пятница, 2 марта 2018 г.

Александр Трифонов "От Ватикана до Колизея"

Александр Трифонов

ОТ ВАТИКАНА ДО КОЛИЗЕЯ

эссе



Александр Трифонов в Ватикане, февраль 2018.

Из государства в государство иду пешочком, издали смотрю на Колизей, к которому мчатся байкеры на ревущих мотоциклах у Феллини в «Риме» и, естественно, после этого направляюсь в кафе «Канова», в котором время от времени Феллини просматривал газеты под кофе, и далее направляюсь, само собой разумеется, к фонтану де Треви из «Сладкой жизни». Конечно, в искусстве нужен Феллини, нередко повторяю я, то есть свободная от всяческих штампов и предрассудков мысль.
Рим!
Я прилетел сюда из Третьего Рима. Поэтика креста, начала, икса, слова, вечности… Рим!
Недаром Гоголь в Риме почувствовал:
«Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр, - все это мне снилось. Я проснулся опять на родине и пожалел только, что поэтическая часть этого сна, - вы, да три-четыре оставивших вечную радость воспоминания в душе моей, - не перешли в действительность. (…) Как будто с целью всемогущая рука промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всем и весь впился в ее роскошные красы. Она заменила мне все. Я весел. Душа моя светла…»


Александр Трифонов "Несение креста", холст, масло 80 х 70 см. 2016.


И Мандельштам почувствовал:

Поговорим о Риме - дивный град!
Он утвердился купола победой.
Послушаем апостольское credo:
Несется пыль, и радуги висят.
На Авентине вечно ждут царя -
Двунадесятых праздников кануны, -
И строго-канонические луны -
Двенадцать слуг его календаря.
На дольний мир глядит, как облак хмурый,
Над Форумом огромная луна,
И голова моя обнажена -
О, холод католической тонзуры!


И Бродский почувствовал:

…Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники - ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца...


И мой старший товарищ Тимофеевский почувствовал:

…Рухнул Рим, никто не помнит точной даты.
Вот и спорим, и проводим параллели…
Всюду те же кровопийцы и солдаты,
Кровопийцы и ворюги, мой Валерий.
Лучше сам ты возвращайся, путь недолог.
Мы с женою заждались тебя в столице.
Неужели так уж важно въехать в город
На четверке в триумфальной колеснице?..
Да и я почувствовал себя человеком мира. 


Вот уж никогда не предполагал, что художественная галерея Ватикана, где соседствуют Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Караваджо, повёрнута не только в прошлое с этими титанами живописи, но и в будущее, пожелав пополнить свою коллекцию моим холстом «Несение креста». Так работают истинные коллекционеры. Собираешь в своё времени, а восхищаться будут потом, через 100, через 300, через 1000 лет. Да, именно с таким прицелом работают искусствоведы грандиозного Ватикана, понимания, что колесо вечности никогда не останавливается.

Александр Трифонов у Колизея. Рим, февраль 2018.


"Наша улица” №220 (3) март 2018