Владимир
Соловьёв из работы «Первый шаг к
положительной эстетике»
«Местная
история показывает, как здесь или там тяжелыми, запутанными и нередко кривыми путями
собиралась земля вокруг народных вождей, и как мало-помалу росло и развивалось
национальное сознание. Но и всеобщая история также показывает нам, как еще более
трудными и сложными путями собирается вся земля, целое человечество вокруг невидимого,
но могучего центра христианской культуры и как, несмотря ни на какие
препятствия, все растет и крепнет сознание всемирного единства и солидарности. Эту
аналогию между национальным и всемирным "собиранием земли" можно было
бы провести еще дальше, но я ограничиваюсь только очевидными и бесспорными
чертами. Итак, у истории (а следовательно, и у всего мирового процесса) есть цель,
которую мы несомненно знаем, - цель всеобъемлющая и вместе с тем достаточно определенная
для того, чтобы мы могли сознательно участвовать в её достижении; ибо
относительно всякой идеи, всякого чувства и всякого дела человеческого всегда
можно по разуму и совести решить, согласно ли оно с идеалом всеобщей солидарности
или противоречит ему, направлено ли оно к осуществлению истинного всеединства
или противоречит ему. А если так, то где же право для какой-нибудь человеческой
деятельности отделяться от общего движения, замыкаться в себе, объявлять себя своею
собственною и единственною целью? И в частности, где права эстетического сепаратизма?
Нет: искусство не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая
необходимо включает в себя и особый элемент искусства - красоту, но включает не
как что-нибудь отдельное и самодовлеющее, а в существенной и внутренней связи со
всем остальным содержанием жизни».
Владимир
Соловьёв из работы «Первый шаг к положительной эстетике»