, так расписан!) Вылет самолетов по указанным маршрутам предположен: одного не позже 15-го, другого – не позже 25 января и облет продолжится до 1 апреля, после какового срока эти самолеты будут производить облеты по другим маршрутам. Перед вылетом самолеты будут засняты, снимки помещены в печать, что также усилит рекламу. Каждое учреждение, поместившее свою рекламу, получит фотоснимки этих самолетов.
(Вот почему сохранились фото!) Помимо того, что каждое учреждение, затрачивающее известные суммы на обычные рекламы, несомненно, учтет преимущества такого вида рекламы, Союз Авиахим СССР вместе с этим твердо уверен, что многие учреждения захотят стать участниками организации данного агитоблета.
Заявления на помещение рекламы надлежит давать в помещение секретариата Союза Авиахим СССР [...]
Ввиду того, что рекламы будут исполняться при участии художника, просьба озаботиться с помещением реклам заблаговременно, во всяком случае, не позже 10 января, после какового срока прием реклам станет технически невозможным.
Авиахим СССР – в Главное управление государственной трудовой сберегательной кассы, 8 февраля 1926 г.
Настоящим Секретариат Союза Авиахим СССР подтверждает получение вашего заказа на помещение рекламы на самолете Юнкерс размеров в 2 кв. метра. Ввиду того, что на боках корпуса самолета имеются большого размера опознавательные знаки (ОНИ И ПОМОГЛИ МНЕ ИНДИФИЦИРОВАТЬ САМОЛЁТ!), которые закрывать рекламами запрещено, хотя ваша реклама и будет помещена на желаемом вами месте, но с двух сторон самолета, во всяком случае, на видных местах.
Вашу агитлитературу просим передать сегодня же представителю нашему т. Голубкову.
Литература передается под ответственность нашему уполномоченному по агитоблету тов. Сергееву, которому поручается контроль за раздачей ее на местах. Деньги за рекламу просим уплатить при получении вами фотоснимка с помещенной на самолете вашей рекламы.
В тридцатые годы, с окончанием короткой эпохи НЭПа, характер агитполетов тоже, конечно, изменился. А потом – война. Одним из ее косвенных следствий стало то, что герои-авиаторы 20-х оказались вытеснены из народной памяти. Ну, кто помнит сейчас имена, в те годы гремевшие - пилотов Анохина, Копылова, Найденова, Моисеева, участников агитполетов, о которых сегодня мы говорили?..
Отыскалась в Интернете еще одна заметка:
САМОЛЕТ «ЛИЦОМ К ДЕРЕВНЕ»
 13 февраля у села Ромоданово приземлился самолет «Лицом к деревне». Все окрестные жители несколько дней ходили на поле смотреть его. Восемь раз поднимали его в воздух пилоты т.т. Сергеев, Мороз, (возможно из здесь ошибка? Техник Морозов, а может, и он был лётчиком?), Моисеев. Желающих покататься была масса. Много крестьян приняло воздушные октябрины. Один мужичок сказал: «Все небо облетал, а Илью-Пророка не видел». Самолет поднимался также над Перемышлем, летал в Говардово и в Тарусский уезд, агитируя население вступать в ОДВФ.

Впечатляет и хроника тех лет: В.Б.Копылов и др. на J-13 «Лицом к деревне» пролетели из Москвы до Перми и обратно. (272,369)
13 марта Состоялось объединение ОДВФ и Доброхима в Авиахим. (66,92). А вот где основная «собака зарыта»:
 18-31 декабря XIV съезд ВКП(б) поручил ЦК «... принимать все меры... к усилению мощи... воздушного флота». Тут возникает интересный вопрос о направлениях и об источниках средств. Кап. путь через развитие легкой промышленности и ограбление колоний – не шел. Займов не дали. Решили грабить своих – формально крестьян, а на самом деле – всех. Лозунгом стал жесткий режим экономии, снижение непроизводительных расходов, сокращение штатов, ПТ, рационализация, снижение с/с. На самом деле все это были отговорки.
17 апреля Н.Бухарин выступил с призывом к крестьянству "обогащайтесь не боясь никаких репрессий".

