Александр
Трифонов
Я и
Малевич
рецепт
Малевич
со своим "Черным квадратом" не дает мне покоя. Я использовал его в
своих картинах много раз. И никогда в последствии не жалел об этом, с
присутствием черного квадрата картина наполнялась смыслом и обретала более
звонкое графическое звучание, поэтому использовать его как символ я не перестаю
снова и снова. Он служит и символом протеста и знаком "кирпич" для
непосвященных в тайны творчества людей.
Первый
раз я сознательно применил черный квадрат в картине "Квадратный портвейн
Казимира Малевича", по совету своего отца писателя Юрия Кувалдина. В той
работе эта замечательная картина - знак-манифест, расположена на мольберте
рядом со столом на котором стоит бутылка портвейна с этикеткой
"Алушта". Все это происходит на театральной сцене. Картина получилась
гармонично-динамичной, квадратный холст дополняет округлую бутылку, а черный
квадрат в картине хорошо перекликается с черными кулисами.
Вдохновившись
новой темой, я сделал несколько других композиций с использованием черного
квадрата, и назвал их "Конец реализма". Теперь с картиной
соседствовали красный шар или более изогнутая бутылка. Здесь черный квадрат был
не просто картиной, а знаком, противопоставляемым реальному миру с его
классически-реалистическим пониманием действительности.
В
2006 году в своей уже более новой интерпретации черного квадрата в картине
"Путями черного квадрата" я использовал его иначе - более свободно.
Большой "Черный квадрат" стоит на мольберте в центре картины, а
маленькие квадраты, словно птицы, летают вокруг опираясь на провода, создают
динамику. В этой картине можно находить разные философские смыслы, но один из
главных - это принцип повторения, вечного возвращения к оригиналу и бесконечная
множественность реальностей.
Последняя
на данный момент картина на эту тему - "Мой друг Малевич" 2007 года,
написана уже в новой манере. Здесь вся картина обрамлена нарисованной рамой, а
черный квадрат, как знак, находится в центре и скрепляет всю композицию из
разноцветных и разнофактурных плоскостей.
Некоторые
непонимающие искусство люди часто любят приводить в пример Малевича, что и мы
бы так смогли нарисовать, что "Черный квадрат" это обман и глупость.
Но для начала надо стать Малевичем, потом нарисовать квадрат, потом
провозгласить его символом нового искусства, где нет места копированию действительности
не художником созданной, и трудом всей своей жизни прославить свой квадрат. Это
примерно, как забить пенальти в финале чемпионата мира по футболу, забить
просто пенальти могут миллионы, а дойти до финала и забить его в самый
ответственный момент смогут только единицы. И про них тоже можно сказать: я бы
так смог.
Своим
квадратом Казимир Малевич ставит окончательную точку в реалистическом
искусстве, в копировке действительности, копировать уже может фотоаппарат,
художнику не нужно тратить на это время, он движется дальше по пути создания
своего искусства. И мне очень приятно, что таким переломным художником,
повернувшим развитие всего мирового искусства, является русский художник.
Всем
смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную
энергию он привнес в свое творчество. Его эволюция живописца похожа на серию
взрывов и катастроф. Разоблачая академические художественные стереотипы,
Малевич проявил яркий темперамент критика-полемиста. Исследователи говорили,
что это был ""испытательный полигон", на котором искусство
живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности". Биография
Малевича необычна и запутана. Художник сам менял ее как хотел,
специально изменяя годы и события, она кажется нам необычайно насыщенной,
полной контрастов, взлетов и падений. Малевич мечтал посетить Париж, но ему так
и не удалось это сделать. Ему не удалось испытать множество эстетических и
житейских радостей, доступных его более обеспеченным и образованным коллегам.
Он самостоятельно прошел трудный путь от скромного самоучки до известного
художника, принимал участие в двух революциях, сочинял футуристические стихи,
реформировал театр, увлекался теософией и астрономией, преподавал, писал
философские труды, сидел в тюрьме, был директором института и безработным...
Пунин
писал, что Малевич принадлежал к тем людям, которые были "заряжены
динамитом". Не каждый из знаменитых художников мог так поляризовать
общественное мнение. Малевич всегда был окружен преданными друзьями и
страстными соперниками, у критиков он вызывал самую грубую брань, "ученики
его боготворили, как Наполеона армия". Даже в наше время есть много людей,
имеющих резко противоположное отношение и к наследию Малевича, и к его личным
качествам.
В
детстве я со своей мамой бывал на месте, предполагаемой могилы Казимира
Малевича, мы доезжали от станции "Рабочий поселок" до
"Ромашково" на электричке и шли через село по полям к маленькому
памятнику на опушке леса. Я не совсем понимал, что это, но тот памятник очень
четко запомнился мне - красный квадрат в центре белого большого квадрата.
Позднее я узнал, что это только предполагаемое место могилы великого художника. Настоящую недалеко
от деревни Немчиновка разрушили в 41 году во время боевых действий. Получилось,
что и после смерти, как в жизни, с Малевичем происходили мистификации.
Физический он исчез с Земли бесследно, но оставил после себя "Черный
квадрат" и новое слово в искусстве.
Малевич
был выдающимся художником, которые внес огромный вклад в развитие всего
мирового искусства и моего тоже.
Литературный
альманах Юрия Кувалдина "Ре-цепт", Издательство "Книжный
сад", Москва, 2008, 52 авторских листа, 832 стр., переплет 7цб, оформление
художника Александра Трифонова, тираж 1.000 экз., стр. 149.