вторник, 13 августа 2013 г.

Всюду поют

Мало кто говорил о песенности Чеховской прозы, если вообще кто-нибудь говорил. Как правило, литераторы у нас безголосы и не имеют слуха. Я часто задумывался о том, чем же так трогает мое сердце Чехов, и догадался, что помимо ювелирной работы с лексикой, образности, глубокой мысли, он завораживает меня пением. У него всюду поют, даже когда он это подмечает с сарказмом, например: «..запела она, как поют оперные певцы, когда слышат что-нибудь ужасное». Или в минуты уныния персонаж скажет: «…что сегодня пассажирки запоют мне за этот гробик». Даже речь говорливого человека Чехов сравнивает с пением: «…он уже так увлекся, что, как поющий соловей, не слышал ничего, кроме собственного голоса». В характеристики приличного, с оттенком усмешки, общества вкладывает определение: «Они и поют, и страстно любят театр». И какая встреча проходит тихо: «Они теперь поют, хохочут». И, конечно, «трагики поют куплеты». А в церкви «поют "вечную память"», и «дети ангельскими голосами поют в ответ: "Святый боже"». Чтобы показать глубину «кадра», Чехов пишет: «Где-то играют на струнах и поют в два голоса». А дальше просто «сидят какие-то люди и поют». На переднем плане идет развитие действия, а на заднем «послышались звуки скрипки, поющие голоса». И вот в самом гениальном рассказе Антона Чехова «Архиерей» герой со слезами на глазах восклицает: «"Как они сегодня хорошо поют!.. Как хорошо!" И я вослед мастеру восклицаю: как же хорошо поёт Чехов!

Юрий КУВАЛДИН