Май
1–2 мая На первомайском параде впервые в большом количестве была показана авиация – 88 машин. (438,547)
По другим данным 1 и 3 мая и М.В.Ф. сказал «Впервые в наших условиях был произведен в таких крупных масштабах опыт массовой работы авиации под единым руководством с одного аэродрома». (66,133)…
Пилот Моисеев рассказывал, что такой же ажиотаж был и тогда, когда «Авиакультура» выполняла первые рейсы на ярмарку в Нижний. И вот теперь линию продлили до Казани. Туда летели с частыми посадками.
23 июня 1925 года в «Воронежской коммуне» появилось сообщение: «21 июня в 4 ч. дня в Воронеж прилетел самолет Авиахима «Лицом к деревне»... На аэродроме самолет был встречен представителями пятерки, Губ. ОДВФ и массой граждан…».
Такие агитполеты самолетов Авиахима были устроены в связи с новым лозунгом, выдвинутым партией весной 1925 года: «Лицом к деревне».

В Воронеж из Москвы для пропаганды достижений советской авиации прилетели «уполномоченный Авиахима РСФСР т. Федотов, пилот Моисеев, механик Морозов, корреспондент газеты «Правда» и «Гудок» т. Шкловский и двухлетний сын т. Моисеева» (вполне можно предположить, что сын лётчика был в Касимове, ведь на фото есть дети, а чужих вряд ли пустили, ведь не даром был у пилота «браунинг», и слово уполномоченный – нам много чего говорит). У прибывших в Воронеж авиаторов возникла проблема: отсутствие аэродромов в уездах. Самолет «Юнкерс» несколько раз поднимался в воздух с пассажирами города Воронежа, а затем было принято смелое решение поставить самолет на поплавки. (Вот когда появились поплавки!) В.Б. Шкловский в течение дней ожидания и работы механика решил посмотреть уезды Воронежской губернии. Как он сам вспоминал: «Почти случайно я попал к мелиораторам»…
Впечатляет и сама биография пилота, предположительно побывавшего в г. Касимове, доказательства, несомненно, есть в районной газете!). Он, получается, герой гражданской войны:
Моисеев
Яков Николаевич
1920 красвоенлёт 2-го отдельного разведывательного авиаотряда

