воскресенье, 31 мая 2009 г.

ТРИ РАССКАЗА ВИКТОРА АСТАФЬЕВА

ПРИХЛЕБАТЕЛИ

Долго я искал в старых сибирских словарях это слово и... не нашел. В словаре Ожегова кратко: - подхалим, дармоед.
Зато уж если кому доведется составлять словарь советской эпохи, слово “прихлебатель” займет в нем главенствующее место. Сказано, что социалистическая система - самая лучшая для воровства, но уж советское время, новая наша эпоха несомненно самая плодовитая для прихлебателей. Они так тучами и следовали за трудовым народом, и впереди всех толп бравое комиссарство в галифе - главные прихлебатели века.
Естественно, что и на фронте прихлебателей было дополна, и чем далее шла война, тем их становилось больше и больше. Они, прихлебатели большие и маленькие, придумывали для себя отделы, части, звания, изобретали себе занятия, чаще всего бдящие, карательные, путались в ногах армии, мешали воевать, и после войны, усвоив крепко, что прихлебателем быть легко и выгодно, выставлялись в первые ряды победителей, добывая блага и всяческий корм за счет изувеченных, погибших окопников-страдальцев.
После голодного, гибельного Букринского плацдарма на Днепре, соседний, Ходоровский плацдарм был просто курортом. Здесь была наведена понтонная мостовая переправа, на плацдарм переправилась артиллерия, танки и много всякого народу, в том числе и чиновного. Даже командующий тридцать восьмой армией, молодой и форсистый Москаленко сидел на плацдарме. И сидел крепко, комфортно, под многими накатами, при сильной охране и угодливой обслуге.
Ежедневно ополудень через Днепр, почти задевая колесами поверхность воды, тащился за Днепр кукурузник и через часик-полтора возвращался обратно. Солдатский телеграф разнес по окопам - на кукурузнике том личный повар доставляет командующему обед. Ну, доставляет и доставляет, известно же: кому война, кому мать родна...