среда, 3 апреля 2019 г.

ЮРИЮ НАГИБИНУ УЖЕ 99 ЛЕТ (родился 3 апреля 1920 года)


ЮРИЮ НАГИБИНУ УЖЕ 99 ЛЕТ
(родился 3 апреля 1920 года)


Год за годом. "Река времен в своем стремленье..." Четверть века назад я первым читал "Дневник" Нагибина в рукописи. Я первым издал его. Юрий Нагибин родился в 1920 году, 3 апреля. Стало быть, теперь ему было бы 99 лет. Мы говорим об актуальности Гоголя, вообще, об актуальности большого писателя. Вот, к примеру, на злобу дня цитата из "Дневника" Юрия Нагибина:
"Наше время и строй выработали-таки новую этику. Ее продемонстрировал мой сосед по столику, юный завстоловой из Таганрога. Он был год на партийной работе и очень на ней вырос. Он говорит своим подчиненным: "Вы живете за счет народа, который обворовываете. Так улыбайтесь за это, по крайней мере!" А еще он говорит: "Мы воруем, мы злоупотребляем, но давайте всё же не выходить из рамок приличия, надо и честь знать". И еще: "Все же понимают, что завстоловой не будет без мяса. Но беру я на один обед, а не на два, и люди меня уважают. Другие тащут без стыда и совести, а я так не могу, мне еще вон сколько работать! Поэтому я всё делаю с умом и по совести". Вот какая теперь совесть: воровать умеренно. И он всерьез считает себя не только честным человеком, но и крепким молодым коммунистом. И другие считают его таким, ибо воруют прямо или косвенно все - снизу доверху. Мздоимство, воровство, злоупотребления всех видов приняли такие размеры, что государству с ними не справиться, даже если б оно захотело".
Если перенести нынешних "борцов" с коррупцией в Гоголевское время, то они никак не изменятся, будут такими же несменяемыми на своих должностях, и под лозунгом борьбы с воровством будут брать из чужого кармана столько, сколько им нужно.



Юрий КУВАЛДИН