14.10.1924 красвоенлёт 2-го отдельного разведывательного авиаотряда
21.09.1926 инструктор лётной части Военно-воздушной академии 18.08.1897 – 28.12.1968
В настоящем списке представлены кавалеры трёх орденов Красного Знамени, удостоенных этих наград в период с 1918 по 1930 годы, когда он являлся высшей наградой РСФСР и СССР.
советский лётчик-испытатель, кавалер четырёх орденов Красного Знамени и двух орденов Ленина.
Яков Моисеев родился 6 (по новому стилю – 18) августа 1897 года в станице Морозовская (ныне город Морозовск Ростовской области).
В 1917 году состоял в Красной Гвардии. В 1918 году Моисеев добровольно пошёл на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне, первоначально был шофёром бронемашины бронеотряда 5-й армии. Позднее стал лётчиком истребительного авиационного отряда 3-го дивизиона 10-й армии, затем служил в ряде других авиационных подразделений, в том числе в отдельном разведывательном авиационном отряде.
Принимал активное участие в боях с Добровольческой армией Деникина. В 1919 году в сложных условиях выполнил воздушную разведку войск противника и доставил в расположение командования важные разведданные, при этом подвергаясь риску. За это он был награждён орденом Красного Знамени. В дальнейшем участвовал в боях с басмаческими бандформированиями, за что был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В 1926 году по инициативе Николая Поликарпова Комиссия по большим советским перелётам поручила Моисееву совершить перелёт по ранее не испытанному маршруту. Моисеев с Поликарповым долгое время готовились к полёту. Для него специально был построен самолёт «Искра», оснащённый мотором «М-5» мощностью в 420 лошадиных сил. 14 июля1926 года Моисеев вместе с механиком Петром Морозовым вылетел в 1 час 20 минут. Маршрут пролегал через Харьков, Баку, Пехлеви. 17 июля 1926 года Моисеев и Морозов на самолёте перелетели через Менджильские горы высотой около четырёх тысяч метров и в 8 часов утра того же дня приземлились в Тегеране. Перелёт Москва-Тегеран был выполнен в общей сложности за 2 дня и 6 часов, из которых в воздухе Моисеев провёл 17 часов 27 минут. 22 июля 1926 года он вылетел обратно в 0 часов 10 минут несмотря на то, что было тёмное время суток и компас приходилось подсвечивать фонарём. В 19 часов 30 минут 23 июля самолёт приземлился в Москве, установив мировой рекорд дальности. За этот перелёт Моисеев был награждён третьим орденом Красного Знамени.
После этого перелёта в 1927 году по рекомендации Поликарпова Моисеев стал лётчиком-испытателем, испытав в общей сложности более 10 тысяч самолётов, в том числе проводил испытания на высший пилотаж самолёта «У-2».
В 1936 году был уволен в запас. В 1939 году повторно был призван в армию, служил в Народном комиссариате авиационной промышленности СССР. В 1967 году в звании полковника вышел в отставку.
Умер 28 декабря 1968 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награды:
• два ордена Ленина (17.08.1933; 21.02.1945),
• четыре ордена Красного Знамени (1920; 14.10.1924; 07.09.1926; 03.11.1944),
• орден Красной Звезды (28.10.1967),
• орден Красного Знамени Хорезмской НСР (1924),
• медали.
Именем Якова Моисеева назван пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300 RA-96008 российской авиакомпании «Аэрофлот».
Нам осталось добавить немного о конструкции самолета.
F 13 эксплуатировался с шасси разного типа - колесным, лыжным, поплавковым. Возможность быстрой замены шасси с одного типа на другой оказалась очень востребованной
Наиболее широкое распространение в СССР получил Ju 13 (F 13 по немецкой системе обозначений).Этот пассажирский самолет спроектировал в Дессау конструктор фирмы «Юнкерс» О. Ройтер в 1919 г. Он эксплуатировался в авиации многих стран. В СССР было около 70 машин этого типа. Несколько экземпляров было изготовлено немцами в Филях (ведь наш в Германии не регистрировался и там же велась сборка военного варианта Ju 13 для экспорта в Персию – с пулеметной установкой за местом пилота; он мог использоваться как бомбардировщик или военно-транспортный самолет), пять – в мастерских советского общества воздушных пассажирских перевозок «Добролет», остальные самолеты купили в Германии. В 20-е годы Ju 13 являлись основным типом самолета на советских пассажирских авиалиниях. Они начали применяться в 1922 г. для связи Москвы с Нижним Новгородом, где проходила знаменитая Всероссийская ярмарка, затем летали на маршрутах обществ «Добролет», «Укрвоздухпуть», «Сиблет», «Закавиа», «Дерулюфт». Помимо пассажирских перевозок, Ju 13 применялись в санитарной и сельскохозяйственной авиации, использовались для агитационных полетов. В 1924 г. немецкий летчик О. Биприх на Ju 13 по заданию советского командования совершал полеты в районе Хивы для совместных действий с наземными войсками при подавлении восстания басмачей и был награжден именными золотыми часами.
Два Ju 13 установили на поплавковое шасси того же типа, как на Ju 20. Один из этих самолетов использовался осенью 1923 г. для платных полетов на Москве-реке в районе Сельскохозяйственной выставки (фото тоже есть в Интернете, сейчас в этом месте расположен Центральный парк культуры и отдыха). Причём катали даже иностранцев – японцев. Известен также полет на Ju 13 из Ташкента в Кабул через один из высочайших горных хребтов Гиндукуш в 1924 г. Два самолета приняли участие в перелете Москва – Пекин в 1925 г. До столицы Китая долетел один Ju 13, второй был поврежден при посадке незадолго до окончания перелета.
Вот такой интересный самолёт и знаменитый пилот побывали в Касимове!


"Наша улица” №233 (4) апрель 2019