воскресенье, 17 апреля 2011 г.

НЕЛЮБИМЫЙ ЛЮБИМОВ















Сейчас Юрию Любимову 93 года. 30 сентября будет 94. Он родился 30 сентября 1917 года. Революционный человек. Как говорил Лев Троцкий, революция должна продолжаться вечно. Начались новые разборки в Театре на Таганке. Инициатор, как всегда, Юрий Любимов. Он хочет жить на государственный счет, но управлять как частник. Раздвоение Ивана. Так не бывает, но он хочет, чтобы так было. У Юрия Любимова, пережившего Советский Союз, появилось естественное желание избавиться от старой гвардии, от Валерия Золотухина и других стариков. Это нормальное явление. Юрию Любимову обидно, что говорят о Владимире Высоцком, о Валерии Золотухине, о Феликсе Антипове, об Алле Демидовой, о Вениамине Смехове, а не о нем. Юрий Любимов понял это слишком поздно, когда ему уже за 90. Он всю жизнь продвигал других, а не себя. Поругивал Константина Станиславского, не понимая, что Константин Станиславский - это текст. А у Юрия Петровича Любимова текста нет. У Юрия Любимова есть, как говорил Михаил Козаков, рисунки на песке. Театр - это рисунки на песке. Эта последняя попытка Юрия Любимова зацепиться за вечность, тоже, на мой взгляд, неудачна. Нужно не с телами актеров заниматься, а с текстом. Актеры - это тела. А тела бренны. Ничтожны. Бессмертные работают текстом, Словом. Юрий Любимов должен был написать книгу уровня Анатолия Эфроса «Репетиция - любовь моя». Но не написал. Что ж, каждый, не запечатлевший себя в тексте, умирает в своем времени, и исчезает из памяти народной, исчезает с лица земли бесследно. Жаль. Талантливый был режиссер. Но ничего, он сохранится в записях бессмертных Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина.

Юрий КУВАЛДИН

На сайте Театра на Таганке вывешен следующий материал:

[16.04.2011] Юрий Любимов: «Попросили - работаю».

В интервью корреспонденту «Ведомости. Пятница» Юрий Любимов рассказал о новой премьере, реорганизации труппы и о том, чем режиссер похож на врача.
«На 21 и 23 апреля в Театре на Таганке назначены предпремьерные показы спектакля Юрия Любимова „Маска и душа“ по произведениям Чехова. А 17 апреля 93-летнему режиссеру в Петербурге вручат специальную премию „Европа - театру“. Сейчас на Таганке идут репетиции, Юрий Петрович из зрительного зала водит по полуосвещенной сцене фонариком. Слева расположился фрагмент старого купе поезда, справа - икона, а в глубине - паром из чеховского рассказа „Святою ночью“. Кубики из знаменитого спектакля 1960-х „Послушайте!“ образуют слово „Мейерхольд“. После очередной репетиции режиссер рассказал обозревателю „Пятницы“ о том, что происходит в его жизни и в его театре сегодня.

О премьере

Художника в этом спектакле нет, сценографию сочинил я. Музыку для спектакля написал Владимир Мартынов, а уравновесить ее я решил Шаляпиным, чтобы дать удаль (поет „Как во городе было…“). Кроме того, Шаляпиным мне хотелось обозначить определенный чеховский круг людей. В спектакле фигурируют Бунин, Суворин, даже революционная шпана, как чеховское предчувствие. Я могу себе это позволить, поскольку не делаю исторического спектакля. Эрнст Неизвестный разрешил мне по старой дружбе использовать в оформлении свою скульптуру, изображающую руку. Ее реплику для спектакля сделал актер, играющий в „Маске и душе“ роль Чехова. (Зовет: „Андрей Смиреннов!“ Из-за кулис выходит совсем молодой актер.) Вот наш Чехов.
Труппа должна меняться, а не сидеть, как клопы на диване, до конца своего существования

О Чехове

Я за жизнь поставил несколько чехов?ских спектаклей. Ставил „Три сестры“ у себя в театре, „Вишневый сад“ и „Чайку“ - в Греции. Даже в училище, когда работал, ставил чеховские рассказы. Каюсь, я считал, что его пьесы неинтересные, а проза лучше. Только когда сам поставил несколько пьес, понял, что был неправ. Жанр этого спектакля я называю „элегией“ и пользуюсь рифмой Введенского, которая мне, признаться, очень нравится: „Так сочинилась мной элегия о том, как ехал на телеге я“. В спектакле есть чеховские шедевры - „Степь“, „Святою ночью“, „Учитель“, „В суде“. Есть его автобиографические наблюдения.
Чехов должен был провести для меня диагностику России. Так и были отобраны рассказы: вот безобразный суд, вот „Степь“, где в первом же абзаце помянуто наше безобразное пьянство. Я сформулировал для себя главное в его фигуре: Чехов - доктор, то есть тот, кто ставит верный диагноз, а иначе он залечит. У докторов ведь совершенно особый взгляд. Как и у режиссеров. Я, скажем, тоже могу совершить ошибку и назначить на роль не того актера. Что ж, я его могу и заменить.

О старой Таганке и тайных поклонниках

В советское время меня четыре раза выгоняли из театра. Но сам же театр меня и спасал. Наши спектакли многим нравились. По-видимому, и тем, кто писал вождям речи. Детям вождей они тоже нравились. Юрий Андропов меня однажды неожиданно обнял. Я спросил его: „За что?“ Оказалось, за то, что я не принял его детей в свой театр. „Представляете, они играли бы в вашем театре - какой это был бы позор для меня! Какой вы молодец, что не взяли их. Знали, что мои дети?“ Я ответил, что не знал. Он засомневался: „Зачем тогда час потратили на их пробы?“

Об отставке

Я давно просил городские власти реорганизовать театр, поскольку по действующей системе закупок, по утверждаемой на год смете расходов больше работать не мог. У меня подписание документов отнимает, без преувеличения, по два часа в день, не меньше. Но были и другие причины. Когда сотрудник не хочет чего-то делать, я как руководитель театра должен иметь возможность достать бумажник и сказать ему: „Вот тебе деньги за твою работу, только делай“. Кроме того, я настаиваю, что в театрах должна быть введена контрактная система. Труппа должна меняться, а не сидеть, как клопы в диване, до конца своего существования. В итоге это губит все театры, особенно репертуарные. И я в своем мнении не одинок.
Моя просьба не дала результата, поэтому я написал заявление об отставке. Конечно, сразу испугались скандала: что ж это такое! Меня вызвали городские власти по культуре и сказали: вы еще поработайте, а мы подберем вам замену. Заодно поинтересовались, кого я рекомендую себе на смену. Потом я был на приеме у Владимира Владимировича, который сказал мне: „Нет, Юрий Петрович, я прошу вас поработать“. Попросил - работаю! Был у нового мэра. Вслед за премьер-министром он подтвердил, что не видит проблем перехода театра на автономию.

О расколе

Процесс перехода уже был запущен, но приостановился из-за письма профсоюза театра, возглавляемого Валерием Золотухиным, в Департамент культуры Москвы. Оно подписано актерами театра, волнующимися, что это приведет к сокращению штата. В Мосгордуме решили, что коллектив сказал „нет“. Но какой коллектив может быть в театре? У нас нет понимания, что режиссер собирает для себя команду, что именно он принимает на работу и может уволить. Иначе в театре ничего создать нельзя. Когда я вернулся из эмиграции, один раскол уже произошел (в 1993 году часть артистов Театра на Таганке образовала „Содружество актеров Таганки“. - „Пятница“). „Коллектив“ хотел защищать театр, который создал я, от меня самого. Абсурд! То же самое происходит и сегодня».

Попросили — работаю, «ВЕДОМОСТИ. ПЯТНИЦА» № 14 (246), [15.04.2011]